161 subscriber

Как не остаться одинокой

Источник https://yandex.ru/images
Источник https://yandex.ru/images
Источник https://yandex.ru/images

Девочки любят сказки, наивно полагая, что готовность жертвовать всем ради любви – залог счастливой семейной жизни. Но так ли это на самом деле? Вызволение принцессы из башни и вынос мусора – разные вещи. Мало кто готов к ежедневным подвигам.

Известный петербургский психолог Елена Николаева анализирует поведение любимых сказочных героинь и прогнозирует их семейную жизнь с учетом личной истории в своей книге «Как не остаться одинокой. Чему сказочные истории учат женщин».

Как не остаться одинокой
Как не остаться одинокой

Так, Русалочка холодна в постели, Красная Шапочка прибегает к манипуляциям, а Царевна-лягушка не умеет выстроить диалог с мужем. Подражая сказочным принцессам, девочки программируют сценарии своих отношений. Альтернативный взгляд на сказки дает понимание, почему исполненные романтических ожиданий барышни, разочаровываются в браке.

Дети, как правило, следуют не тому, что говорят взрослые, а их поступкам. И поэтому воплощают не мечты родителей, а их сценарии — психологические рамки, в которых живут сами и в которые пытаются втиснуть любимых чад. Чем старше становится человек, тем больше он замечает, как повторяет то, что когда-то ему не нравилось, в своей семье.

Нам трудно делать то, чего мы не знаем. И мы чувствуем спокойствие, поступая привычным образом. Только психологически зрелый человек способен изменить сценарий, потому что готов к ежедневной работе, критично относится к себе и постоянно учится жить в мире с другими, договариваться, любить.

Приводим отрывки из книги

Царевна-лягушка и Спящая краса­вица

В русской сказке царевич женится на лягушке не по любви, его вы­нуждают обстоятельства. Отец, решая проблему коррупции в государстве, разработал надежный способ выбрать невест для сыновей: каждый из них стреляет из лука — куда падает стрела, там и следует искать невесту. Сказка, прав­да, сразу подчеркивает отличительные психологи­ческие особенности Ивана-царевича — он честный и порядочный. Сначала не отрицал, что стрела попала в болото и ее взяла лягушка (хотя никаких свидетельств этого не было, молодой человек с дру­гими личностными особенностями мог бы внести коррективы). А потом не стал предпринимать ша­гов, чтобы от нее избавиться: исправно кормил и поил, в платочек заворачивал...

Похоже, отец действительно воспитывал его с же­ланием быть честным и принципиальным. Но в какой-то момент молодой человек обнаруживает удивительную вещь: наедине с ним и в обществе супруга выглядит и ведет себя по-разному. На людях она восхитительно прекрасна, талантлива, оболь­стительна и умна, покорила не только сердце су­пруга, но и его отца, который выделил ее из всех невесток. Однако дома превращается в то, к чему не все люди и прикоснуться-то могут, — в лягушку, холодную и склизкую, молчаливую. У холоднокров­ной лягушки прикосновения теплокровного супру­га вызывают боль.

                                                                    Царевна лягушка                                                                                                                Источник https://yandex.ru/images
Царевна лягушка Источник https://yandex.ru/images
Царевна лягушка Источник https://yandex.ru/images

Царевич, хоть и честный, но не слишком сообра­зительный (прямо скажем, туповат), не пытается поговорить с женой и выяснить обстоятельства ее преображения. Она ведь не сразу меняет женский облик на лягушачий, и при желании можно было бы спросить: к чему такие преображения. Да и за столом на пиру легко переговорить. Но, подобно отцу, который не удосужился спросить сыновей об их предпочтениях, Иван тоже радикально ре­шает проблему — сжигает ночью лягушачью кожу супруги.

Это не дает запланированного результата, а, наобо­рот, все усложняет. Жена исчезает, и, как ответ­ственный человек, Иван-царевич отправляется в тридесятое царство за тридевять земель, побеж­дает волшебника, заколдовавшего супругу, и при­возит ее назад, уже как полноценную красавицу, круглосуточно живущую в женском облике.

С этой точки зрения данная сказка близка сказке о Спящей красавице. Она — принцесса (наша лягушка, хоть и страшна как смертный грех, тоже царских кровей). Оба родителя и окружающие души в ней не чают. Но сбывается проклятье злой феи, и девушка впадает в летаргический сон (из некоторых замечаний в русской сказке можно предположить, что и Царевна-лягушка была счаст­лива, пока ее не заколдовал Кощей Бессмертный). Условием пробуждения Спящей красавицы должен стать поцелуй принца. Сложность условия в том, что принц должен обладать определенными каче­ствами: чтобы поцеловать принцессу, ему нужно продраться сквозь лесную чащу (замок за сто лет сильно зарос) и найти нужную опочивальню в ла­биринте комнат, где стоят странно одетые спящие люди. В конце концов, отыскать принцессу, по­крывшуюся слоем столетней пыли, и рискнуть поцеловать, не боясь подцепить усовершенство­ванный вирус.

                                                                Спящая красавица                                                                                                                    Источник https://yandex.ru/images
Спящая красавица Источник https://yandex.ru/images
Спящая красавица Источник https://yandex.ru/images

Сказки похожи тем, что не сами девушки предпри­нимают какие-либо действия, чтобы освободиться от волшебных чар. Все определяют случайные внешние обстоятельства: их выбирают, а они из чувства благодарности выходят замуж.

В данном сценарии есть две психологические про­блемы. Прежде всего, Спящая красавица рискует проспать всю жизнь, не дождавшись поцелуя прин­ца, а Царевна-лягушка — до скончания лет бесце­ремонно квакать в болоте, пока стрела Ивана-ца­ревича не окажется в ее лапках. Таких одиноких дам, живущих ожиданием суженого и полагающих, что он обязан предпринимать шаги для поиска не­весты, предостаточно. Их научили, что девочки должны быть скромными, не высовываться и ждать, когда судьба будет решена теми, кто знает, как по­ступать. Они коротают век в романтических мечтах, как в определенный момент он явится на белом коне, подхватит сильными руками и унесет в пре­красный мир, показываемый по телевизору.

………………………………

Снегурочка

Снегурочка — самая сложная и трагическая фигу­ра русских сказок. Это дочь Весны и Мороза, у нее теплая душа матери и холодное тело отца. Встретив человека, которого выбрала сама, она предпочита­ет умереть любя, чем жить в нелюбви. В ней нет следования традиции, все ее действия осознанны, а проблема помещена внутри задолго до ее рожде­ния.

Это единственный вариант ассертивного ска­зочного персонажа.

Ассертивность — способность отстаивать собствен­ную позицию, достоинство, право на свой путь в жизни. Прежние героини не смели и думать об этом, боролись только с внешними обстоятельства­ми, не заглядывая в себя. Снегурочка же отстаива­ет право на выбор, а не подчиняется суровым об­стоятельствам, хоть они и уничтожают ее.

                                                                         Снегурочка                                                                                                                           Источник  https://yandex.ru/images
Снегурочка Источник https://yandex.ru/images
Снегурочка Источник https://yandex.ru/images

Снегурочки — девочки, родившиеся на стыке двух культур, поскольку их родители могут исповедовать разные религии, принадлежать разным народам с неодинаковыми традициями, порой противоре­чащими друг другу.

Стив Джобс был сыном протестантки и мусульма­нина. Дедушка, отец матери, пригрозил проклясть ее, если она выйдет замуж за человека иной веры. Поэтому мать была вынуждена отказаться от ре­бенка, нанеся ему непоправимую травму, которая кровоточила всю жизнь. Мальчика усыновила хо­рошая семья, тоже имевшая проблемы: мать была армянкой, бежавшей из Турции во время геноцида армян. Биологическая мать Стива Джобса закон­чила плохо — умерла от алкоголизма. Образно можно сказать, что она сгорела как свеча в услови­ях, где любое свободное действие несло угрозу ребенку или ей.

Так происходит с женщинами, которые в ригидном обществе пытаются совершить свободный посту­пок. Впервые его описал Лев Толстой в «Анне Ка­рениной». У нее не было внутренних противоречий, связанных с семьей, но были столкновения искрен­ней натуры с лицемерным обществом, где ей при­ходилось жить.

Чем более неодинаковы родители и их представле­ния о жизни, тем менее благополучна жизнь ребен­ка и тем менее вероятна спокойная жизнь после свадьбы родителей. У ребенка, как на двух дорожках магнитофонной ленты, записываются установки родителей, иногда противоречивые. Бессознатель­ное ребенка принимает все как единое целое, и про­тиворечие становится внутренним конфликтом.

С таким человеком трудно жить в семье, потому что он не знает, что такое умиротворенность и спо­койствие. Поэтому высока вероятность развода. Расставшись, муж и жена могут с головой уйти в работу и воспитание ребенка, утратив надежду на дальнейшую семейную жизнь.

Особенностью Снегурочек является то, что их, как правило, не бросают. Они сами уходят, порой в ни­куда, поскольку не способны к имитации, лжи, ком­промиссу. Такие женщины готовы сами работать, не выйдут замуж ради денег, престижа или квартиры.

Удивительным образом внутреннее противоречие внешне формирует поведение, которое должно отвечать требованиям двух культур. Поскольку все культуры требуют честности, прямолинейно­сти, трудолюбия и ответственности, у таких жен­щин названные качества присутствуют. Их уважа­ют на работе, при этом они редко достигают высоких позиций в социуме, тем не менее каче­ственно выполняя функции, например, руководи­теля социальных служб и подразделений в боль­ших учреждениях.

Им сложно подняться выше, поскольку более вы­сокие должности требуют компромисса. Многое в их жизни определяется семьей, из которой они вышли. Если родители — представители разных культур — смогли пронести сквозь свою жизнь теплые чувства друг к другу и позволяют детям самостоятельно проходить собственный путь, они становятся значимыми и уважаемыми людьми в том кругу, где проявляют активность.

Если все происходит так, как в жизни Стива Джоб­са, мать которого передала его в другую семью, они радикализуются, становясь резкими и бескомпро­миссными. Они жестоки ко всем и требуют соблю­дения правил, которые порой кажутся чрезмерны­ми. Стив Джобс, как известно, быстро сгорел, заболев раком.

Снегурочки начинают болеть перед менопаузой, когда происходит гормональная перестройка, и нуждаются в постоянном медицинском уходе. Многие из них не выходят замуж, поскольку имеют очень высокие требования не только к себе, но и к партнеру. У них может не быть детей, что повы­шает вероятность развития психосоматики (мы помним, что люди в семье живут дольше, чем вне ее). В отличие от тех, кто вышел из благополучных семей, они имеют мало друзей, ведь для них мир часто черный либо белый — они не знают ни ком­промиссов, ни оттенков.

Эта книга не о сказках, а о людях, которые их читают.

Сказочное повествование позволяет перебросить мостик к ежедневным поступкам с менее приметными ошибками, исправив которые можно действительно жить долго и счастливо.

Более подробно с книгой можно ознакомиться на нашем сайте.

Желаем вам приятного чтения и дарим скидку на 30% по промокоду «Кофе».