161 subscriber

Все мы родом из родительского дома. Записки психоаналитика

Привет Познающим Дзен! Комплексы, Фрейд, пациент – психоаналитик, кушетка и «это всё потому, что в детстве мама не давала мне конфеты до еды» – привычный взгляд человека со стороны на психоанализ (упуская аспекты влечения). Тем не менее, любой из нас понимает, что основой будущих отношений с миром служат ранние чувства младенца и матери, в которых мать является проводником в сложный окружающий мир и способствует развитию наследственно заложенных качеств личности ребенка либо препятствует этому. Поговорим сегодня о детстве, его влиянии на наше сегодня и, конечно, о терапии.

Книга и автор

Книга Дональда Винникотта «Все мы родом из родительского дома. Записки психоаналитика» представляет собой как мысли психоаналитика, так и истории из его практики и жизни.

Книга, на наш взгляд, будет полезна не только профессионалам, но и людям, увлекающимся психологией и желающим понять концепцию психоанализа и как детство формирует нас.

Дональд Вудс Винникотт родился в обеспеченной нонконформистской семье в Плимуте (Англия) в 1896 году и учился в Школе Лейс в Кембридже. Во время Первой мировой войны он служил судовым врачом на кораблях военно-морского флота. Потом завершил медицинское образование в Кембриджском университете; работал в госпитале Святого Варфоломея, педиатром в детских больницах королевы Елизаветы и Паддингтон Грин. Интересуясь эмоциональными проблемами маленьких пациентов и будучи вдохновлен идеями Зигмунда Фрейда, Дональд Винникотт стал членом лондонского Общества психоаналитиков. Во время Второй мировой войны его назначили консультантом Правительственного эвакуационного проекта по вывозу детей из зоны оккупации в Оксфордшире. После войны он вступил в Британское психоаналитическое общество, где дважды избирался президентом.

Дональд Вудс Винникотт. Источник: https://www.theschooloflife.com

В послевоенный период идеи Винникотта об особенностях эмоционального развития ребенка и влиянии на личность раннего детского опыта были обнародованы в серии книг и статей. Наряду с идеями современников они легли в основу психоаналитической теории объектных отношений. Человека и профессионала Дональда Винникотта отличали большая любовь к детям, хорошее знание психосоматических болезней благодаря педиатрической практике, умение изложить сложную информацию простым языком, а также высокая образованность.

Важно

  • Психоанализ представляет собой метод лечения психических расстройств с использованием психических ресурсов пациента, без применения оборудования, лекарственных средств и гипноза. Термин «психоанализ» обозначает метод, имеющий в основе серьезную теоретическую базу об особенностях эмоционального развития личности. Это прикладной научный метод.
Источник: https://www.stateofmind.it/
Источник: https://www.stateofmind.it/
Источник: https://www.stateofmind.it/
  • Какую самую важную информацию о людях сообщает психоанализ? Он информирует нас о бессознательном, наличии скрытой от глаз внутренней жизни человека, имеющей истоки в реальности и фантазиях раннего детства. Изначально реальная и воображаемая жизнь составляют единое целое, так как младенец не может воспринимать мир объективно, ему присуще чувство всемогущества как творца всего, что происходит вокруг. Постепенно здоровый младенец получает возможность воспринимать мир с не-Я-позиции. Но чтобы перейти на этот уровень, ребенок должен получать необходимый уход в период абсолютной зависимости.

Отрывок

В качестве отрывка – Концепция ложной самости из первой части книги, посвященной здоровью и болезни.

__________________________________________________________________________________________

Шесть месяцев назад, получив приглашение выступить, я выдвинул идею об истинной и ложной самости и сейчас хотел бы обсудить ее с вами. Однако что говорить на выбранную тему, чтобы это не выглядело как нравоучение? Ведь в той или иной форме и степени все мы делимся по принципу истинной и ложной самости. Отчасти мне придется связать норму с не-нормой, и я взываю к вашей снисходительности, так как в процессе обсуждения могу высказать предположение о том, что, с одной стороны, мы все больны, а с другой — те, кто психически болен, на самом деле здоров. Думаю, вы согласитесь, что сама мысль об этом не нова. Поэтов, философов и пророков всегда волновала мысль об истинной самости, а самообман считался преступлением. Вы будете правы, если скажете, что драма нашего времени связана с поиском ядра истины в сложном, сентиментальном, ориентированном на успех или неискреннем мире. Позвольте мне высказать мнение о том, что эта тема преследует всех подростков, учащихся Оксфордского и Кембриджского колледжей. Она может волновать некоторых из вас и даже меня, но я обещаю не предлагать готовых решений: переживая подобные личностные проблемы, мы должны учиться с ними жить; стоит просто наблюдать за происходящими с нами изменениями.

Вы знаете, что моя работа — лечить пациентов (психоанализ и детская психиатрия). Проблема, которую мы здесь обсуждаем, волнует и их. Возможно, есть некая связь между концепцией развития, или формированием здоровой взрослой личности, и поиском решения проблемы становления личности. Спустя годы, потраченные на поиск ответов, мы вдруг понимаем, что он всего один.

Я имею в виду, что у каждого человека есть социально одобряемое лицо и та часть личности, о которой знает только он сам и очень близкие люди. Это установленный факт, и это нормально.

Оглянитесь вокруг, и вы поймете, что в норме расщепление самости свидетельствует о личностном росте; в патологии подобное расщепление — результат схизма, то есть раскола мышления разной степени тяжести, а самая тяжкая форма — шизофрения.

То, о чем я рассказываю, одновременно просто и об­щеизвестно, а вместе с тем чрезвычайно важно.

В процессе написания данной речи мне пришлось прерваться на беседу с ребенком:

Это сын коллеги, ему десять. У него серьезная проблема. Он живет в хорошей семье, однако его жизнь нелегка. Суть проблемы в том, что он испытывает постоянные сложности в школе. Раньше ему легко давалась учеба, все были в восторге и называли его «чудом XX века». Это создавало определенные трудности. Затем последовали другие изменения. Он перестал спать и сказал своим родителям: «Все из-за стремления быть первым в школе. Это ужасно. Я как девчонка». Лежа в кровати без сна, он страдал и переживал; его мучила мысль о том, что он или его отец могут умереть. Он вспоминал исторических персонажей, которые умерли в 16 лет от тяжелой работы. Переживания вызвали определенные перемены в поведении. Это произошло после получения первой четверки в школе. Выйдя из школьного автобуса, он внезапно испытал новый страх: увидел мужчину на улице и решил, что тот хочет его убить. Вместе с тем мысль о том, что его могут убить, была приятна. Он сказал: «Я не буду спать. Если я закрою глаза, меня зарежут».
Я вынужден многое опустить, чтобы уложиться по времени. Еще мальчик рассказал мне о своих снах. Один из них необычен. Он нарисовал себя лежащим в кровати, рядом — убийца с мечом. Затем он изобразил себя сидящим и испуганным, рука прижата к губам, а убийца готовится поразить его мечом. Здесь можно увидеть убийство как символи­ческое изображение сексуального насилия; подобные сны не типичны для мальчика этого возраста. Он рассказал мне, что если будет хорошо учиться, наладятся отношения с отцом, но это приведет к утрате собственной идентичности. Именно поэтому он перестал слушаться взрослых, начал спорить с отцом и выводить из себя учителей. Так мальчик чувствовал себя лучше. Если он становился послушным, его снова одолевали кошмары, в которых он не столько боялся, что его убьют, сколько своего желания быть убитым.
Другими словами, он использовал ложную самость, чтобы порадовать других, а сам страдал от этого. Иногда человек начинает терять связь с реальностью, но этот мальчик чувствовал угрозу, идентифицировал себя с пассивной жертвой насилия. Он отчаянно старался изменить что-то, желая больше быть самим собой, стал непослушным и своевольным, хотя это было и не лучшим решением проблемы.
Источник: emotionalgrowth.com.au
Источник: emotionalgrowth.com.au
Источник: emotionalgrowth.com.au

Я привел данный пример, потому что, с моей точки зрения, мальчик вполне здоров. Это подтверждает мою мысль: чаще всего подросткам приходится самим справляться со своей проблемой. Возможно, и в вашем окружении есть люди с похожими трудностями, преуспевающие в жизни, имеющие признание, но будто оторванные от реальности. Пытаясь ощутить вкус жизни, они создают неудобства окружающим; эти люди ведут себя вызывающе и намеренно портят со всеми отношения.

Возможно, вы замечаете, что вокруг есть люди, легко приспосабливающиеся к жизни, в то время как другим приходится трудно. Если этим людям нужна помощь, они просят совета и чаще всего возвращаются к своей истинной самости, или как вы это назовете. Какова бы ни была проблема, всегда надо с уважением относиться к человеку, обратившемуся за помощью. Если вы — родитель, вы, конечно, будете надеяться, что борьба между истинной и ложной самостью не отразится на способности ребенка усваивать школьный материал. Это важный и значимый аспект детской жизни, и никому из родителей не хотелось бы, чтобы сложности с адаптацией помешали чаду развиваться в личностном и общественном плане.

Надеюсь, вы не будете возражать, если я обращусь к раннему детству. Вы учите маленького ребенка говорить «спасибо». В первую очередь, это проявление вежливости, а не истинное намерение малыша. Другими словами, вы учите его хорошим манерам и заставляете говорить неправду, чтобы соответствовать требованиям общества: понятно, что ребенок не всегда говорит «спасибо» по своей воле. Многие дети легко смиряются с несправедливостью, а кому-то это не удается. Либо в раннем детстве от них слишком настойчиво требовали произнесения первого слога, либо им с самого начала с трудом дается личностная интеграция. Конечно, есть и такие дети, которые скорее пойдут против правил, чем скажут неправду.

До сих пор я имел в виду здоровых детей, но в продолжение темы хочу упомянуть тех, для кого сложны манипуляции с истинной и ложной самостью. Компромисс возможен, но далеко не для всех и не во всех сферах жизни.

__________________________________________________________________________________________

Более подробно с книгой можно ознакомиться на нашем сайте.

Для покупки книги дарим промокод на скидку 20%Винникотт.