Больше треша: Топ-5 бесплатных VST-процессоров, которые не оставят вас равнодушными!

19 October 2019
Котик-меломан готов к экспериментальному искусству!
Котик-меломан готов к экспериментальному искусству!

Осень - унылая пора! Серое небо, сырость, промозглость вгоняют в апатию и тоску по ушедшему лету... Самое время отвлечься от грустных мыслей погружением в творчество!

И сегодня мы выберем процессоры обработки, способные привнести в работу со звуком дух бунтарства и непредсказуемости, способные подчас видоизменить звучание до полной неузнаваемости, способные превратить нас в пытливых экспериментаторов, исследующих всё новые и новые комбинации - в поисках самых удивительных и потрясающих воображение!

Собираем палитру...

Выберем краски для нашего звукового авангарда.

Нам, безусловно, понадобится что-нибудь для работы со спектром. Но простой эквалайзер - это слишком скучно! Поэтому возьмём "непростые" - 60-полосник от DUBTurbo и инженерный фильтр от RS-MET.

Для "творческого преломления" динамики сигнала будем использовать BIGKIXDIPPA от Hinton & Fairchild.

Ну, а для получения наиболее нетрадиционных оттенков включим в набор MBitFun от MeldaProduction и LOFI от E-Phonic.

Но, прежде чем мы начнём творить, не забудем сделать громкость наушников и колонок поменьше! Процессоры, перегружающие уровень или вносящие цифровые искажения могут серьёзно навредить нашему драгоценному слуху! Котик предупредил!

Начинаем рисовать...

"Зелёный эквалайзер"

Что мы привыкли видеть у многополосного эквалайзера? Как минимум, отметки частот, соответствующие полосам. У данного экспериментального 60-полосника - 60 Band Experimental EQ - таких отметок нет: только заборчик из зелёных столбцов, по которым мы можем сориентироваться лишь примерно и редактируемых "свободным полётом" мыши с нажатой левой кнопкой, а также ручка регулирования уровня (Gain). Всё.

Бас с верхом и "креативом" посередине
Бас с верхом и "креативом" посередине
Ультра-мега-бас
Бас с верхом и "креативом" посередине
Гармонические акценты
Бас с верхом и "креативом" посередине

Но этого вполне достаточно, ведь процессор от DUBTurbo создан не для привычных звучаний, не для лёгкой частотной обработочки на каждый день. Он - экспрессивная кисть тембрального художника! Поэтому распрощаемся с исходным звучанием и нарисуем новое. И ещё одно. И ещё, пока не достигнем нужного баланса мега-баса, таинственных урчаний, звонов, свистов и прочих "находок".

К сожалению, по официальным ссылкам набор плагинов, включающий данный, больше не доступен (как и весь сайт разработчиков), и найти его в Сети непросто, посему предлагаем скачать его с нашего ресурса.

Нарезка тонкими ломтиками

Следующим эквалайзером в нашем арсенале является параметрический Engineer's Filter. И тут нас ждёт противоположная ситуация: мы привыкли регулировать лишь тип фильтра, частоту (среза или центральную), добротность и уровень, а встречаем не только отличающийся, но и более широкий набор параметров.

  • Тип / режим (Mode) мы выбираем, как обычно, из популярных вариантов: High Pass / Low Pass, High / Low Shelving, Band-Pass / Band-Reject или Peak / Dip. Но этого недостаточно: требуется уточнить и конкретный математический алгоритм (Method), который будет фильтровать звук. Вариантов шесть, и их отличия хорошо видны на графике АЧХ.
  • Частоту (Frequency) регулируем как всегда, а вот вместо добротности указываем порядок (Order) фильтра (чем он выше, тем резче контуры и изломы АЧХ).

Остальные настройки зависят от используемого алгоритма.

"Творческое" пропускание
"Творческое" пропускание
"Творческое" запирание (в меню - набор алгоритмов фильтрации)
"Творческое" пропускание
Да, этот эквалайзер можно применять как "обычный" на низких порядках
"Творческое" пропускание

На низких порядках эквалайзер от RS-MET работает "плавно" и "деликатно" и применим для любой стандартной задачи обработки звука.

Однако на высоких порядках (а максимальное значение доходит аж до 40, поскольку для полосных типов отображаемое число нужно удваивать) данный процессор превращается в "хирургический" инструмент, буквально "режущий" спектр на куски и полоски. Он позволяет "отсечь" всё лишнее и уничтожить что-то ненужное с высочайшей точностью - как скульптору, работающему с податливой породой. А также даёт возможность привносить в звучание различные "экзотические" резонансы.

На официальной странице разработчиков можно найти и другие интересные бесплатные плагины.

Да будет ритм!

Говорим "ритм" - подразумеваем "Delay"; говорим "Delay" - подразумеваем "ритм"? Нет, не только!

Получить ритмику "из ничего" (имея только ровное, монотонное звучание) или усилить имеющуюся можно и ещё одним любопытным процессором - BIGKIXDIPPA.

По своей сути - это амплитудный модулятор. Только функциональность его значительно шире, чем обычно: форму управляющего сигнала мы рисуем сами (отмечая переходные точки левой кнопкой мыши), и в ней может присутствовать множество различных стадий, а частота непосредственно связана с текущим темпом хост-приложения (частота на такт регулируется в самом левом блоке - Bar/Beat).

Плавные формы
Плавные формы
Резкие переходы
Плавные формы
"Экстрим" с фазовой задержкой
Плавные формы

В правой части окна над графиком мы видим 4 регулятора:

  • Phase - позволяет внести задержку для модулируемого сигнала;
  • Curve - задаёт плавность перехода между крайними точками выделенного (правой кнопкой мыши) отрезка;
  • Mix - определяет соотношение обработанного и исходного сигнала;
  • Amp - это усиление общего уровня.

Три маленькие "крутилки" справа вверху на звук не влияют: они задают цвет окна (RGB) и сохраняются в пресете.

Что может этот процессор? Очень многое! Сделать нойз-ритм партию из записи белого шума - легко! Добавить удары на слабые доли такта - запросто! Многие задачи, требующие формирования "рельефа" звуковой волны и усиления "пульсации" музыки, могут быть успешно решены BIGKIXDIPPA. Заполучить его можно на официальной странице плагина.

Логика звука

Следующим нашим помощником выступит дискретная математика, поскольку модифицировать цифровой звук мы будем на уровне разрядов каждого отсчёта.

Для настоящих гуманитариев разработчики MBitFun придумали набор готовых решений-пресетов и кнопку, генерирующую случайную комбинацию настроек процессора. Нажимая её, можно в итоге получить какое-нибудь интересное звучание, заданное самой судьбой.

Функциональность "для начинающих"
Функциональность "для начинающих"
Основные настройки
Функциональность "для начинающих"
Логические операции
Функциональность "для начинающих"

А музыканты, не страшащиеся единиц и нулей, могут подойти к работе с этим процессором осознанно.

Очевидные параметры (Gain, Low-Pass и подобные) мы рассматривать не будем: они работают привычным образом. Пройдёмся только по наиболее значимым особенностям.

Все операции, требующие пару аргументов, могут осуществляться:

  • над текущим сигналом и его копией, которую можно сдвинуть на нужное число бит влево или вправо (Shift), с закольцовкой (Rotate) или без, и которую также можно задержать с помощью Delay;
  • над текущим сигналом и управляющим сигналом, поступающим через боковую цепь (Side-Chain).

Весьма примечательной функцией здесь является настройка разрядности сигнала - Bits, поскольку свободно варьируется от 1 (практически "морзянка") до 16, и можно выбирать как чётные, так и нечётные значения. Одна она позволяет изменить звук до неузнаваемости и получить настоящий цифровой LoFi-тембр.

Основным же творческим преобразователем в MBitFun является логический блок, осуществляющий действия над отдельными битами. В него входят 4 операции:

  1. XOR - "исключающее ИЛИ", дающая 0 при одинаковых разрядах в сравниваемой паре и 1 - при разных;
  2. AND - "И", дающая 1 только при паре единиц;
  3. OR - "ИЛИ", дающая 0 только при паре нулей;
  4. Replace, заменяющая указанные биты текущего сигнала битами управляющего.

Если мы хорошо представляем динамику обрабатываемого аудио (например, какая разрядность доминирует в нём на некотором отрезке и как именно она изменяется), то при настройке логического блока мы можем принимать вполне взвешенные решения. В любом случае, при работе с этим спецэффектом нас ждёт масса звуковых сюрпризов!

В набор бесплатных плагинов от MeldaProduction входят, кроме MBitFun, ещё более трёх десятков других процессоров, характеризующихся высоким профессиональным качеством.

Творческая деградация

Последним мы рассмотрим LOFI, разработчики которого - E-Phonic - называют своё детище "модулем разрушения аудио". Это достаточно близко описывает его суть.

Когда звук слишком хорош и его очень хочется испортить!..
Когда звук слишком хорош и его очень хочется испортить!..

Если быть точнее, то в последовательную цепочку преобразований входят 5 блоков:

  1. Down Scaler, позволяющий изменить тональность звучания (Pitch), в том числе с искажениями, регулируемыми размером буфера аудиоданных (Buffersize);
  2. Crusher, намеренно "ухудшающий" цифровые свойства аудио (детали работы алгоритма не раскрываются, поскольку даже инструкции к плагину не прилагается, но по результату он явно отличается от блока Bits в MBitFun);
  3. Filter, представляющий собой традиционный частотный фильтр (Resonance соответствует добротности);
  4. Shaper, искажающий форму звуковой волны в соответствии с одной из пяти имеющихся кривых, отображающихся на графике;
  5. Amplifier - обязательный блок усиления и баланса исходного и обработанного сигналов, с отключением которого отключаются и все остальные модули цепочки.

В LOFI (как и в MBitFun) также встроен генератор случайных комбинаций параметров (Random), позволяющий полностью положиться на удачу.

Процессор можно найти на официальной странице разработчиков и применять, к примеру, для повышения содержания шумовых компонентов в звучании или придания ему характеристик низкобитрейтных mp3 конца 90-х гг.

Что в итоге?

А в итоге мы имеем пятерку творческих инструментов, которые даже из обыкновенного белого шума могут сделать что-то оригинальное и музыкальное (по меркам современного искусства).

Например, выстроим следующий каскад обработки:

1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких
1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких
2. Усиление баса и части верха, добавление частотных акцентов
1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких
3. Создание ритма на 4/4
1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких
4. Подмешивание 11% доли 3-разрядного сигнала с "усиленным" 3 битом
1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких
5. Подмешивание 13% доли сигнала с пониженной тональностью и плавно модулированной амплитудой
1. Полоса на 2 с небольшим октавы и отзвуками в басу и на высоких

А затем посмотрим на этапы преобразований на спектрограмме:

Исходник - моно белый шум
Исходник - моно белый шум
1. Стерео-дорожки после Engineer's Filter
Исходник - моно белый шум
2. После 60-Band Experimantal EQ
Исходник - моно белый шум
3. После BIGKIXDIPPA
Исходник - моно белый шум
4. После MBitFun
Исходник - моно белый шум
5. Итоговый результат - после LOFI
Исходник - моно белый шум

Фрагмент можно послушать тут. Никаких других эффектов для его получения не применялось.

И если нам удалось содеять такое с "помехами" по радио, то уж с заведомо более "содержательным" сигналом получится куда лучше! А при модификации тембров в электронных и шумовых жанрах эти бесплатные VST помогут нам достичь впечатляющих результатов!

А сегодня Котик-меломан в очередной раз желает всем вдохновения и творческих успехов! =^_^=

P.S.: Чтобы не пропустить интересные новости и прочие "полезности", подпишитесь на Котика в ВК.

Ставьте "лайки" и подписывайтесь, если статья понравилась: скоро будут новые!

Приходите учиться в школу творческих технологий AVEAL, чтобы лучше понимать, как пользоваться рассмотренными в статье эффектами! =)

За Котика-меломана сегодня: Кибиткина Э.В.