Не Шизгарой единой

269 full reads
459 story viewsUnique page visitors
269 read the story to the endThat's 59% of the total page views
8 minutes — average reading time
Изображение взято из открытых источников image.tmdb.org
Изображение взято из открытых источников image.tmdb.org
Изображение взято из открытых источников image.tmdb.org

Встречал в сети довольно стойко уже сформировавшееся мнение о "Shocking Blue", как о "группе одного хита" народной нашей "Шизгары", она же "Venus". К тому же, как выясняется хита, практически полностью за исключением текста сплагиаченного с песни 1963 года "The Banjo Song" трио "The Big 3", которая в свою очередь была кавером (пусть и очень далёким от оригинала) американской фолковой песни "Oh! Susanna" Стефана Фостера, написанной еще в далеком 1848 году. Создатель "Venus" гитарист Робби Ван Леувен, впрочем, и не отрицал никогда, что написал ее в 1969 году под влиянием от этой песни, и что он позаимствовал гитарные риффы, аккорды, ритм и другие элементы аранжировки из нее. История эта перетекала из одного сетевого материала в другой, и как-то постепенно растворяла в себе былое величие и популярность самих "Shocking Blue" до статистически малозначимого эпизода в рок-музыке. О значимости можно поспорить, но больше всего коробит от непонятно откуда вдруг прилипшего ярлыка "однохитовая группа", ну, те еще, что "Venus" первыми спели. И это "Shocking Blue" то однохитовые?

В начале 70-х годов прошлого века в нашей стране, да и большей части Европы и Азии, включая такой продвинутый музыкальный рынок как Япония, "Shocking Blue" входили, пожалуй, в пятерку самых популярных рок-исполнителей. Конечно, феномен их популярности проистекал прежде всего из прорывного мирового успеха "Venus" , которая возглавляла хит-парады 1970 года по обе стороны океана. Что любопытно, в родной Голландии "Venus" заняла лишь третье место, в то же время возглавив чарты Бельгии, Канады, Франции, Италии, Испании, Германии, Швейцарии, Новой Зеландии, Австралии, США и Японии. Но если бы все ограничилось одной лишь песней, то вряд ли бы появились миллионы поклонников по всему миру, и вряд ли бы вышел концертный альбом "Live In Japan". Феномен успеха музыкантов базировался на тонком мелодизме песен Робби Ван Леувена, сочетавших в себе элементы британского бита и американского ритм-энд-блюза, и неповторимого драматического ритм-энд-блюзового вокала Мариски Верес. Долгие годы ее голос наряду с Дженис Джоплин и Грэйс Слик из "Jefferson Airplane" был своего рода иконой женского вокала в рок-музыке. Барабанщик Корнелиус ван дер Бек и басист Клааше ван дер Вал пусть и не были виртуозными музыкантами, но их ритм-секция была вполне узнаваема и достойно обрамляла бриллиантовый голос Мариски. Ко всему прочему, Робби Ван Леувен помимо гитары и банджо неплохо играл и на ситаре, что было хоть и не революционно в то время, но еще довольно редко и ново, и позволяло делать необычные яркие аранжировки.

Первые три альбома с Мариской "At Home", "Scorpio's Dance" и "Third Album" (а именно с них и стоит вести дискографию группы) нужно слушать целиком. Причем, первый с бонусными треками, поскольку в первоначальной 30-минутной версии не было даже "Venus".

Обратите внимание, как в " I'm A Woman", смеси психоделического рока и ритм-энд-блюза, звуки ситара украсили композицию.

Еще один великолепный образчик психоделического рока - "The Long & Lonesome Road", попавшую даже в "Billboard Hot 100". На эту песню позже вышло немало каверов.

"California here I come" в мое время очень часто звучала на танцах, наряду с другими хитами "Shocking Blue".

"Love Buzz" обрела вторую жизнь в гранж-версии группы "Nirvana", но и в оригинальном исполнении с ситаром и голосом Мариски она звучит волшебно.

"The Butterfly and I" запоминается помимо партии ситара еще и мощной духовой секцией. А вступление песни в мое время входило в обязательный минимум начинающего гитариста.

"Send Me a Postcard" - еще один из мировых хитов, бывший весьма популярным, пусть и не попавший на вершины чартов, но в Голландии, Норвегии и Франции забравшийся в десятку.

Как и "Never Marry A Railroad Man", еще громче пошумевший в чартах от Голландии до Австралии, США и Японии. А популярность ее была так высока, что и в мире, и у нас повсеместно ходили как оригинальные, так и русскоязычные кавер-версии.

"Mighty Joe" еще один мировой хит, забиравшийся до 43 места в Штатах. Песня стала настоящей визитной карточкой группы. Позже на нее также вышло немало каверов.

"Sally Was A Good Old Girl" - занятный рок-н-ролл, сыгранный в кантри стилистике с использованием банджо.

"Daemon Lover" - еще один из безусловных шлягеров тогдашних дискотек - танцплощадок, под которые объявлялся "Белый танец".

В середине довольно энергичный бридж.

"Alaska Country" играла в старое время каждая мало-мальски уважающая себя группа. В моем городе считалась второй по значимости песней "Shocking Blue" после "Venus".

"I Love Voodo Music" никогда не была хитом, но всегда завораживала медиативным психоделическим миксом средневековой баллады и индийского танца в стилистике рага-рок.

В "Shoking You" снова используется банджо и губная гармошка, но это далеко не кантри. Звучит ситар, но это не рага-рок. Это жесткий ритм-энд-блюз. И Мариска - богоподобна!

" I'll Follow The Sun" - любимая песня героев романа Виктора Пелевина "Священная книга оборотня". Скорее всего Виктор Олегович вложил им свои вкусовые предпочтения.

"Blossom Lady" - неизменный концертный хит, дошедший в чартах до №2 в Голландии и "№3 в Бельгии. В нашей стране не раз перепевалась на русском языке.

"Hello Darkness" добиралась до чартов №12 в Бельгии и №4 в Голландии.

"Eve And The Apple" в свое время возглавлял чарты во Франции, а в Бельгии и Голландии попал в двадцатку.

"Rock in the Sea" пользовался успехом в Японии, Бразилии, Франции, Бельгии и Голландии.

В 1973 году ван Леувен на время покидал группу, а его место занимал Мартин ван Вейк, до этого игравший в двух голландских группах — Fairy Tale и Jupiier. Он стал лидером Shocking Blue, и новый материал уже был результатом его изысканий, внеся в музыку Shocking Blue некоторую долю глэм-рока и фанка. Типичным образчиком музыки группы этого периода стала "Beggin" 1974 года.

И, наконец, "Gonna Sing Me A Song", - последний по времени хит с фанковой ритм-секцией и глэм-роковым в целом звучанием, выпущенный в 1975 году по контрактным обязательствам со звукозаписывающим лейблом, хотя еще 1 июня 1974 года было объявлено о роспуске группы. К тому времени Робби Ван Леувен уже ее окончательно покинул, чтобы собрать экспериментальную команду "Galaxy Lin", играющей другую музыку с элементами фолка и джаза. А скоро уйдет делать сольную карьеру и Мариска Верес, и пропадет последний элемент магии, создававший феномен "Shocking Blue".

В 1979 году Робби предпринял попытку возродить "Shocking Blue" в золотом составе, была даже записана песня "Louise", которая так и не была выпущена синглом. Потому что прошло уже достаточно времени, для того, чтобы музыкальные вкусы аудитории изменились , но еще слишком мало, для того, чтобы начать ностальгировать по ушедшей эпохе.

Подписывайтесь на канал, будет еще много чего интересного