27 266 subscribers

Руслан Гринберг о величайшем мыслителе мира Карле Марксе. Выгляни в окно. Маркс не был прав?

21k full reads
32k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 66% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

Данный человек с бородой, чьи портреты в учебниках мы то и дело разрисовывали на уроках истории, в соответствии с недавним опросом «Би-Би-Си», (Севе Новгородцеву попутно пожелаем долгих лет жизни), занял первое место в списке величайших мыслителей мира (второй Эйнштейн, третий Ньютон). А вот в нашем милом государстве (тогда ещё СССР) Маркса постоянно, начиная со времён перестройки обливали помоями и сравнивали с грязью несмотря на то, что социализм советского образца на самом деле к учению Карла имеет лишь самое отдаленное отношение. Года три тому назад научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг прочитал в МИА «Россия сегодня» лекцию «Карл Маркс: 200 лет спустя», объяснив по ходу своего рассказа то, как и почему на Маркса у нас навешали всех собак.

Вот видение Гринберга: «Когда закончилась советская власть, наша страна ринулась в другую сторону. Ее качнуло в сторону свободного рынка, обратно к Адаму Смиту. И Маркс на этом фоне выглядел чуть ли не самым правоверным коммунистом, который, собственно говоря, и создал эту ненавистную советскую власть. Мне тогда было совершенно ясно, что Маркс не имеет никакого отношения к нашему социализму, но поскольку это все было связано с его именем, то это невозможно было забыть. Невозможно было его отделить от реального советского социализма. Маркс стал просто ненавистным человеком. Столько текстов об этом было написано, порой просто ужасающих и переходящих на личности. О том, что он плодил детей, брал у Энгельса деньги и не отдавал, что у него был несносный характер, и так далее. В общем, дубинкой его стало можно колотить, сколько хочешь. Он у нас стал чуть ли не как Гитлер. Как потом выяснилось, это было настолько нелепо».

Гринберг заметил, что как только в России во всех своих диких ипостасях стартовал свободный капитализм, все неожиданно бросились перелистывать наследие Карла Генриховича. И с чего бы это? А с того, что Маркс в капитализме любого пошиба разбирается как в своих пяти пальцах. Знатный экономист сделал акцент на тех положениях, актуальность которых именно для нас нынешних не подлежит никакому сомнению.

Руслан Гринберг о величайшем мыслителе мира Карле Марксе. Выгляни в окно. Маркс не был прав?

А ведь Маркс пророчески изрёк это ещё в 19 веке. Первое, на что обращает внимание Гринберг, это то, что Маркс придерживался того мнения, что так называемый свободный рынок, коли с ним ничего не делать, порождает автоматически концентрацию капитала, а следовательно, и монополизацию. Руслан констатирует: "Монополизация рынка — это ужасно, потому, что на словах монополист ратует за свободу рынка, а на деле делает с потребителем все, что хочет. Ценообразование называется: „не хочешь — не бери“. Это очень сильно повторяет нашу историю. Вместо государственных министерских монополий, которые хоть как-то можно было контролировать и регулировать, мы получили частные региональные монополии, на которые практически нет управы».

Очень значима, со слов Гринберга, и следующая вещь. Экономист обращает внимание на то, что наш бородач полагал, что если опять же свободный рынок не трогать, то будем иметь во всей своей беспощадной "красоте" поляризацию доходов, дошедшую до крайных степеней. При которой на одном полюсе мы будем лицезреть кучку богатеньких буратин, другой же полюс обнажит перед нами массовую народную нужду. Что мы в натуре и имеем.

Гринберг сетует: "Другое дело, что реакция наших людей на это, в силу разных причин, мягко говоря, приглушенная. Конфуций, который не был социалистом, совершенно справедливо писал, что „стыдно быть богатым в бедной стране, и стыдно быть бедным в богатой стране“. А у нас ничего не стыдно".

Увы и ах, Руслан Семеныч, увы и ах. Ни богатым не стыдно, не бедным.

Не упускает из виду ученый и пророческое предположение Карла Генриховича, касающееся того, что нерегулируемый рынок ведет к безусловному сжатию реального сектора экономики. А как раз это, по мнению Гринберга, предстает нынче перед нашими глазами и носит не вполне благозвучное название „финансеризация“ экономики, то бишь наращивание прибыли в отсутствие производства. Короче говоря, организации жучков от финансов берут средства у тех, кто временно в них не нуждается, (и снабжая ими тех, кому они в данный момент понадобились), и существуют припеваючи на проценты от таких операций.

Яндекс картинки
Яндекс картинки
Яндекс картинки

Смелость Гринберга заслуживает всяческого уважения: "Банки отчитываются перед президентом о своих прибылях. Возникает вопрос: чем ты эту прибыль заработал, если экономика падает? Как это может быть? Я не сторонник конспирологии, но, похоже, что финансовая номенклатура мира существует. Со своими офшорами, со своими интересами, и неизвестно, как с этим быть, потому что средства массовой информации им принадлежат. Диктатура денежного мешка — все, о чем писали Маркс и Ленин, — все реализовалось. Особенно в горячо любимой стране последнего в полном объеме. Но первым писал на эту тему Карл Маркс".

Замечу, что неоднократно в своих работах последний упоминал и об относительном и абсолютном людском обнищании.

Руслан разъясняет доступным языком, как это выглядит на деле: "Относительное — это, если, к примеру, ваш доход вырос на миллион рублей, а мой на пятьсот тысяч, то мне, конечно, неприятно, что у вас больше, но с этим можно смириться. А вот когда у вас вырос, а у меня снизился, вот это уже крайне неприятно"

Гринберг приводит цифры, касающиеся того, насколько отечественные миллиардеры разбогатели за 2017 год (Напомню, лекция читалась в 2018). И говорит о том, что бедных жителей России стало за то же время на три с половиной миллиона больше.

Я же недавно писал о том, на какую сумму возрасло богатство наших олигархов за первую половину пандемического 2021 года (перефразируя фразу "кому война, а кому мать родна", кому пандемия, а кому пир среди чумы).Что же касается бедняков, то их подавно при средней зарплате по стране 20-25 тыс.рублей в месяц появилось видимо-невидимо.

Разве все это не та самая ужасающая поляризация, которой уделял значительное внимание Маркс в своих искромётных и вечно насущных работах?

Вот ещё что именно в то время Гринберг посчитал нужным отметить: «Следующий важный и актуальный сегодня фактор — глобализация. Сегодня под этим принято понимать, что отменяются все барьеры, мы все живем в одной большой деревне, национальные экономики становятся частями одной большой мировой экономики. И это вызывает массу проблем, о которых Маркс тоже говорил. Глобальный рынок — с ним тоже нужно что-то делать, его тоже нужно как-то регулировать».

Руслан Гринберг о величайшем мыслителе мира Карле Марксе. Выгляни в окно. Маркс не был прав?

Ой, ой, ой, Руслан Семёнович, а разве пандемия с глобальным рынком ничего не сделала? По-моему, отрегулировала его по полной программе. Но, простите меня, с огромным-преогромным знаком "минус". До такой степени, что цены у нас растут как на дрожжах. И пока нет это подъему ни конца, ни краю (несмотря на некоторые подвижки с сезонной овощно-плодовой продукцией).

Так что тут Маркс маленько промахнулся. Хотя во всем остальном его устами, безусловно, глаголет истина.

Ну и в завершение Гринберг заострил внимание публики на том, что показалось ему особенно весомым в трудах Карла Генриховича (и с чего бы это?)--на видении знатного планетного мыслителя возможности наступления коммунизма. Так Маркс считал, что не только отсутствие эксплуатации человека человеком--условие установления данного по идее самого справедливого на Земле строя: это лежит на поверхности. Но немаловажное значение имеет и уничтожение порабощающего человека разделения труда.

Гринберг замечает, что, по свидетельству мировых исследователей, лишь 15 процентов работающих землян ( я полагаю, и россиян не больше) удовлетворены своей работой.

И в чем же фишка? А вот в чем, делится соображениями Руслан Семеныч: "Это значит, что 85 человек из 100 прикованы к работе, которая им, мягко говоря, не очень нравится. Но они вынуждены заниматься этим делом, чтобы иметь средства к существованию. И Карл Маркс писал, что это большое безобразие. Не только эксплуатация человека человеком, когда присваивают прибавочную стоимость, высасывает все соки, но и вот эта ситуация».

В общем, колоти Маркса дубиной, не колоти, а ведь прав был Ленин, говоря, что его учение всесильно, потому что оно верно.