Из сообщения Командующего инженерными войсками и укрепрайонами вермахта (General der Pioniere und Festungen) от августа 1941 г.: «поступили сведения о разнообразных минах, применяемых русской стороной. Упоминались осколочная мина ОЗМ- 152 весом более 40 кг и ракетная мина „Галицкий“» [1].
И если о мине ОЗМ- 152 все более- менее известно, то «ракетная мина „Галицкий“», а точнее, летающая мина конструкции И. П. Галицкого ЛМГ очень похожа на привидение- о ней многие слышали, но мало кто видел. Тем паче, что мина эта мало того, что интересна, она и еще и первая в своем роде- противобортовая кумулятивная мина.
История создания.
Мину ЛМГ будущий начальник Военно- инженерной академии им. Куйбышева И. П. Галицкий начал создавать еще в начале 30-х годов. В своей книге «Дорогу открывали саперы» [3] Галицкий упоминает, что эксперименты с летающей противотанковой противобортовой миной проводились на Научно-исследовательском инженерно-техническом полигоне РККА в 1933–1935 годах (причем одним из тех, кто помогал в проведении экспериментов, был П. Г. Радевич, будущий конструктор мины ПОМЗ- 2).
Однако, поначалу судьба этой мины не сложилась. Из книги И. Г. Старинова «Записки диверсанта» [4]: «Довелось мне, например, участвовать в испытании оригинальной противотанковой летающей мины, предложенной генералом И. П. Галицким. Мина была устроена таким образом: когда танк наезжал на растяжку или замыкатель, сбоку вылетала противотанковая мина и поражала бронетехнику в борт. Иван Павлович разработал ее еще в начале тридцатых годов, но в серийное производство эта мина так и не пошла…» Описываемые Стариновым события происходили весной 1941 г…
Но, видимо, начавшаяся война вынудила срочно искать средства противодействия танковым клиньям вермахта и заставила обратиться к уже разработанным, но ранее отвергнутым образцам. И в Руководстве по средствам минирования и разминирования, выпущенном в 1943 г.[2], эта мина уже присутствует.
Устройство мины.
Комплект мины состоял из станка, мины и мортирки для ее метания. Масса мины- 10 кг; заряд ВВ (тротил) массой 2,8 кг находился в жестяном цилиндрическом корпусе с коническими наконечником (спереди) и поддоном (сзади); в передней части заряд имел кумулятивную выемку. К поддону привинчивался хвостовик со стабилизатором из четырех металлических перьев. Взрыватель инерционного действия располагался в хвостовой части мины.
Мортирка представляла собой трубку с пазами для соединения с втулкой станка. Внутри нее размещался патрон, содержащий вышибной заряд из 15 гр. дымного пороха и капсюль-воспламенитель.
Станок представлял собой доску, к которой болтами была прикреплена металлическая скоба с выступом для закрепления мортирки и наглухо приделанным взрывателем УВ без капсюля- детонатора, предназначенным для воспламенения вышибного заряда
Также в комплект входили колышки, которыми закреплялась мина и к которым цеплялась проволочная растяжка, и сама проволока.
Установка мины.
Поперек предполагаемого движения танков откапывался ровик. В ровик устанавливался станок и закреплялся двумя колышками.
Затем в мортирку вставлялся вышибной заряд с капсюлем, мортирка надевалась на выступ станка. Натяжная проволока крепилась к вбитым в землю колышкам и (через предохранительный гвоздь) к кольцу чеки взрывателя УВ. Мина надевалась хвостовиком на мортирку, маскировалась. Извлекался предохранительный гвоздь, прикрепляющий растяжку к стойке станка, и предохранительная чека из инерционного взрывателя мины.
Срабатывание мины.
При наезде танка на растяжку выдергивалась чека взрывателя УВ, его ударник накалывал капсюль вышибного заряда, заряд воспламенялся, мина под действием давления пороховых газов летела в цель. При ударе о корпус танка срабатывал взрыватель самой мины, через промежуточный детонатор подрывая основной заряд. Мина разрушала броню и поражала экипаж.
Летающая мина И. П. Галицкого пробивала броню толщиной 100 мм (что превышало толщину бортовой брони любого танка), дальность полета составляла 20-25 м.
Также ЛМГ могла функционировать в управляемом варианте, когда за проволоку предварительно нацеленной по ориентирам мины дергал сапер.
Источники.
[1] W. Fleischer «Deutsche_Landminen 1935-1945».
[2] «Руководство по средствам минирования и разминирования».- М.,Воениздат НКО, 1943 г.
[3] Галицкий И. П. «Дорогу открывали саперы».- М., Воениздат, 1983.
[4] Старинов И.Г. «Записки диверсанта» — М., Альманах «Вымпел», 1997
[5] D. Harber “Improvised Land Mines: Their Employment and Destructive Capabilities”, Paladin Press, 1992.