Летающая мина Галицкого ЛМГ.

452 прочитали

Из сообщения Командующего инженерными войсками и укрепрайонами вермахта (General der Pioniere und Festungen) от августа 1941 г.: «поступили сведения о разнообразных минах, применяемых русской стороной. Упоминались осколочная мина ОЗМ- 152 весом более 40 кг и ракетная мина „Галицкий“» [1].

И если о мине ОЗМ- 152 все более- менее известно, то «ракетная мина „Галицкий“», а точнее, летающая мина конструкции И. П. Галицкого ЛМГ очень похожа на привидение- о ней многие слышали, но мало кто видел. Тем паче, что мина эта мало того, что интересна, она и еще и первая в своем роде- противобортовая кумулятивная мина.

Мина ЛМГ (вид сбоку, вид сверху). Рисунок из книги W. Fleischer «Deutsche_Landminen 1935-1945»[1].
Мина ЛМГ (вид сбоку, вид сверху). Рисунок из книги W. Fleischer «Deutsche_Landminen 1935-1945»[1].

История создания.

Мину ЛМГ будущий начальник Военно- инженерной академии им. Куйбышева И. П. Галицкий начал создавать еще в начале 30-х годов. В своей книге «Дорогу открывали саперы» [3] Галицкий упоминает, что эксперименты с летающей противотанковой противобортовой миной проводились на Научно-исследовательском инженерно-техническом полигоне РККА в 1933–1935 годах (причем одним из тех, кто помогал в проведении экспериментов, был П. Г. Радевич, будущий конструктор мины ПОМЗ- 2).

Однако, поначалу судьба этой мины не сложилась. Из книги И. Г. Старинова «Записки диверсанта» [4]: «Довелось мне, например, участвовать в испытании оригинальной противотанковой летающей мины, предложенной генералом И. П. Галицким. Мина была устроена таким образом: когда танк наезжал на растяжку или замыкатель, сбоку вылетала противотанковая мина и поражала бронетехнику в борт. Иван Павлович разработал ее еще в начале тридцатых годов, но в серийное производство эта мина так и не пошла…» Описываемые Стариновым события происходили весной 1941 г…

Но, видимо, начавшаяся война вынудила срочно искать средства противодействия танковым клиньям вермахта и заставила обратиться к уже разработанным, но ранее отвергнутым образцам. И в Руководстве по средствам минирования и разминирования, выпущенном в 1943 г.[2], эта мина уже присутствует.

Устройство мины.

Мина ЛМГ в разрезе. Рисунок из Руководства по средствам минирования и разминирования, 1943 г. [2]
Мина ЛМГ в разрезе. Рисунок из Руководства по средствам минирования и разминирования, 1943 г. [2]

Комплект мины состоял из станка, мины и мортирки для ее метания. Масса мины- 10 кг; заряд ВВ (тротил) массой 2,8 кг находился в жестяном цилиндрическом корпусе с коническими наконечником (спереди) и поддоном (сзади); в передней части заряд имел кумулятивную выемку. К поддону привинчивался хвостовик со стабилизатором из четырех металлических перьев. Взрыватель инерционного действия располагался в хвостовой части мины.

Мортирка представляла собой трубку с пазами для соединения с втулкой станка. Внутри нее размещался патрон, содержащий вышибной заряд из 15 гр. дымного пороха и капсюль-воспламенитель.

Станок представлял собой доску, к которой болтами была прикреплена металлическая скоба с выступом для закрепления мортирки и наглухо приделанным взрывателем УВ без капсюля- детонатора, предназначенным для воспламенения вышибного заряда

Также в комплект входили колышки, которыми закреплялась мина и к которым цеплялась проволочная растяжка, и сама проволока.

Установка мины.

Поперек предполагаемого движения танков откапывался ровик. В ровик устанавливался станок и закреплялся двумя колышками.

Затем в мортирку вставлялся вышибной заряд с капсюлем, мортирка надевалась на выступ станка. Натяжная проволока крепилась к вбитым в землю колышкам и (через предохранительный гвоздь) к кольцу чеки взрывателя УВ. Мина надевалась хвостовиком на мортирку, маскировалась. Извлекался предохранительный гвоздь, прикрепляющий растяжку к стойке станка, и предохранительная чека из инерционного взрывателя мины.

Срабатывание мины.

Рисунок из Руководства по средствам минирования и разминирования, 1943 г [2].
Рисунок из Руководства по средствам минирования и разминирования, 1943 г [2].

При наезде танка на растяжку выдергивалась чека взрывателя УВ, его ударник накалывал капсюль вышибного заряда, заряд воспламенялся, мина под действием давления пороховых газов летела в цель. При ударе о корпус танка срабатывал взрыватель самой мины, через промежуточный детонатор подрывая основной заряд. Мина разрушала броню и поражала экипаж.

Летающая мина И. П. Галицкого пробивала броню толщиной 100 мм (что превышало толщину бортовой брони любого танка), дальность полета составляла 20-25 м.

Также ЛМГ могла функционировать в управляемом варианте, когда за проволоку предварительно нацеленной по ориентирам мины дергал сапер.

Источники.

[1] W. Fleischer «Deutsche_Landminen 1935-1945».

[2] «Руководство по средствам минирования и разминирования».- М.,Воениздат НКО, 1943 г.

[3] Галицкий И. П. «Дорогу открывали саперы».- М., Воениздат, 1983.

[4] Старинов И.Г. «Записки диверсанта» — М., Альманах «Вымпел», 1997

[5] D. Harber “Improvised Land Mines: Their Employment and Destructive Capabilities”, Paladin Press, 1992.