дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

«Мария Склодовская-Кюри» - короткая история женщины-ученого.

9 November 2019

Биография самого выдающегося польского ученого и двукратного лауреата Нобелевской премии - материал фильма мечты. Она была чрезвычайно талантливой, трудолюбивой, творческой женщиной, у которой хватило смелости преследовать цели, предназначенные исключительно для мужчин - история всей ее жизни просто очаровательна и впечатляет масштабом научной работы и социальной активности.

Фильм «Мария Склодовская-Кюри», снятый Марией Ноёлле, показывает только восемь лет жизни Склодовской, когда ее исследовательская работа процветает и многое происходит в ее личной жизни.

Временные рамки фильма отмечены Нобелевской премией: первая по физике, завоеванная совместно с мужем в 1903 году, и вторая, уже независимая по химии, присуждаемая в 1911 году.

Мы знакомимся с Марией Склодовской-Кюри как с трудолюбивым исследователем, и в то же время счастливой женой и матерью (ее вторая дочь Ева только что родилась).

Химическая лаборатория, которой она и ее муж управляют, находится в грязной беседке, но именно в этих сложных условиях были сделаны ее принципиально новые открытия: радиоактивные (радиоактивные) элементы из радия и полония .

Источник: cdn.pixabay.com/photo/2017/01/31/00/36/atom-2022632_1280.png
Источник: cdn.pixabay.com/photo/2017/01/31/00/36/atom-2022632_1280.png

Научная работа и успехи Марии присутствуют в фильме, но к ним относятся довольно условно и дают лишь фон для событий из ее личной жизни.

Во-первых, успешная семейная жизнь и совместная работа со своим любимым мужем, затем его трагическая смерть и время траура, и, наконец, самая интересная сторона в фильме, т. е. бурный роман с женатым профессором и публичный скандал.

Мария Склодовская-Кюри изображается как чувствительная и страстная женщина, постоянно стремящаяся к успеху, не унывающая от неудач и не всегда осознающая свою славу и вред, который она может причинить другим.

Режиссер фильма Мари Ноёль сказала на пресс-конференции:

"Я не показала ее как лауреата Нобелевской премии Польши, потому что это было бы очевидно и скучно. Я больше интересовалась представлением Марии как женщины, чем ученого".

Этот подход также, вероятно, был причиной краткого и упрощенного наброска научных вопросов, в том числе отношений с, например, Альбертом Эйнштейном или профессорами Сорбонны.

Источник: i.pinimg.com/474x/14/67/bf/1467bf59b3e0ebd1505852bfb8435d44.jpg
Источник: i.pinimg.com/474x/14/67/bf/1467bf59b3e0ebd1505852bfb8435d44.jpg

Биография

Каролина Грушка в главной роли справилась очень хорошо, потому что она отличная актриса, но сценарий не позволил ей расправить крылья, потому что составлен ​​скорее из эпизодов и слабо связанных событий. Другие герои фильма в основном показаны поверхностно, поэтому отношения между ними и Марией недостаточно углублены.

Мари Склодовска родилась в 1867 году в Варшаве. Оба ее родителя были учителями, которые верили в важность образования. Мари получила первые уроки физики и химии от своего отца. Она любила учиться и изучать что-то новое.

Мари мечтала учиться в школе Сорбонны в Париже, но это было не по средствам ее семьи. Мари и ее старшая сестра Бренда решили переехать в Париж, чтобы Тоня могла изучать медицину в Сорбонне, и когда она получит диплом, она будет помогать Мари платить за то, чтобы она ходила в школу.

Поэтому только в 24 года Мари приехала в Париж изучать математику и физику. Чтобы сэкономить два часа дороги, она сняла небольшой чердак в старой коммуналке. Там был настолько сильный холод, что по ночам ей приходилось надевать на себя всю одежду, которая у нее была, чтобы иметь возможность поспать. Но в качестве компенсации за все свои лишения, она имела полную свободу, чтобы быть в состоянии посвятить себя полностью учебе.

Это было как новый мир, открытый для меня, мир науки, который мне, наконец, позволили узнать во всей свободе, - пишет она.

Через два года, когда она получила диплом по физике в 1893 году, она возглавила список кандидатов, а в следующем году заняла второе место в списке кандидатов на получение ученой степени по математике.

После трех лет учебы сдала экзамены по физике и математике. Ее целью было получить диплом учителя, а затем вернуться в Польшу.

Она познакомилась с Пьером Кюри в 1894 году, и они поженились в 1895 году, а позже она стала преемниками ее мужа в качестве заведующего физико-физической лабораторией в Сорбонне.

Мари Кюри заинтересовалась открытиями в области радиации. Вильгельм Конрад Рентген открыл рентген в 1895 году, а в 1896 году Антуан Антуан Анри Беккерель обнаружил, что элемент уран излучает столь же невидимые излучения.

Мария начала изучать урановые излучения и, используя пьезоэлектрические методы, разработанные ее мужем, тщательно измеряла излучения в уран-обменнике - руде, содержащей уран. Когда она обнаружила, что излучения от руды были более интенсивными, чем от самого урана, она поняла, что неизвестные элементы, даже больше радиоактивных, чем уран, должны присутствовать.

Мари Кюри первой использовала термин "радиоактивный" для описания элементов, которые испускают излучения при разрушении ядер.

Пьер Кюри закончил свою собственную работу по магнетизму, чтобы присоединиться к исследованиям своей жены, и в 1898 году Кюри объявил об открытии двух новых элементов: радия, атомного номера 88 и полония, атомного номера 84 (названного Марией в честь Польши).

В течение следующих четырех лет Кюри перерабатывали тонну уранинитовой руды, тщательно изолируя от нее часть грамма радия. В 1903 году они разделили с Беккерелем Нобелевскую премию по физике за открытие радиоактивных элементов. Мари Кюри была первой женщиной, получившей Нобелевскую премию, и это был первый раз, когда женщина выиграла Нобелевскую премию.

В 1911 году Кюри стала первой и единственной женщиной, получившей вторую Нобелевскую премию за свою работу в области радия и соединений радия. В 1914 году она возглавила Парижский институт радия и помогла основать Институт Кюри.

Последнее заболевание Мари Кюри было диагностировано как опасная анемия, вызванная чрезмерным воздействием радиации. Она умерла в Верхней Савойе 4 июля 1934 года

В фильме много фрагментов, происходящих в Сорбонне и среди мужчин из академического сообщества, и да, они показывают масштаб проблем, с которыми сталкивалась женщина-ученая в то время, но схематичный характер диалогов и сцен поражает больше всего.

Прилично сделанный биографический фильм, хорошо сыгранный и с эффектным сценографическим дизайном, который, однако, оставляет вас неудовлетворенным, особенно когда вы понимаете, насколько не увлекательна и досадна жизнь главного героя.

Не только Мария Кюри достигла успеха в науке, но и Маргарет Гамильтон стала первой женщиной-программистом, которая помогла Нилу Армстронгу достичь Луны.