И снова про ролики ГРМ

Возвращусь к теме неисправностей роликов из комплектов ремней ГРМ. А точнее – о возврате продавцам таких комплектов с претензией – из под крышки ремня идет шум (на прогретом двигателе или на холодном), после демонтажа и прослушивания фонендоскопом «выявили» шум ролика (чаще всего натяжного).

Почему возвращусь? Потому что начался какой-то чуть ли не повальный возврат таких комплектов, и чаще всего мне попадаются комплекты от Gates. Почему именно Gates? Объяснение простое – данные комплекты стóят, как правило, дешевле комплектов от конкурентов – естественно их покупают больше. Вторая причина – почти при каждой неисправности комплекта наш (российский) народ сразу же вопит – это подделка.

Сразу оговорюсь – не буду вдаваться в упаковку, маркировку, штрихкоды и прочее, потому как всё это в своем большинстве домыслы авторов. Вот поинтересуйтесь хоть у одного ютубовского автора ролика про поддель-ные ремни: «Вот ты сам ну хоть один раз был на заводе по изготовлению ремней или роликов, или видел хоть один ролик от производителя рем-ней? Думаю, ответ всем очевиден, но рассуждений с их стороны о под-дельности будет много. Даже те, кто утверждает: «Я взял у проверенного продавца» ничего этим не доказывают, поскольку продавец также не был ни на одном заводе. Таким деятелям я всегда задаю один вопрос: «С чего вы взяли, что все упаковки со всех заводов и из разных стран должны быть как братья близнецы?» Обычно ответа нет или он расплывчатый.

Сразу скажу - все нижесказанное справедливо только в том случае, если при вращении мы не чувствуем перекатов, большого люфта в поперечном направлении или какого-то шуршания внутри подшипника. Если такое есть, то понятно, что подшипник уже имеет повреждения и проверять его нет смысла.

Ну ладно, давайте к технической части.

1. Какие силы воздействуют на любой подшипник ролика системы ГРМ? На него воздействуют нагружающие его с одной стороны импульсные (за счет циклов работы двигателя) моменты, температурные перепады и внешние (от нагрева двигателя) и внутренние – от изменения структуры самого ремня при нагреве и растяжении и разогрева смазки в подшипнике.

2. Как работают тела качения (шарики) при описанных нагрузках на подшипник? Правильно – одна часть их нагружена неравномерным давлением, противоположная вращается в разгруженном состоянии. Понятно, что износ происходит по нагруженной стороне. Но, так как нагруженная «сторона» обойм и тел качения все время меняется, то при этом работают все тела качения по очереди и тем самым продлевается срок службы всего подшипника.

3. Что нужно самому подшипнику, чтобы исправно работать? Правильно, смазка. По внешнему виду смазки можно определить примерный износ подшипника – как правило, изначально всеми заводами закладывается тугоплавкая смазка от желтого, до слегка коричневого цвета, бывает зеленоватого. И (важно) если смазка в подшипнике именно такого цвета и в достаточном количестве, то САМ ПО СЕБЕ подшипник шуметь не будет. Он может шуметь только от каких-то внешних воздействий на него. Какие же это внешние воздействия? Самое распространенное – превышение усилия натяжения ремня ГРМ – вот на этот режим ни один производитель роликов не рассчитывает. К тому же, не надо забывать, что ремни ГРМ при нагреве уменьшаются в длине, хоть и совсем незначительно (резиновые - бóльше, современные из полимеров - меньше). Почему большинство автосервисов не прислушиваются к требованию всех изготовителей ремней, что ремень ГРМ можно менять ТОЛЬКО на остывшем двигателе (+20 градусов)? Мне это неизвестно. Потому что сделать задуманное изготовителем правильное натяжение можно ТОЛЬКО при комнатной температуре, на что изготовитель и рассчитывает и под такие условия сделаны реперы на ролике. А как такое осуществимо, если интернет «пестрит» объявлениями – «Заменим ремень ГРМ за час»? Этого я не знаю.

4. Хорошо, смазка в подшипнике есть, но автосервис утверждает, что «вот на двигателе точно прослушивался шум от ролика-натяжителя». Ладно, и для этого есть проверка.

Для начала необходимо понять, в какой среде «работают» тела качения (шарики). Учитывая, что зазоры шарик/обойма составляют микроны, то каждый шарик «гонит» перед собой «волну» из смазки, расталкивая смазку по сторонам и двигаясь, хоть и по микронному, но слою смазки. Следовательно – каждый шарик испытывает некоторое сопротивление своему вращению от смазки при движении по обоймам. Если суммировать это сопротивление на все шарики, то получается, что подшипник, в котором имеется достаточно смазки, после прекращения вращения почти сразу должен останавливаться за счет сопротивления от слоя смазки.

Я проверял этот эффект и на новых, и на б/у роликах, и пришел к следующему:

- после прекращения вращения рукой новый ролик остановится практически сразу, ну может пройдет еще примерно 1/10 диаметра внешней обоймы (суммарное расстояние между шариками).

- ролик со средним износом «прокрутится» примерно четверть оборота.

- ролик с приличным износом (около 50% своего ресурса) провернется на полоборота или чуть больше, но все равно меньше полного оборота.

- а если ролик после прекращения вращения рукой крутится еще 1-2-3 или больше оборотов, то этому подшипнику уже хана – либо смазка полностью потеряла свои свойства (загустела и размазалась по краям), либо она просто сгорела от температуры и превратилась в комочки, размазанные по защитным кольцам.

Хотя пару раз попадались мне новые ролики с подшипниками совсем без обозначений на защитных кольцах или обоймах – вот эти сразу могут «крутиться» 2-3 оборота, но тут уж поставили такой «высококачествен-ный» подшипник. Такой ролик ставить конечно же нельзя.
Почему так получается? Приведу пример: имеется тазик, к примеру. Когда тазик пустой и мы стучим поварешкой по его дну, то четко слышим стук металла по металлу. А когда в тазик налито варенье, то таких стуков не будет. Пример смешной, но то же самое и в подшипнике - когда он заполнен смазкой, то никаких шуршаний, скрипов или стуков из него доноситься не будет, поскольку подшипник закрыт защитными кольцами и герметичен. В конце статьи будут приведены фото вскрытия "шумящих (по мнению автосервисов) подшипников в роликах".

5. Почему же большинство автосервисов любят писать в своих дефектов-ках: «заменили на комплект ГРМ другого изготовителя и стало все хоро-шо, шума нет»? Да все очень просто – ну вот сами попробуйте с закрыты-ми глазами достать пальцем руки до кончика своего носа. Попробовали? Попасть в кончик носа вы попадете, но каждый раз место попадания будет смещено, относительно предыдущего хотя бы на полмиллиметра. Вот так и в автосервисе – очень много факторов, влияющих на установку другого комплекта, начиная с того, что сервисмен после своего же возврата будет делать уже внимательно, не торопясь, может даже что-то почитает. И ни-какой сервисмен не мерит температуру при которой делается эта работа, да и вообще качество будет зависеть от психофизиологического состоя-ния сервисмена в этот день.

6. Да, брак бывает на любом заводе, но при налаженном поточном произ-водстве это доли процента. А еще меня удивляет такая вещь, которая ста-ла особенно проявляться последние год-два: если раньше автосервисы «браковали» в основном детали китайского производства, то теперь «бракуют» все подряд, и китайские, и оригинальные, и брендовые запча-сти…Откуда у них такая уверенность в своей непогрешимости? Да у 90% сервисменов спроси – «Ты в программе изготовителя читал порядок за-мены или хотя бы прочитал инструкцию, вложенную, как правило, в упа-ковку? Да зачем им это надо, они же «главспецы» итак. А начинаешь раз-бираться с такими возвратами – до 80% это косяки сервисов. И надо пом-нить, что практически все детали уже изуродованы такой установкой и повторно их использовать нельзя. Вот такие мысли возникают у меня последнее время…

Если кому интересно, то в видео показана визуальная проверка роликов: https://disk.yandex.ru/i/50lyZzzkU3FrOw https://disk.yandex.ru/i/DTRk3Z3j7QrAYA

Обсуждение: https://yandex.ru/chat/#/join/195174b1-724b-4c14-bdd7-8999d7595a34

визуальная проверка ролика-натяжителя
визуальная проверка ролика-натяжителя
визуальная проверка ролика-натяжителя

Проверка обводного ролика
Проверка обводного ролика
Проверка обводного ролика
Проверка "мертвого" ролика ремня приводных агрегатов
Проверка "мертвого" ролика ремня приводных агрегатов
Проверка "мертвого" ролика ремня приводных агрегатов
Вот что внутри шумящего, по мнению автосервиса, ролика-натяжителя
Вот что внутри шумящего, по мнению автосервиса, ролика-натяжителя
Вот что внутри шумящего, по мнению автосервиса, ролика-натяжителя
А вот что внутри обводного ролика из того же комплекта
А вот что внутри обводного ролика из того же комплекта
А вот что внутри обводного ролика из того же комплекта