Крупнейшая ошибка Пепси..

124 full reads
148 story viewsUnique page visitors
124 read the story to the endThat's 84% of the total page views
2 minutes — average reading time
Крупнейшая ошибка Пепси..

Посреди одной из самых мрачных трущоб Манилы в жестяной хибаре в углу работает на всю громкость телевизор, из которого раздается рекламный лозунг «Сегодня вы можете стать миллионером!»

В 70–х годах 20 века Пепси процветала на Филиппинах, которые являются 12–м по величине рынком газированных напитков в мире, но к началу 90-х Кока Кола уверенно начинала выходить в лидеры. Для укрепления своих позиций и была запущена поначалу супер успешная промо акция с денежными призами. С момента ее запуска в Феврале 1992 года продажи Пепси выросли на 40%, а тысячи людей уже получили свои пусть и небольшие призы; финальный же приз в 1 млн. песо Пепси оставили напоследок.

Виктория не могла противостоять искушению — безработная мать 5–х детей с мужем, получающим 4 доллара в день на своем туктуке – они начали пить Пепси каждый день во время еды. Каждое утро они вместе молились о выпадении счастливой крышки, а вечером вместе с соседями окружали телевизор в ожидании объявления результатов. И их мольбы были услышаны, к сожалению. 25 мая 1992 года по национальному телевидению было объявлено, что номер 349 выиграл 1 млн песо (около 40000 $). Разбросав свою коллекцию крышечек, Виктория закричала: «Мы выиграли!» Она обернулась к родным: «Мои дети смогут закончить школу, муж сможет купить свое такси, мы переедем наконец в нормальный дом!»

Но ее мечты стали кошмаром для головного офиса Пепси в Нью–Йорке. Кто же знал, что лотерея, призванная помочь компании, станет крупнейшей маркетинговой ошибкой в истории, которая поставит под угрозу весь бизнес компании. Это звучит совершенно нелепо, но вместо одной выигрышной крышечки с номером 349, компания по неизвестным причинам произвела 800 000. И уже через день десятки тысяч разгневанных филлипинцев требовали от Пепси миллионы долларов, которые та, естественно, отказалась платить.

Вся нищая, коррумпированная, погрязшая в преступности и раздираемая внутриполитическими конфликтами страна впервые в истории сплотилась в едином порыве гнева против общего врага. То, что никогда не удавалось ни одному филипинскому правительству, удалось Пепси – против нее встали плечом к плечу ватники и либералы, военные генералы и коммунисты, городские модники и босоногие сельские бедняки. Тысячи людей присоединились к Коалиции 349, организации, выступавшей против Пепси. Это была народная война.

Пасиенса, 64 года «Мой муж умер от сердечного приступа по вине Пепси и я готова последовать за ним. Даже если я умру, мой призрак будет преследовать Пепси. Это их ошибка, а не наша, и они должны платить. Вот за что бы боремся.»

Были перевернуты и разбиты десятки грузовиков доставки. Граната, брошенная в один из них, убила школьного учителя и девочку 5 лет. Заводы компании были осаждены. Исполнительные директора Пепси получали столько угроз, что передвигались только под охраной, а большинство экспатов были отправлены на родину. Оставили лишь двух, один из которых прошел Бейрут.

Новое поколение выбирает судиться. Количество судебных исков к Пепси превысило даже количество исков к бывшему президенту Фердинанду Маркосу и его жене, обвинявшимся в присвоении 10 млрд $ во время его правления. Более 22000 человек подали иски и еще более 5000 написали жалобы на мошеннические действия Пепси. В самый разгар волнений в офисе Пепси прошло экстренное ночное совещание, на котором было принято решение выкупать каждую крышку "349" по 20 $. Жизненная мудрость показывает, что не стоит принимать важных решений в 3 утра.

К их ужасу оказалось, что выигравших уже более 480 000, в то время как весь призовой фонд был 2 млн$. В итоге им пришлось раскошелиться еще на 10 млн $ и выплатить государству штраф 6000$ за нарушение потребительского законодательства.

Вот и вся история. После этого просчета они потеряли 90 млн $ в прямых и непрямых убытках, а также окончательно и бесповоротно уступили позиции Кока Коле на Филиппинском рынке, а вслед за ним и во всем мире. Слишком много непростительных ошибок было сделано компанией на рубеже веков.