Греческий Парфеном: почему он считается совершенным

https://pixabay.com/images/id-595238/
https://pixabay.com/images/id-595238/

Парфенон - это нечто большее, чем кажется на первый взгляд, как давно знают архитекторы, археологи и искусствоведы.

Невозможно не быть в восторге, когда кто-то стоит в тени великого Парфенона и смотрит на его изящно вырезанные дорические колонны, возвышающиеся над головой. Качество мастерства, потрясающий белый пентелийский мрамор, огромные размеры этого 2500-летнего храма, посвященного Афине Парфенос - девственной богине и божеству-покровителю древних Афин, - все это особенности уникального памятника мирового класса, который производит впечатление на каждого, кто его видит. Однако в Парфеноне гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Как зрители, мы приветствуем и принимаем внешнюю красоту и кажущееся совершенство храма, но не часто останавливаемся, чтобы спросить себя, почему здание так влияет на нас. Ответ заключается в том, что архитекторы Парфенона, Иктин и Калликрат, и его главный скульптор Фидий, включили многочисленные «скрытые» устройства в свою мраморную конструкцию и резные украшения, которые были разработаны, чтобы обмануть зрителей, чтобы заставить нас поверить, что мы свидетели чего-то совершенно правильного, разумного и сбалансированного во всех его аспектах.

Эти почти незаметные оптические усовершенствования и другие небольшие корректировки или конструктивные уловки позволяют нам легче воспринимать детали Парфенона, ценить их более полно и не быть подавленными от того ощущения, что может быть вызвано массивным зданием, его масштабом и архитектурой.

https://pixabay.com/images/id-2725911/
https://pixabay.com/images/id-2725911/

Внешность обманчива

Внешность, конечно, может быть обманчива! Кто поверит, что на самом деле в Парфеноне практически нет прямых линий или прямых углов? Этот огромный храм на первый взгляд кажется гигантским прямолинейным сооружением, все линии которого прямые! И не кажется ли разумному разуму разумным, что основание храма - его ступенчатый постамент или стилобат - на самом деле куполообразное, а не плоское?

Четыре угла пьедестала изящно опускаются вниз, так, что если один из них будет стоять на верхней ступеньке и смотреть вдоль здания на кого-то другого, также стоящего на той же ступени на противоположном конце, эти два наблюдателя увидят друг друга.

Предполагается, что это доминирование основания храма было сделано, чтобы избежать оптического «провисания» середины здания, которое было бы воспринято вдоль его восточных и западных концов и особенно вдоль его длинных северной и южной сторон, если бы его линии были действительно спроектированы и построены таким образом, чтобы быть совершенно прямым.

Дополнительные уточнения в Парфеноне включают небольшое внутреннее наклонение всех колонн в дорической колоннаде, окружающей здание. Угловые колонны немного больше в диаметре, чем другие, и наклоняются внутрь в двух направлениях; то есть по диагонали в угол. Они также установлены таким образом, что между ними и следующим столбцом существует меньшее пространство.

Между тем сами колонны не являются прямыми вдоль своих вертикальных осей, а разбухают в своих серединах.

В поисках совершенства

Были выдвинуты различные теории относительно того, почему Парфенон и другие ранние греческие храмы включают в себя все эти оптические устройства. Первое, уже упомянутое, предполагающее, что архитекторы предоставляли «контрперспективу» для уменьшения или устранения неприятных оптических явлений, свойственных архитектуре после перемычек с ее длинными горизонтальными и вертикальными линиями, было впервые предложено римским архитектором Витрувий в первом веке до н. э. С тех пор наблюдатели и специалисты также предположили, что Иктин и Калликрат, возможно, хотели оживить здание, вдохнуть в него более естественную жизнь - поскольку действительно прямые линии на самом деле довольно редки по природе, а изгибы делают структуру более живой.

https://pixabay.com/images/id-1217986/
https://pixabay.com/images/id-1217986/

Не без консерватизма

Оптические настройки, сделанные в Парфеноне, не были уникальными, но представляли кульминацию усилий многих поколений архитекторов по созданию стандартного кода или «канона», традиционно необходимого для проектирования греческих храмов.

Однако в Парфеноне архитекторы и художники объединили усилия, чтобы создать самый изысканный и совершенный образец греческого храма, известного на сегодняшний день.

Поскольку Парфенон имел мало прямых линий и прямых углов, его проектировщикам и строителям приходилось изготавливать вручную каждую отдельную деталь из более чем 70 тыс. архитектурных деталей, чтобы разместить их в своем определенном месте в структуре храма. Различия иногда составляют всего несколько миллиметров.

В результате сегодняшние реставраторы буквально вырезали эти детали, чтобы найти исходные позиции всех выживших блоков Парфенона. Это необычное усилие, не предпринятое предыдущими реставраторами, в том числе Николаосом Баланосом в 1920-х годах, привело к созданию Парфенона - одного из самых кропотливых и точно построенных зданий античности - в очередной раз становящегося таким же совершенным», каким создали его древние человеческие создатели.