Рок-Сундук: "демократы" на виниле. Часть 2. Польская Народная Республика

12 September
группа Breakout, слева направо: Тадеуш Налепа, Мира Кубасиньска, Юзеф Скжек, Юзеф Хайдаш (ссылка на фото: https://artmuseum.pl/public/upload/archive/2/700px/13753.jpg)
группа Breakout, слева направо: Тадеуш Налепа, Мира Кубасиньска, Юзеф Скжек, Юзеф Хайдаш (ссылка на фото: https://artmuseum.pl/public/upload/archive/2/700px/13753.jpg)

Здравствуйте, дорогие друзья.

В прошлой статье мы рассмотрели альбомы ряда ГДРовских групп на виниле, настала очередь социалистической Польши.

Несомненно, музыкальная сцена в Польской Народной Республике была такой же насыщенной, как и в соседней ГДР. С учетом появления многих групп в промежутке между 1965-1967 годами, польские команды сразу стали исполнять то, что относительно недавно появилось в мире музыки: джаз-рок, фолк-рок, психоделический рок, бит и поп-рок. Чуть позже, в первой половине 1970-х годов в Польше появились и прог-роковые команды типа SBB. Хотя, на мой взгляд, многие советские слушатели (не большинство, но многие) в середине и к концу 1970-х годов не воспринимали прог-рок. Я, кстати, тоже был из их числа, помню, когда впервые услышал британский коллектив Genesis, "перекрестился" и отложил группу в дальний ящик, и только в 1980-х годах понял, насколько "прог" отвечает термину "интеллектуальная музыка" (сегодня в моей коллекции собраны пластинки десятков прог-роковых команд). Наверное, тогда сложно было воспринимать 10-20 минутные заумные композиции, коими особенно славилась группа SBB, одна из ярких представительниц симфо-прог-рока социалистического периода (осильте, для примера, композицию "Wolność Z Nami" с альбома Nowy Horyzont 1975 года, длительностью 20 минут). С другой стороны, блюз и хард-рок воспринимались проще, хотя если вспомнить "цеппелиновскую" композицию "Tea For One" длительностью около 10 минут, то те советские меломаны, включая и меня, "обалдели", услышав ее впервые, и стали сразу разучивать на гитаре блюзовые партии Пейджа, и 10 минут жизни пролетали в одно мгновение.

Соответственно, больше всего советских гражданам нравились такие команды как No To Co, Скальды и Красные Гитары, потому что они были похожи на советские ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Любопытно, как к этим командам относились культурные чиновники из СССР, потому что взять да выпустить на нашей территорию пластинку мог только тот, кто не был уличен в пропаганде буржуазного образа жизни.

второй альбом группы No To Co - W murowanej piwnicy (1969)
второй альбом группы No To Co - W murowanej piwnicy (1969)
разворот
второй альбом группы No To Co - W murowanej piwnicy (1969)
обложка советского репресса 1980 года пластинки "Но То Цо" (впервые вышла в СССР в 1972 году) (каталожный номер Мелодия ‎– 33 СМ 03799—800)
второй альбом группы No To Co - W murowanej piwnicy (1969)

Вот, к примеру, коллектив No To Co, образовавшийся в конце 1960-х годов под названием Grupa Skifflowa No To Co (затем название в 1970 году было сокращено) и исполняющий фолк-рок и поп-рок, удостоился выходом на территории СССР нескольких изданий пластинки под названием "Но То Цо" (выпускались "Мелодией" с 1972 по 1980 года), причем с разными обложками.

варианты обложек советских изданий пластинки "Но То Цо" (фотографии взяты с сайта  discogs.com)
варианты обложек советских изданий пластинки "Но То Цо" (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Именно тогда советские слушатели услышали классную рок-обработку эстрадной песни"Червона Рута" (автор - В.М. Ивасюк). Группа прекратила существование к 1981 году, но затем реанимировалась в 1990-х годах и на данный момент считается действующей.

альбомы группы Skaldowie (Скальды) из моей коллекции, слева направо: Stworzenia Świata Część Druga (1976), Rezerwat Miłości (1979), советское издание (сборник) пластинки "Скальды" (1973)
альбомы группы Skaldowie (Скальды) из моей коллекции, слева направо: Stworzenia Świata Część Druga (1976), Rezerwat Miłości (1979), советское издание (сборник) пластинки "Скальды" (1973)
реверсы обложек (в том же порядке, слева направо)
альбомы группы Skaldowie (Скальды) из моей коллекции, слева направо: Stworzenia Świata Część Druga (1976), Rezerwat Miłości (1979), советское издание (сборник) пластинки "Скальды" (1973)

Очень похожая по исполнению на No To Co команда Скальды (Skaldowie), существующая с 1965 года и по сей день (последний студийный альбом Harmonia świata был выпущен в 2006 году) также удостоилась чести быть выпущенной в СССР в 1972 году, сначала на миньоне (на жесткой и гибкой пластинке) под названием "Размышления Деревенского Почтальона", а затем на "гиганте" под названием "Скальды", при этом сборник также выходил с 1972 по 1980 года, и с разными обложками.

флекси-миньон "Размышления Деревенского Почтальона" группы "Скальды" (1972) (кат.номер  Мелодия ‎– ГД 0003129-30) (фотографии взяты с сайта  discogs.com)
флекси-миньон "Размышления Деревенского Почтальона" группы "Скальды" (1972) (кат.номер Мелодия ‎– ГД 0003129-30) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
варианты обложек советского сборника под названием "Скальды" (фотографии взяты с сайта  discogs.com)
флекси-миньон "Размышления Деревенского Почтальона" группы "Скальды" (1972) (кат.номер Мелодия ‎– ГД 0003129-30) (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Группа также исполняла легкий рок с элементами народной музыки, в особенности обращает на себя внимание 17-минутная эпическая композиция "Krywań, Krywań" с одноименного альбома 1972 года с очень энергичными клавишными партиями и скрипичными запилами, начиная с середины трека. Композиция вобрала в себя некоторые элементы русского фольклора, а также проигрыши из классических произведений.

альбомы группы Czerwone Gitary из моей коллекции, слева направо: Rytm Ziemi (1974), Dzień Jeden W Roku (1976), Port piratów (1976)
альбомы группы Czerwone Gitary из моей коллекции, слева направо: Rytm Ziemi (1974), Dzień Jeden W Roku (1976), Port piratów (1976)
реверсы обложек (в том же порядке, слева направо)
альбомы группы Czerwone Gitary из моей коллекции, слева направо: Rytm Ziemi (1974), Dzień Jeden W Roku (1976), Port piratów (1976)

No To Co и Скальды гастролировали не только по территории Восточной Европы и СССР, но не забывали давать концерты и на территории США. Вместе с тем такая команда как Czerwone Gitary (в переводе на русский - Красные гитары, название взято по цвету корпуса гитар музыкантов) с похожим стилем исполнения (поп-рок, рок-н-ролл и блюз-рок), и также дававшая гастроли на территории СССР, по какой-то причине не была выпущена "Мелодией" ни в каком виде. Логику понять сложно, разве что рок-н-ролл не вписывался в рамки социалистически дозволенного, хотя по мне, это обычный поп-рок. Команда образовалась также в 1965 году и считается действующей и по сей день.

альбом Znowu Razem (1976) группы Trubadurzy. Единственный альбом этой группы в моей коллекции.
альбом Znowu Razem (1976) группы Trubadurzy. Единственный альбом этой группы в моей коллекции.

Тоже самое касается и фолк-поп-роковой команды Trubadurzy, начинавшей с 1963 года с безобидного бита, которую в СССР также обошли вниманием (хотя команда давала гастроли на территории Советского Союза). Наверное, по той причине, что лидер команды Кшиштоф Кравчик в 1980-х годах проживал в США (вдруг завербовали!). Одним словом, Холодная война, отразившаяся и на музыке...

Что касается оформления альбомов, особых отличий от ГДРовских у них не было, максимум разворот, в исключительных случаях вкладка с текстами песен. Среди исключений можно назвать тройной разворот альбома Czerwone Gitary 3 (1968) группы Czerwone Gitary (см. здесь), и 4-х страничные вкладки (на манер японских), которыми комплектовались, к примеру, альбом Czas Czekania, Czas Olśnienia (1984) группы Budka Suflera (см. здесь) или альбом SBB (1978) группы SBB (см. здесь). Это, конечно же, только примеры, но я уверен, что таких разворотов и вкладок были единицы.

Двумя основными лейблами в Польше были Pronit и Polskie Nagrania Muza (советские меломаны называли его сокращено просто Muza). Менее заметными были лейблы Tonpress и Polton. Как и AMIGA в ГДР, лейблы были государственными. Что AMIGA, что чешский Supraphon или болгарский Balkanton, все они были аналогами советской "Мелодии", я считаю. Для государственных лейблов пластинка была не больше, чем носитель звука, а конверт - то, куда вкладывалась пластинка (+ внутренний пакет, конечно же). Отсюда отсутствие в изданиях плакатов, фотографий, стикеров, мерча, вшитых в разворот страниц, буклетов, я уже молчу про "девайсы" типа трусов Элиса Купера )). Нет, всего это в изданиях этих лейблов мы не наблюдаем - вкладка, за редким исключением.

Также стоит отметить, что пластинки групп и исполнителей выпускались в основном только в Польше, за редким исключением, помимо упомянутого СССР, пластинки выпускались (а иногда и записывались там же) в ГДР и Чехословакии. Так, Красные гитары специально для ГДР записали в 1978 году альбом Rote Gitarren на немецком языке, пластинка вышла с тем же немецким названием. А некоторые пластинки Чеслава Немена так вообще выходили на английском языке в Германии, Нидерландах, Англии и США.

На самом деле, рок как таковой в социалистической Польше, помимо вышеуказанных коллективов, был представлен совершенно другими людьми. На мой взгляд, основу польского рока составляли тогда группа Breakout, исполнявшая блюз-рок, и композитор-мультиинструменталист, играющий экспериментальный рок - Чеслав Немен, признанный одним из выдающихся польских композиторов в принципе (в честь него Национальный банк Польши даже отчеканил монеты в 2009 году).

альбомы группы Breakout и Тадеуша Налепы из моей коллекции
альбомы группы Breakout и Тадеуша Налепы из моей коллекции

Группа Breakout тесно связано с именем знаменитого гитариста Тадеуша Налепы, считающегося "отцом" польского блюза. Тадеуш вместе с Мирой Кубасиньской в 1965 году основали команду Blackout, в рамках которой записали один студийный альбом с одноименным названием, затем в 1968 году сменили название на Breakout, под которым просуществовали до 1982 года и выпустили 8 студийных альбомов.

второй альбом 70a (1970)
второй альбом 70a (1970)
разворот
второй альбом 70a (1970)
"пятаки" лейбла Polskie Nagrania Muza, в зависимости от периода они были синими и красными, или бледно-желтыми
второй альбом 70a (1970)
третий альбом Blues (1971)
второй альбом 70a (1970)
второй альбом 70a (1970)
четвертый альбом Karate (1972)
второй альбом 70a (1970)
второй альбом 70a (1970)
пятый альбом Kamienie (1974).
второй альбом 70a (1970)
второй альбом 70a (1970)

Дебютный альбом Na drugim brzegu tęczy (1969) и последний - Żagiel ziemi (1980) вышли на лейбле Pronit, остальные выходили на Polskie Nagrania Muza. Первые два альбома раскрывались, остальные выходили без разворотов. Вкладки в альбомах отсутствовали. Пластинки выпускались только на территории Польши, при этом альбомы 1969-1974 годов были переизданы в 2016-2020 годах в Польше на местном подразделении мажор-лейбла Warner Music Group. Параллельно Тадеуш с музыкантами группы участвовал в сольном проекте своей супруги Миры Кубасиньски, которая выпустила два полноформатных альбома: Mira (1971) и Ogień (1973).

сольный альбом Тадеуша Налепы, выпущенный совместно с польской блюз-роковой группой Dżem, под названием Numero Uno (1988). Единственный сольник Налепы, который есть у меня в коллекции
сольный альбом Тадеуша Налепы, выпущенный совместно с польской блюз-роковой группой Dżem, под названием Numero Uno (1988). Единственный сольник Налепы, который есть у меня в коллекции
сольный альбом Тадеуша Налепы, выпущенный совместно с польской блюз-роковой группой Dżem, под названием Numero Uno (1988). Единственный сольник Налепы, который есть у меня в коллекции

Надо сказать, что первые два альбома были весьма мрачноваты, тогда как начиная с альбома Blues, считающегося в дискографии самым успешным, группа стала исполнять классический блюз. Также альбомы NOL (Неопознанный летающий объект) (1976) и ZOL (Опознанный летающий объект) (1979) были представлены большими тиражами и свободно продавались в магазинах, то сольники Тадэуша Налепы, Миры Кубачиньской найти было практически невозможно, да и сейчас это дефицит. Налепа выпустил с 1985 по 2007 больше десяти сольных работ, умер 4 марта 2007 года в Варшаве. Его супруга Мира Кубасиньска умерла 25 октября 2005 года.

альбомы Чеслава Немена из моей коллекции, слева направо, начиная с верхнего ряда: Dziwny jest ten świat (1967), Enigmatic (1970), Niemen (также известен как Красный альбом) (1971), Niemen Vol. 1 и Niemen Vol. 2 (оба выпущены в 1973 году), Niemen Aerolit (1975), Katharsis (1976), Postscriptum (1980)
альбомы Чеслава Немена из моей коллекции, слева направо, начиная с верхнего ряда: Dziwny jest ten świat (1967), Enigmatic (1970), Niemen (также известен как Красный альбом) (1971), Niemen Vol. 1 и Niemen Vol. 2 (оба выпущены в 1973 году), Niemen Aerolit (1975), Katharsis (1976), Postscriptum (1980)
реверсы обложек (в том же порядке, слева направо)
альбомы Чеслава Немена из моей коллекции, слева направо, начиная с верхнего ряда: Dziwny jest ten świat (1967), Enigmatic (1970), Niemen (также известен как Красный альбом) (1971), Niemen Vol. 1 и Niemen Vol. 2 (оба выпущены в 1973 году), Niemen Aerolit (1975), Katharsis (1976), Postscriptum (1980)

Полной противоположностью группе Breakout был выдающийся польский композитор, певец, автор песен Чеслав Немен. В целом, он исполнял прогрессив-рок, но четкого определения его музыке сложно подобрать. Наверное, правильно будет охарактеризовать его стиль исполнения как прогрессивный экспериментальный рок или авангард-рок, хотя в его работах есть и электроника.

Немен начал музыкальную карьеру с участия в 1962 году в ансамбле Niebiesko-Czarni (в переводе на русский - Сине-черные), пробыв там до 1966 года, когда после ухода образовал свой первый проект Akwarele. "Акварели" существовали с 1966 по 1969 года и выпустили три лонгплея как Czesław Niemen & Akwarele, дебютник 1967 - Dziwny Jest Ten Świat... - есть у меня в коллекции, с 1970 года Чеслав записывается исключительно как сольный исполнитель. Между тем, надо отметить, что в 1974-1978 годах сессионными музыкантами на концертах Немена была группа Aerolit.

4-х страничная вкладка на польском и английском языках с альбома Katharsis (1976)
4-х страничная вкладка на польском и английском языках с альбома Katharsis (1976)
разворот альбома Niemen (1971) со внутренним карманом
4-х страничная вкладка на польском и английском языках с альбома Katharsis (1976)

Все пластинки Немена с 1967 по 1987 года выходили на лейбле Polskie Nagrania Muza, по оформлению разворачивались только два альбома - двойник Niemen (1971) (при этом пластинки вставлялись во внутренний карман разворота) и Idée Fixe (1978). Вкладки присутствовали только на трех альбомах: в виде 4-х страничных - Katharsis (1976) и Terra Deflorata (1989), и стандартных квадратной формы - на альбоме Idée Fixe (1978).

Также надо отметить, что альбомы Немана были чуть ли не единственными, которые вышли на английском языке в Западной Европе и США (Strange Is This World - 1972 год, вышел в Германии и Англии на лейбле CBS, Ode to Venus - 1973, - вышел в Германии и Нидерландах на лейбле CBS, и третий Mourner's Rhapsody - 1974, вышел в Англии на лейбле CBS и в США на лейбле Import Records, при этом был записан на одной из студий Нью-Йорка и был издан в 1976 году).

Любопытно, что в 1973 году Немен записал альбом полностью на русском языке, хотя и исполнял песни с акцентом - Russische Lieder, однако на виниле он вышел только в Германии (там же и был переиздан в 2014 году), а СССР удостоил гастролировавшего по ее территории Немана только выпуском в 1980 году миньона на гибкой пластинке - Прежде, Чем Придет Весна / Ручей при участии ансамбля "Золотое С Голубым" (каталожный номер Мелодия ‎– Г62-07833-4).

Чеслав Немен умер 17 января 2004 года в Варшаве. Большинство студийных работ музыканта были переизданы в Польше в 2011-2018 годах, англоязычные переиздания вышли в Европе в 2011 и 2014 годах.

второй по счету альбом группы Budka Suflera - Przechodniem byłem między wami (1976)
второй по счету альбом группы Budka Suflera - Przechodniem byłem między wami (1976)
второй по счету альбом группы Budka Suflera - Przechodniem byłem między wami (1976)

Еще одним коллективом, исполняющим интересный рок, была Budka Suflera. Ее, как и SBB, можно отнести к долгожителям, потому что команда существует с 1969 года, в течении нескольких этапов группа замораживала деятельность, но с 2019 года опять реанимировалась. Выпустила порядка 15 студийных работ, но в моей коллекции остался только один альбом Przechodniem byłem między wami (1976). Любопытно, что наименее интересный альбом Za Ostatni Grosz (1981) продавался на каждом углу, а другие и на рынке попадались очень редко. Группа весьма интересна, послушайте, все пластинки кроме упомянутой, представляют из себя качественный прог-рок.

Сегодня же на рынке ранние пластинки групп No To Co, Budka Suflera, Breakout, Czerwone Gitary и Чеслава Немена представляют коллекционный интерес.

Что ж, на этом все, дорогие друзья. Делитесь в комментариях, какие еще польские рок-группы того периода вы знаете и какие вам больше всего нравятся, а также какие издания есть в ваших коллекциях.

Читать третью часть

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.