Рок-Сундук: "демократы" на виниле. Часть 2. Польская Народная Республика

4,5K прочитали
группа Breakout, слева направо: Тадеуш Налепа, Мира Кубасиньска, Юзеф Скжек, Юзеф Хайдаш (ссылка на фото: https://artmuseum.pl/public/upload/archive/2/700px/13753.jpg)
группа Breakout, слева направо: Тадеуш Налепа, Мира Кубасиньска, Юзеф Скжек, Юзеф Хайдаш (ссылка на фото: https://artmuseum.pl/public/upload/archive/2/700px/13753.jpg)

Здравствуйте, дорогие друзья.

В прошлой статье мы рассмотрели альбомы ряда ГДРовских групп на виниле, настала очередь социалистической Польши.

Несомненно, музыкальная сцена в Польской Народной Республике была такой же насыщенной, как и в соседней ГДР. С учетом появления многих групп в промежутке между 1965-1967 годами, польские команды сразу стали исполнять то, что относительно недавно появилось в мире музыки: джаз-рок, фолк-рок, психоделический рок, бит и поп-рок. Чуть позже, в первой половине 1970-х годов в Польше появились и прог-роковые команды типа SBB. Хотя, на мой взгляд, многие советские слушатели (не большинство, но многие) в середине и к концу 1970-х годов не воспринимали прог-рок. Я, кстати, тоже был из их числа, помню, когда впервые услышал британский коллектив Genesis, "перекрестился" и отложил группу в дальний ящик, и только в 1980-х годах понял, насколько "прог" отвечает термину "интеллектуальная музыка" (сегодня в моей коллекции собраны пластинки десятков прог-роковых команд). Наверное, тогда сложно было воспринимать 10-20 минутные заумные композиции, коими особенно славилась группа SBB, одна из ярких представительниц симфо-прог-рока социалистического периода (осильте, для примера, композицию "Wolność Z Nami" с альбома Nowy Horyzont 1975 года, длительностью 20 минут). С другой стороны, блюз и хард-рок воспринимались проще, хотя если вспомнить "цеппелиновскую" композицию "Tea For One" длительностью около 10 минут, то те советские меломаны, включая и меня, "обалдели", услышав ее впервые, и стали сразу разучивать на гитаре блюзовые партии Пейджа, и 10 минут жизни пролетали в одно мгновение.

Соответственно, больше всего советских гражданам нравились такие команды как No To Co, Скальды и Красные Гитары, потому что они были похожи на советские ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Любопытно, как к этим командам относились культурные чиновники из СССР, потому что взять да выпустить на нашей территорию пластинку мог только тот, кто не был уличен в пропаганде буржуазного образа жизни.

Вот, к примеру, коллектив No To Co, образовавшийся в конце 1960-х годов под названием Grupa Skifflowa No To Co (затем название в 1970 году было сокращено) и исполняющий фолк-рок и поп-рок, удостоился выходом на территории СССР нескольких изданий пластинки под названием "Но То Цо" (выпускались "Мелодией" с 1972 по 1980 года), причем с разными обложками.

варианты обложек советских изданий пластинки "Но То Цо" (фотографии взяты с сайта  discogs.com)
варианты обложек советских изданий пластинки "Но То Цо" (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Именно тогда советские слушатели услышали классную рок-обработку эстрадной песни"Червона Рута" (автор - В.М. Ивасюк). Группа прекратила существование к 1981 году, но затем реанимировалась в 1990-х годах и на данный момент считается действующей.

Очень похожая по исполнению на No To Co команда Скальды (Skaldowie), существующая с 1965 года и по сей день (последний студийный альбом Harmonia świata был выпущен в 2006 году) также удостоилась чести быть выпущенной в СССР в 1972 году, сначала на миньоне (на жесткой и гибкой пластинке) под названием "Размышления Деревенского Почтальона", а затем на "гиганте" под названием "Скальды", при этом сборник также выходил с 1972 по 1980 года, и с разными обложками.

Группа также исполняла легкий рок с элементами народной музыки, в особенности обращает на себя внимание 17-минутная эпическая композиция "Krywań, Krywań" с одноименного альбома 1972 года с очень энергичными клавишными партиями и скрипичными запилами, начиная с середины трека. Композиция вобрала в себя некоторые элементы русского фольклора, а также проигрыши из классических произведений.

No To Co и Скальды гастролировали не только по территории Восточной Европы и СССР, но не забывали давать концерты и на территории США. Вместе с тем такая команда как Czerwone Gitary (в переводе на русский - Красные гитары, название взято по цвету корпуса гитар музыкантов) с похожим стилем исполнения (поп-рок, рок-н-ролл и блюз-рок), и также дававшая гастроли на территории СССР, по какой-то причине не была выпущена "Мелодией" ни в каком виде. Логику понять сложно, разве что рок-н-ролл не вписывался в рамки социалистически дозволенного, хотя по мне, это обычный поп-рок. Команда образовалась также в 1965 году и считается действующей и по сей день.

альбом Znowu Razem (1976) группы Trubadurzy. Единственный альбом этой группы в моей коллекции.
альбом Znowu Razem (1976) группы Trubadurzy. Единственный альбом этой группы в моей коллекции.

Тоже самое касается и фолк-поп-роковой команды Trubadurzy, начинавшей с 1963 года с безобидного бита, которую в СССР также обошли вниманием (хотя команда давала гастроли на территории Советского Союза). Наверное, по той причине, что лидер команды Кшиштоф Кравчик в 1980-х годах проживал в США (вдруг завербовали!). Одним словом, Холодная война, отразившаяся и на музыке...

Что касается оформления альбомов, особых отличий от ГДРовских у них не было, максимум разворот, в исключительных случаях вкладка с текстами песен. Среди исключений можно назвать тройной разворот альбома Czerwone Gitary 3 (1968) группы Czerwone Gitary (см. здесь), и 4-х страничные вкладки (на манер японских), которыми комплектовались, к примеру, альбом Czas Czekania, Czas Olśnienia (1984) группы Budka Suflera (см. здесь) или альбом SBB (1978) группы SBB (см. здесь). Это, конечно же, только примеры, но я уверен, что таких разворотов и вкладок были единицы.

Двумя основными лейблами в Польше были Pronit и Polskie Nagrania Muza (советские меломаны называли его сокращено просто Muza). Менее заметными были лейблы Tonpress и Polton. Как и AMIGA в ГДР, лейблы были государственными. Что AMIGA, что чешский Supraphon или болгарский Balkanton, все они были аналогами советской "Мелодии", я считаю. Для государственных лейблов пластинка была не больше, чем носитель звука, а конверт - то, куда вкладывалась пластинка (+ внутренний пакет, конечно же). Отсюда отсутствие в изданиях плакатов, фотографий, стикеров, мерча, вшитых в разворот страниц, буклетов, я уже молчу про "девайсы" типа трусов Элиса Купера )). Нет, всего это в изданиях этих лейблов мы не наблюдаем - вкладка, за редким исключением.

Также стоит отметить, что пластинки групп и исполнителей выпускались в основном только в Польше, за редким исключением, помимо упомянутого СССР, пластинки выпускались (а иногда и записывались там же) в ГДР и Чехословакии. Так, Красные гитары специально для ГДР записали в 1978 году альбом Rote Gitarren на немецком языке, пластинка вышла с тем же немецким названием. А некоторые пластинки Чеслава Немена так вообще выходили на английском языке в Германии, Нидерландах, Англии и США.

На самом деле, рок как таковой в социалистической Польше, помимо вышеуказанных коллективов, был представлен совершенно другими людьми. На мой взгляд, основу польского рока составляли тогда группа Breakout, исполнявшая блюз-рок, и композитор-мультиинструменталист, играющий экспериментальный рок - Чеслав Немен, признанный одним из выдающихся польских композиторов в принципе (в честь него Национальный банк Польши даже отчеканил монеты в 2009 году).

альбомы группы Breakout и Тадеуша Налепы из моей коллекции
альбомы группы Breakout и Тадеуша Налепы из моей коллекции

Группа Breakout тесно связано с именем знаменитого гитариста Тадеуша Налепы, считающегося "отцом" польского блюза. Тадеуш вместе с Мирой Кубасиньской в 1965 году основали команду Blackout, в рамках которой записали один студийный альбом с одноименным названием, затем в 1968 году сменили название на Breakout, под которым просуществовали до 1982 года и выпустили 8 студийных альбомов.

Дебютный альбом Na drugim brzegu tęczy (1969) и последний - Żagiel ziemi (1980) вышли на лейбле Pronit, остальные выходили на Polskie Nagrania Muza. Первые два альбома раскрывались, остальные выходили без разворотов. Вкладки в альбомах отсутствовали. Пластинки выпускались только на территории Польши, при этом альбомы 1969-1974 годов были переизданы в 2016-2020 годах в Польше на местном подразделении мажор-лейбла Warner Music Group. Параллельно Тадеуш с музыкантами группы участвовал в сольном проекте своей супруги Миры Кубасиньски, которая выпустила два полноформатных альбома: Mira (1971) и Ogień (1973).

Надо сказать, что первые два альбома были весьма мрачноваты, тогда как начиная с альбома Blues, считающегося в дискографии самым успешным, группа стала исполнять классический блюз. Также альбомы NOL (Неопознанный летающий объект) (1976) и ZOL (Опознанный летающий объект) (1979) были представлены большими тиражами и свободно продавались в магазинах, то сольники Тадэуша Налепы, Миры Кубачиньской найти было практически невозможно, да и сейчас это дефицит. Налепа выпустил с 1985 по 2007 больше десяти сольных работ, умер 4 марта 2007 года в Варшаве. Его супруга Мира Кубасиньска умерла 25 октября 2005 года.

Полной противоположностью группе Breakout был выдающийся польский композитор, певец, автор песен Чеслав Немен. В целом, он исполнял прогрессив-рок, но четкого определения его музыке сложно подобрать. Наверное, правильно будет охарактеризовать его стиль исполнения как прогрессивный экспериментальный рок или авангард-рок, хотя в его работах есть и электроника.

Немен начал музыкальную карьеру с участия в 1962 году в ансамбле Niebiesko-Czarni (в переводе на русский - Сине-черные), пробыв там до 1966 года, когда после ухода образовал свой первый проект Akwarele. "Акварели" существовали с 1966 по 1969 года и выпустили три лонгплея как Czesław Niemen & Akwarele, дебютник 1967 - Dziwny Jest Ten Świat... - есть у меня в коллекции, с 1970 года Чеслав записывается исключительно как сольный исполнитель. Между тем, надо отметить, что в 1974-1978 годах сессионными музыкантами на концертах Немена была группа Aerolit.

Все пластинки Немена с 1967 по 1987 года выходили на лейбле Polskie Nagrania Muza, по оформлению разворачивались только два альбома - двойник Niemen (1971) (при этом пластинки вставлялись во внутренний карман разворота) и Idée Fixe (1978). Вкладки присутствовали только на трех альбомах: в виде 4-х страничных - Katharsis (1976) и Terra Deflorata (1989), и стандартных квадратной формы - на альбоме Idée Fixe (1978).

Также надо отметить, что альбомы Немана были чуть ли не единственными, которые вышли на английском языке в Западной Европе и США (Strange Is This World - 1972 год, вышел в Германии и Англии на лейбле CBS, Ode to Venus - 1973, - вышел в Германии и Нидерландах на лейбле CBS, и третий Mourner's Rhapsody - 1974, вышел в Англии на лейбле CBS и в США на лейбле Import Records, при этом был записан на одной из студий Нью-Йорка и был издан в 1976 году).

Любопытно, что в 1973 году Немен записал альбом полностью на русском языке, хотя и исполнял песни с акцентом - Russische Lieder, однако на виниле он вышел только в Германии (там же и был переиздан в 2014 году), а СССР удостоил гастролировавшего по ее территории Немана только выпуском в 1980 году миньона на гибкой пластинке - Прежде, Чем Придет Весна / Ручей при участии ансамбля "Золотое С Голубым" (каталожный номер Мелодия – Г62-07833-4).

Чеслав Немен умер 17 января 2004 года в Варшаве. Большинство студийных работ музыканта были переизданы в Польше в 2011-2018 годах, англоязычные переиздания вышли в Европе в 2011 и 2014 годах.

Еще одним коллективом, исполняющим интересный рок, была Budka Suflera. Ее, как и SBB, можно отнести к долгожителям, потому что команда существует с 1969 года, в течении нескольких этапов группа замораживала деятельность, но с 2019 года опять реанимировалась. Выпустила порядка 15 студийных работ, но в моей коллекции остался только один альбом Przechodniem byłem między wami (1976). Любопытно, что наименее интересный альбом Za Ostatni Grosz (1981) продавался на каждом углу, а другие и на рынке попадались очень редко. Группа весьма интересна, послушайте, все пластинки кроме упомянутой, представляют из себя качественный прог-рок.

Сегодня же на рынке ранние пластинки групп No To Co, Budka Suflera, Breakout, Czerwone Gitary и Чеслава Немена представляют коллекционный интерес.

Что ж, на этом все, дорогие друзья. Делитесь в комментариях, какие еще польские рок-группы того периода вы знаете и какие вам больше всего нравятся, а также какие издания есть в ваших коллекциях.

Читать третью часть

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.