Рок-Сундук: издания альбомов группы Status Quo. Часть 1

20 May
слева направо: Рой Линс, Алан Ланкастер, Джон Коглан, Рик Парфитт, Фрэнсис Росси (ссылка на фото:  https://www.theguardian.com/music/gallery/2016/dec/24/rick-parfitt-a-life-in-pictures#img-6)
слева направо: Рой Линс, Алан Ланкастер, Джон Коглан, Рик Парфитт, Фрэнсис Росси (ссылка на фото: https://www.theguardian.com/music/gallery/2016/dec/24/rick-parfitt-a-life-in-pictures#img-6)

Здравствуйте, дорогие друзья!

И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.

Пролог

советский журнал "Ровесник", апрельский выпуск 1988 года, слева - статья про Status Quo, внизу фотографии  культового военного фильма Оливера Стоуна "Взвод" (1986)
советский журнал "Ровесник", апрельский выпуск 1988 года, слева - статья про Status Quo, внизу фотографии культового военного фильма Оливера Стоуна "Взвод" (1986)

Первый раз пластинку группы Status Quo я увидел в 1976 году – это был альбом Quo. Послушал, не понял и отложил в долгий ящик. Пока в 1988 году не прочитал статью в советском журнале «Ровесник» про интересный момент в жизни этого коллектива: оказалось, что в 1986 году достаточно известная группа Status Quo выпустила альбом In The Army Now по названию главного хита, и почему-то этот хит оказался чужим произведением (голландского проекта Bolland & Bolland), и почему-то альбом был назван по названию этой чужой песни, что явилось нонсенсом в музыкальном мире. Первая версия этой композиции отличалась от того, что мы привыкли слышать и видеть в клипах: в начале песни слышен стук сапог и на русском языке возглас – «сержант, стой!». Поскольку трактовка была какая-то даже плясовая, и впоследствии проект Bolland & Bolland сделали нормальную роковую версию, а Status Quo добавил немного тяжести к звучанию, естественно, эта первая версия была куда-то «замусорена». И вот уже больше 20 лет я ее ищу и никак не могу найти, хотя бы просто ради интереса.

Долгое время я считал, что музыка отличается однообразием, и поэтому лет двадцать (с 1988 года) не собирал пластинки этой команды. Но с годами вкус изменился. Впрочем, все еще в будущем, потому что группа, берущая начало с 1962 года, продолжает выпускать альбомы. Вот это долгострой, достойная конкуренция таким «долгожителям» как The Rolling Stones…

1. Юные годы: 1962-1970 гг.

История группы уходит корнями в 1962 год, во времена школьного ансамбля, собранного Фрэнсисом Росси и Аланом Ланкастером. При участии Алана Ки и Джесса Яворски ансамбль получил название The Scorpions, но затем в 1963 году был переименовал в группу The Spectres. К 1965 году в коллективе были распределены роли – Фрэнсис Росси (гитара), Алан Ланкастер (бас-гитара), Джон Коглан (ударные, сменил Алана Ки) и Рой Линс (клавишные, сменил Яворски). Тогда же парни познакомились с Риком Парфиттом, который присоединился к группе в 1967 в качестве ритм-гитариста.

слева - обложка  голландского издания "I (Who Have Nothing) / Neighbour-Neighbour" (1966) группы The Spectres, справа - английское издание  сингла "Almost But Not Quite There"  (1967) группы The Traffic Jam (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - обложка голландского издания "I (Who Have Nothing) / Neighbour-Neighbour" (1966) группы The Spectres, справа - английское издание сингла "Almost But Not Quite There" (1967) группы The Traffic Jam (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 1966 парни исполняют первые синглы различных композиторов - первым выпущенным синглом стала композиция авторов Лейбера и Столлера, писавших музыку еще для Элвиса Пресли, - «I (Who Have Nothing)». В этот период дебитировал Алан Ланкастер, ставший соавтором таких синглов как «Hurdy Gurdy Man» и «Laticia». А в 1967 году квартет сочинил свой первый полноценный сингл «I want It». В этом же 1967 году коллектив меняет название на The Traffic Jam и выпускает еще два самостоятельных сингла первую композицию за авторством Росси – «Almost But Not Quite There» и композицию Линса «Wait Just A Minute».

Первые синглы были выпущены лейблом Pye Records в Японии, Нидерландах и Германии, и подлейблом Piccadilly в Англии в 1966-1967 году, а также лейблом Astor в Австралии. Сегодня миньоны с синглами первых двух формаций очень ценятся среди коллекционеров, и, естественно, имеют высокую стоимость.

сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
страницы 12-страничного буклета
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
страницы 12-страничного буклета
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
страницы 12-страничного буклета
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
страницы 12-страничного буклета
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)
сборник "The Early Works" (1990) (все фотографии в галерее взяты отсюда: https://www.catawiki.eu/l/22076547-status-quo-box-set-5-lp-s-released-in-1990-in-near-mint-condition)

Впоследствии они не так часто были представлены в дискографии Status Quo, хотя их можно найти на ремастированном японском CD 1994 года (кат.номер Victor ‎– VICP-5376), а также на бокс-сете из пяти пластинок, вышедшего в 1990 году в Англии на лейбле Essential под названием The Early Works (кат.номер Essential ‎– ESBLP136). Издание комплектуется 12-страничным буклетом с цветными фотографиями. Все выпущенные синглы были представлены на первой стороне первой пластинки.

The Status Quo, слева направо: Фрэнсис Росси, Рик Парфитт, Джон Коглан, Алан Ланкастер, Рой Линс (ссылка на фото: https://img.discogs.com/ZFnuN9gAgUzOo0B_bjp56aCjm9I=/600x399/smart/filters:strip_icc():format(jpeg):mode_rgb():quality(90)/discogs-images/A-103064-1522446942-3837.jpeg.jpg)
The Status Quo, слева направо: Фрэнсис Росси, Рик Парфитт, Джон Коглан, Алан Ланкастер, Рой Линс (ссылка на фото: https://img.discogs.com/ZFnuN9gAgUzOo0B_bjp56aCjm9I=/600x399/smart/filters:strip_icc():format(jpeg):mode_rgb():quality(90)/discogs-images/A-103064-1522446942-3837.jpeg.jpg)

Оценив собственные возможности, да еще и добавив в полноценные члены команды Рика Парфитта, коллектив в том же 1967 году во второй раз сменяют название на The Status Quo (с 1969 года просто Status Quo). Так начиналась история становления знаменитой группы...

штатовское издание дебютного альбома под названием Messages from the Status Quo (1968)
штатовское издание дебютного альбома под названием Messages from the Status Quo (1968)
штатовское издание дебютного альбома под названием Messages from the Status Quo (1968)

…Дебютный альбом (который, кстати, я приобрел только в 2019 году!) вышел в конце сентября 1968 года под названием Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo. В Европе и Канаде, а также Новой Зеландии и ЮАР вышел на лейбле Pye Records, в Штатах на лейбле Cadet Concept, в Австралии – на лейбле Astor. В Японии на виниле не выходил. Надо обратить внимание, что среди европейских стран фигурировали только Англия и континентальные: Германия, Италия, Нидерланды. 8 из 12 треков были композициями других музыкантов, тем не менее Фрэнсис Росси сочинил одну из лучших песен на альбоме – это композиция «Pictures of Matchstick Men», изначально вышедшая в январе 1968 года как сингл.

обложка канадского издания дебютного альбома Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo (1968) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка канадского издания дебютного альбома Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo (1968) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка бразильского издания 1969 г. дебютного альбома под названием Status Quo (кат.номер  Pye Records ‎– GX 01-313)(фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка канадского издания дебютного альбома Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo (1968) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
первый бразильский пресс (very rare) дебютного альбома (кат.номер  Musidisc ‎– HI-FI 2198) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка канадского издания дебютного альбома Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo (1968) (фотографии взяты с сайта discogs.com)

Основное отличие штатовских изданий ото всех остальных – во-первых, название было сокращено до Messages from the Status Quo, во-вторых, треклист насчитывал только 10 композиций вместо 12 (отсутствовали «Sheila» и «Green Tambourine»), и в-третьих, во всех изданиях, кроме штатовских, была иная обложка: на ней участники группы сидят на горе из коробочек в анфас (лицевая сторона), а на задней стороне размещена черно-белая фото музыкантов и текст, помимо этого на лицевой стороне присутствовал синий квадрат, в которой была помещена фотография, и за квадратом было оформлено зеленое наполнение. У штатовцев эти элементы на лицевой стороне обложки отсутствовали, лицевая и задняя сторона представляла одинаковое фото, только снятое, в отличие от изданий других стран, под другим углом.

"пятаки" лейбла Pye Records, слева: c английских и канадских изданий, справа: с немецких и итальянских изданий (фотографии взяты с сайта discogs.com)
"пятаки" лейбла Pye Records, слева: c английских и канадских изданий, справа: с немецких и итальянских изданий (фотографии взяты с сайта discogs.com)
"пятаки" лейбла Pye Records, слева: c  южноафриканских и мексиканских изданий, справа: с новозеландских изданий (фотографии взяты с сайта discogs.com)
"пятаки" лейбла Pye Records, слева: c английских и канадских изданий, справа: с немецких и итальянских изданий (фотографии взяты с сайта discogs.com)

«Пятаки» лейбла Pye Records также различались цветовой гаммой: так, в английских и канадских изданиях они были синими, в немецких и итальянских – розовыми, в южноафриканских и мексиканских – красными, в новозеландских – фиолетовыми. При этом мексиканское издание 1969 года вышло с обособленной обложкой (кат.номер Pye Records ‎– GX 01-313) с несколько измененным треклистом, а югославское издание 1989 года вышло на словенском лейбле Bad-Ming-Ton Music (кат.номер Bad-Ming-Ton Music ‎– 7.551432, Helidon ‎– 7.551432). Также жгучее любопытство вызывает бразильское издание, вышедшее на лейбле Musidisk (кат.номер Musidisc ‎– HI-FI 2198), которое площадкой discogs.com оценивается в несколько сотен евро. Честно признаюсь, никогда не видел таких дорогих бразильских изданий, если есть у кого соображения, поделитесь. Вероятно, это какое-то очень редкое издание, но не думаю, что бразильские издания уступают тем же родезийским, потому что этой страны уже как 40 лет нет на политической карте мира, и достать такие издания для коллекционеров куда проблематичнее, чем бразильские. Короче, загадка.

После переименования в сентябре 1980 года лейбла Pye Records в PRT (Precision Records and Tap), вышли переиздания сначала в Испании (1980 и 1985 гг.), далее в Германии, Англии и Италии (1987 г.) и Греции (1988 г.). Отличались только новой картинкой на «пятаках. Как и оригинальные издания, переиздания ничем не комплектовались и не раскрывались.

итальянское ремастированное переиздание 2003 года (фотографии взяты с сайта discogs.com)
итальянское ремастированное переиздание 2003 года (фотографии взяты с сайта discogs.com)
вкладка (фотографии взяты с сайта discogs.com)
итальянское ремастированное переиздание 2003 года (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 2003 году в Италии на лейбле Earmark в честь 35-летия с момента выхода дебютника вышло ремастированное издание, комплектовавшееся вкладкой (кат.номер Earmark ‎– 42026).

обложка английского издания второго альбома Spare Parts (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка английского издания второго альбома Spare Parts (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
(фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка английского издания второго альбома Spare Parts (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - "пятак" лейбла Pye Records на немецком переиздании 1979 года, справа "пятак" правопреемника лейбла PRT (с издания после 1980 года) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка английского издания второго альбома Spare Parts (1969) (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 1969 году выходит второй альбом, считающийся музыкальными критиками и изданиями самым слабым в обильной дискографии, - Spare Parts. Не соглашусь с тем, что это самый плохой альбом, просто он определил переход от психоделики к блюзовому и хард-роковому звучанию в 1970 году. Здесь можно отметить такие композиции как «Mr. Mind Detector» (концовка песни просто эпична для психоделики), «The Clown» (сочиненную Ланкастером, Линсом и Бобом Янгом, который был негласным членом команды, мы о нем еще скажем пару слов ниже) и «Little Miss Nothing» (сочиненную Росси и Парфиттом). Альбом, к слову критиков, в отличие от первого, содержит 8 из 12 песен, сочиненных самими участниками группы, тогда как на первом 8 песен из 12 были чужими. Прогресс? А вы говорите, не нравится… Это альбом своего времени, но, конечно же, исполняя в таком духе, команда бы не вырвалась на мировую сцену. Я его, правда, так и не успел пока приобрести в коллекцию.

С другой стороны, любители психоделического рока – Соединенные Штаты – как-то абстрагировались от выпуска у себя на родине этого альбома. А в целом он по комплектации повторил предыдущий – т.е. был пустым, хотя обращает на себя внимание рисунок обложки в виде деревянного ящика. Впоследствии перевыпускался в Германии и Англии с 1979 по 1990 года, в Италии в 2004 году повторно в честь 35-летия с момента выхода вышло переиздание в обложке из ПВХ (кат.номер Earmark ‎– 42032), последний выход на виниле отмечен на британском лейбле Sanctuary в 2015 году.

немецкое издание третьего альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (1970)
немецкое издание третьего альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (1970)
немецкое издание третьего альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (1970)
"пятаки" лейбла Pye Records в английских переизданиях (с 1972 года) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
немецкое издание третьего альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (1970)

Итак, мы подошли к третьему альбому группы, ставшего переломным. Прежде всего, это последний альбом, в записи которого принял участие клавишник Рой Линс (в команде с 1964 г.), и с этого альбома группа отошла от экспериментов с психоделикой, и сосредоточилась на блюзе и хард-роке и соответствующей сменой имиджа (джинса и хайер). Ma Kelly’s Greasy Spoon вышел в августе 1970 года и наконец-то был представлен, в том числе, французскими и японскими изданиями (на Pye Records), вместе с тем среди первых прессов отсутствовала Голландия. В Австралии по-прежнему вышел на лейбле Astor, а вот в США выпускающим лейблом стал Janus Records (правда, на нем вышел исключительно этот альбом).

постер с первого английского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (фотография взята с сайта discogs.com)
постер с первого английского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (фотография взята с сайта discogs.com)

Первый английский пресс комплектовался черно-белым постером. Репрессы английского издания содержали другую цветовую гамму на «пятаках» лейбла Pye Records. К тому же, композиция «Is it Really Me/Gotta Go Home» (автор – Ланкастер) на пятаках в английских и немецких переизданиях была написано раздельно.

слева - задняя сторона обложки штатовского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon, справа - "пятак" лейбла  Janus Records (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - задняя сторона обложки штатовского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon, справа - "пятак" лейбла Janus Records (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка бельгийского издания 1977 года под названием Status Quo (кат. номер Vogue ‎– VK. 66) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - задняя сторона обложки штатовского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon, справа - "пятак" лейбла Janus Records (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка аргентинского издания 1970 года альбома под названием Everything (кат.номер Music Hall ‎– 12.908) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - задняя сторона обложки штатовского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon, справа - "пятак" лейбла Janus Records (фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложка бразильского издания альбома под названием Greasy Spoon (кат.номер Musidisc ‎– HI-FI-2234) (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - задняя сторона обложки штатовского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon, справа - "пятак" лейбла Janus Records (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В штатовских изданиях задняя сторона обложки отличалась, также в треклисте отсутствовала песня «Is it Really Me/Gotta Go Home», вместо нее была «In My Chair» (авторы – Фрэнсис Росси и Боб Янг). В Бельгии альбом вышел только в 1977 на лейбле Vogue под одноименным названием Status Quo, и с другой обложкой (кат. номер Vogue ‎– VK. 66). Название выбрано, по всей видимости, для большей усвояемости бельгийской аудиторией, потому что это был первый альбом, выпущенный на территории Бельгии. Аргентинское (кат.номер Music Hall ‎– 12.908) и бразильское (кат.номер Musidisc ‎– HI-FI-2234) вышли с отличимыми от других изданий обложками, при этом аргентинский вариант назывался Everything, а бразильский - Greasy Spoon, при этом лицевая сторона обложки у бразильцев повторяла фотографию с постера с первых английских прессов. В 2004 году в Италии вышло традиционное переиздание с добавлением цветной вкладки с текстами песен и фото.

После ухода клавишника Линса, коллектив остался в квартете, а музыка, начиная с третьего альбома, сменилась от психоделики к блюзу и харду. Но нужно сказать пару слов об упоминаемом выше Бобе Янге.

Боб Янг (второй справа) с группой Status Quo, 1970 г. (ссылка на фото: http://www.bobyoungticker.de/BYTICKERPEOPLEPIC0820.htm)
Боб Янг (второй справа) с группой Status Quo, 1970 г. (ссылка на фото: http://www.bobyoungticker.de/BYTICKERPEOPLEPIC0820.htm)

Янг был концертным менеджером Status Quo и с 1969 по 1979 года принимал заметное участие в сочинении песен. Его можно считать неофициально пятым членом команды. А вообще, этот дядька просто любил музыку и стихи и умел делать деньги, чего душой кривить. Помимо написания песен в соавторстве с Фрэнсисом Росси (включая любопытный проект Maston/James, записывающий песни для Status Quo, где под псевдонимом John Manston скрывался Боб Янг, а под Colin James – Фрэнсис Росси), Янг также сочинял песни в соавторстве с Парфиттом и Ланкастером, до кучи участвовал в совместном проекте с Микки Муди из Whitesnake - Young & Moody , и с Джоном Когланом после его ухода их Status Quo – в проекте Diesel. Основная его работа была, конечно, в Status Quo, где он был соавтором таких интересных композиций как «Gerdundula», «Caroline», «Paper Plane», «Down Down» и ряда других.

Итак, мы подходим ко второму периоду в творчестве группы, о чем речь пойдет в следующей статье.

Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До самых скорых встреч.

Читать вторую часть

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.