Рок-Сундук: издания альбомов группы Status Quo. Часть 1

1,7K full reads
слева направо: Рой Линс, Алан Ланкастер, Джон Коглан, Рик Парфитт, Фрэнсис Росси (ссылка на фото:  https://www.theguardian.com/music/gallery/2016/dec/24/rick-parfitt-a-life-in-pictures#img-6)
слева направо: Рой Линс, Алан Ланкастер, Джон Коглан, Рик Парфитт, Фрэнсис Росси (ссылка на фото: https://www.theguardian.com/music/gallery/2016/dec/24/rick-parfitt-a-life-in-pictures#img-6)

Здравствуйте, дорогие друзья!

И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.

Пролог

советский журнал "Ровесник", апрельский выпуск 1988 года, слева - статья про Status Quo, внизу фотографии  культового военного фильма Оливера Стоуна "Взвод" (1986)
советский журнал "Ровесник", апрельский выпуск 1988 года, слева - статья про Status Quo, внизу фотографии культового военного фильма Оливера Стоуна "Взвод" (1986)

Первый раз пластинку группы Status Quo я увидел в 1976 году – это был альбом Quo. Послушал, не понял и отложил в долгий ящик. Пока в 1988 году не прочитал статью в советском журнале «Ровесник» про интересный момент в жизни этого коллектива: оказалось, что в 1986 году достаточно известная группа Status Quo выпустила альбом In The Army Now по названию главного хита, и почему-то этот хит оказался чужим произведением (голландского проекта Bolland & Bolland), и почему-то альбом был назван по названию этой чужой песни, что явилось нонсенсом в музыкальном мире. Первая версия этой композиции отличалась от того, что мы привыкли слышать и видеть в клипах: в начале песни слышен стук сапог и на русском языке возглас – «сержант, стой!». Поскольку трактовка была какая-то даже плясовая, и впоследствии проект Bolland & Bolland сделали нормальную роковую версию, а Status Quo добавил немного тяжести к звучанию, естественно, эта первая версия была куда-то «замусорена». И вот уже больше 20 лет я ее ищу и никак не могу найти, хотя бы просто ради интереса.

Долгое время я считал, что музыка отличается однообразием, и поэтому лет двадцать (с 1988 года) не собирал пластинки этой команды. Но с годами вкус изменился. Впрочем, все еще в будущем, потому что группа, берущая начало с 1962 года, продолжает выпускать альбомы. Вот это долгострой, достойная конкуренция таким «долгожителям» как The Rolling Stones…

1. Юные годы: 1962-1970 гг.

История группы уходит корнями в 1962 год, во времена школьного ансамбля, собранного Фрэнсисом Росси и Аланом Ланкастером. При участии Алана Ки и Джесса Яворски ансамбль получил название The Scorpions, но затем в 1963 году был переименовал в группу The Spectres. К 1965 году в коллективе были распределены роли – Фрэнсис Росси (гитара), Алан Ланкастер (бас-гитара), Джон Коглан (ударные, сменил Алана Ки) и Рой Линс (клавишные, сменил Яворски). Тогда же парни познакомились с Риком Парфиттом, который присоединился к группе в 1967 в качестве ритм-гитариста.

слева - обложка  голландского издания "I (Who Have Nothing) / Neighbour-Neighbour" (1966) группы The Spectres, справа - английское издание  сингла "Almost But Not Quite There"  (1967) группы The Traffic Jam (фотографии взяты с сайта discogs.com)
слева - обложка голландского издания "I (Who Have Nothing) / Neighbour-Neighbour" (1966) группы The Spectres, справа - английское издание сингла "Almost But Not Quite There" (1967) группы The Traffic Jam (фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 1966 парни исполняют первые синглы различных композиторов - первым выпущенным синглом стала композиция авторов Лейбера и Столлера, писавших музыку еще для Элвиса Пресли, - «I (Who Have Nothing)». В этот период дебитировал Алан Ланкастер, ставший соавтором таких синглов как «Hurdy Gurdy Man» и «Laticia». А в 1967 году квартет сочинил свой первый полноценный сингл «I want It». В этом же 1967 году коллектив меняет название на The Traffic Jam и выпускает еще два самостоятельных сингла первую композицию за авторством Росси – «Almost But Not Quite There» и композицию Линса «Wait Just A Minute».

Первые синглы были выпущены лейблом Pye Records в Японии, Нидерландах и Германии, и подлейблом Piccadilly в Англии в 1966-1967 году, а также лейблом Astor в Австралии. Сегодня миньоны с синглами первых двух формаций очень ценятся среди коллекционеров, и, естественно, имеют высокую стоимость.

Впоследствии они не так часто были представлены в дискографии Status Quo, хотя их можно найти на ремастированном японском CD 1994 года (кат.номер Victor ‎– VICP-5376), а также на бокс-сете из пяти пластинок, вышедшего в 1990 году в Англии на лейбле Essential под названием The Early Works (кат.номер Essential ‎– ESBLP136). Издание комплектуется 12-страничным буклетом с цветными фотографиями. Все выпущенные синглы были представлены на первой стороне первой пластинки.

The Status Quo, слева направо: Фрэнсис Росси, Рик Парфитт, Джон Коглан, Алан Ланкастер, Рой Линс (ссылка на фото: https://img.discogs.com/ZFnuN9gAgUzOo0B_bjp56aCjm9I=/600x399/smart/filters:strip_icc():format(jpeg):mode_rgb():quality(90)/discogs-images/A-103064-1522446942-3837.jpeg.jpg)
The Status Quo, слева направо: Фрэнсис Росси, Рик Парфитт, Джон Коглан, Алан Ланкастер, Рой Линс (ссылка на фото: https://img.discogs.com/ZFnuN9gAgUzOo0B_bjp56aCjm9I=/600x399/smart/filters:strip_icc():format(jpeg):mode_rgb():quality(90)/discogs-images/A-103064-1522446942-3837.jpeg.jpg)

Оценив собственные возможности, да еще и добавив в полноценные члены команды Рика Парфитта, коллектив в том же 1967 году во второй раз сменяют название на The Status Quo (с 1969 года просто Status Quo). Так начиналась история становления знаменитой группы...

…Дебютный альбом (который, кстати, я приобрел только в 2019 году!) вышел в конце сентября 1968 года под названием Picturesque Matchstickable Messages from the Status Quo. В Европе и Канаде, а также Новой Зеландии и ЮАР вышел на лейбле Pye Records, в Штатах на лейбле Cadet Concept, в Австралии – на лейбле Astor. В Японии на виниле не выходил. Надо обратить внимание, что среди европейских стран фигурировали только Англия и континентальные: Германия, Италия, Нидерланды. 8 из 12 треков были композициями других музыкантов, тем не менее Фрэнсис Росси сочинил одну из лучших песен на альбоме – это композиция «Pictures of Matchstick Men», изначально вышедшая в январе 1968 года как сингл.

Основное отличие штатовских изданий ото всех остальных – во-первых, название было сокращено до Messages from the Status Quo, во-вторых, треклист насчитывал только 10 композиций вместо 12 (отсутствовали «Sheila» и «Green Tambourine»), и в-третьих, во всех изданиях, кроме штатовских, была иная обложка: на ней участники группы сидят на горе из коробочек в анфас (лицевая сторона), а на задней стороне размещена черно-белая фото музыкантов и текст, помимо этого на лицевой стороне присутствовал синий квадрат, в которой была помещена фотография, и за квадратом было оформлено зеленое наполнение. У штатовцев эти элементы на лицевой стороне обложки отсутствовали, лицевая и задняя сторона представляла одинаковое фото, только снятое, в отличие от изданий других стран, под другим углом.

«Пятаки» лейбла Pye Records также различались цветовой гаммой: так, в английских и канадских изданиях они были синими, в немецких и итальянских – розовыми, в южноафриканских и мексиканских – красными, в новозеландских – фиолетовыми. При этом мексиканское издание 1969 года вышло с обособленной обложкой (кат.номер Pye Records ‎– GX 01-313) с несколько измененным треклистом, а югославское издание 1989 года вышло на словенском лейбле Bad-Ming-Ton Music (кат.номер Bad-Ming-Ton Music ‎– 7.551432, Helidon ‎– 7.551432). Также жгучее любопытство вызывает бразильское издание, вышедшее на лейбле Musidisk (кат.номер Musidisc ‎– HI-FI 2198), которое площадкой discogs.com оценивается в несколько сотен евро. Честно признаюсь, никогда не видел таких дорогих бразильских изданий, если есть у кого соображения, поделитесь. Вероятно, это какое-то очень редкое издание, но не думаю, что бразильские издания уступают тем же родезийским, потому что этой страны уже как 40 лет нет на политической карте мира, и достать такие издания для коллекционеров куда проблематичнее, чем бразильские. Короче, загадка.

После переименования в сентябре 1980 года лейбла Pye Records в PRT (Precision Records and Tap), вышли переиздания сначала в Испании (1980 и 1985 гг.), далее в Германии, Англии и Италии (1987 г.) и Греции (1988 г.). Отличались только новой картинкой на «пятаках. Как и оригинальные издания, переиздания ничем не комплектовались и не раскрывались.

В 2003 году в Италии на лейбле Earmark в честь 35-летия с момента выхода дебютника вышло ремастированное издание, комплектовавшееся вкладкой (кат.номер Earmark ‎– 42026).

В 1969 году выходит второй альбом, считающийся музыкальными критиками и изданиями самым слабым в обильной дискографии, - Spare Parts. Не соглашусь с тем, что это самый плохой альбом, просто он определил переход от психоделики к блюзовому и хард-роковому звучанию в 1970 году. Здесь можно отметить такие композиции как «Mr. Mind Detector» (концовка песни просто эпична для психоделики), «The Clown» (сочиненную Ланкастером, Линсом и Бобом Янгом, который был негласным членом команды, мы о нем еще скажем пару слов ниже) и «Little Miss Nothing» (сочиненную Росси и Парфиттом). Альбом, к слову критиков, в отличие от первого, содержит 8 из 12 песен, сочиненных самими участниками группы, тогда как на первом 8 песен из 12 были чужими. Прогресс? А вы говорите, не нравится… Это альбом своего времени, но, конечно же, исполняя в таком духе, команда бы не вырвалась на мировую сцену. Я его, правда, так и не успел пока приобрести в коллекцию.

С другой стороны, любители психоделического рока – Соединенные Штаты – как-то абстрагировались от выпуска у себя на родине этого альбома. А в целом он по комплектации повторил предыдущий – т.е. был пустым, хотя обращает на себя внимание рисунок обложки в виде деревянного ящика. Впоследствии перевыпускался в Германии и Англии с 1979 по 1990 года, в Италии в 2004 году повторно в честь 35-летия с момента выхода вышло переиздание в обложке из ПВХ (кат.номер Earmark ‎– 42032), последний выход на виниле отмечен на британском лейбле Sanctuary в 2015 году.

Итак, мы подошли к третьему альбому группы, ставшего переломным. Прежде всего, это последний альбом, в записи которого принял участие клавишник Рой Линс (в команде с 1964 г.), и с этого альбома группа отошла от экспериментов с психоделикой, и сосредоточилась на блюзе и хард-роке и соответствующей сменой имиджа (джинса и хайер). Ma Kelly’s Greasy Spoon вышел в августе 1970 года и наконец-то был представлен, в том числе, французскими и японскими изданиями (на Pye Records), вместе с тем среди первых прессов отсутствовала Голландия. В Австралии по-прежнему вышел на лейбле Astor, а вот в США выпускающим лейблом стал Janus Records (правда, на нем вышел исключительно этот альбом).

постер с первого английского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (фотография взята с сайта discogs.com)
постер с первого английского издания альбома Ma Kelly’s Greasy Spoon (фотография взята с сайта discogs.com)

Первый английский пресс комплектовался черно-белым постером. Репрессы английского издания содержали другую цветовую гамму на «пятаках» лейбла Pye Records. К тому же, композиция «Is it Really Me/Gotta Go Home» (автор – Ланкастер) на пятаках в английских и немецких переизданиях была написано раздельно.

В штатовских изданиях задняя сторона обложки отличалась, также в треклисте отсутствовала песня «Is it Really Me/Gotta Go Home», вместо нее была «In My Chair» (авторы – Фрэнсис Росси и Боб Янг). В Бельгии альбом вышел только в 1977 на лейбле Vogue под одноименным названием Status Quo, и с другой обложкой (кат. номер Vogue ‎– VK. 66). Название выбрано, по всей видимости, для большей усвояемости бельгийской аудиторией, потому что это был первый альбом, выпущенный на территории Бельгии. Аргентинское (кат.номер Music Hall ‎– 12.908) и бразильское (кат.номер Musidisc ‎– HI-FI-2234) вышли с отличимыми от других изданий обложками, при этом аргентинский вариант назывался Everything, а бразильский - Greasy Spoon, при этом лицевая сторона обложки у бразильцев повторяла фотографию с постера с первых английских прессов. В 2004 году в Италии вышло традиционное переиздание с добавлением цветной вкладки с текстами песен и фото.

После ухода клавишника Линса, коллектив остался в квартете, а музыка, начиная с третьего альбома, сменилась от психоделики к блюзу и харду. Но нужно сказать пару слов об упоминаемом выше Бобе Янге.

Боб Янг (второй справа) с группой Status Quo, 1970 г. (ссылка на фото: http://www.bobyoungticker.de/BYTICKERPEOPLEPIC0820.htm)
Боб Янг (второй справа) с группой Status Quo, 1970 г. (ссылка на фото: http://www.bobyoungticker.de/BYTICKERPEOPLEPIC0820.htm)

Янг был концертным менеджером Status Quo и с 1969 по 1979 года принимал заметное участие в сочинении песен. Его можно считать неофициально пятым членом команды. А вообще, этот дядька просто любил музыку и стихи и умел делать деньги, чего душой кривить. Помимо написания песен в соавторстве с Фрэнсисом Росси (включая любопытный проект Maston/James, записывающий песни для Status Quo, где под псевдонимом John Manston скрывался Боб Янг, а под Colin James – Фрэнсис Росси), Янг также сочинял песни в соавторстве с Парфиттом и Ланкастером, до кучи участвовал в совместном проекте с Микки Муди из Whitesnake - Young & Moody , и с Джоном Когланом после его ухода их Status Quo – в проекте Diesel. Основная его работа была, конечно, в Status Quo, где он был соавтором таких интересных композиций как «Gerdundula», «Caroline», «Paper Plane», «Down Down» и ряда других.

Итак, мы подходим ко второму периоду в творчестве группы, о чем речь пойдет в следующей статье.

Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До самых скорых встреч.

Читать вторую часть

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.