Рок-Сундук: музыкальное творчество Стива Уинвуда и группы Traffic. Часть 1. 1963-1970 гг.

613 full reads
первый состав группы, слева направо: Джим Капальди, Крис Вуд, Дэйв Мэйсон, сидит по центру: Стив Уинвуд (источник фото: http://driverpete.ru/assets/images/music/10-pesen-zarubezh/TrafficBand.jpg)
первый состав группы, слева направо: Джим Капальди, Крис Вуд, Дэйв Мэйсон, сидит по центру: Стив Уинвуд (источник фото: http://driverpete.ru/assets/images/music/10-pesen-zarubezh/TrafficBand.jpg)

Здравствуйте, дорогие друзья.

Мы продолжаем изучать с вами замечательный мир винила и сегодня хотелось бы остановиться на такой влиятельной группе как британский коллектив Traffic. Мне эта команда всегда чем-то напоминала их соотечественников - Spooky Tooth. Нет, не по музыке и по степени влияния на рок-сцену (как это было в американо-британском "противостоянии" The Beatles – The Rolling Stones) – у этих команд, на мой взгляд, очень похожая история. Обе команды начали творить в 1967 году, они же фактически прекратили существование в 1974 году, после были реюнионы в 1990-х годах, в результате чего были записаны по одному студийному альбому. Обе команды записали по семь студийных альбомов по 1974 год включительно, и как под копирку - то ли из-за творческих амбиций, то ли по другим разногласиям после пика славы - ненадолго расходились, а потом снова сходились, частично меняя составы. Хотя многие справедливо заметят, что это нормальное явление для рок-групп того времени, но все же определенное сходство в истории этих групп присутствует.

Сегодня для меломанов такие группы как Traffic – это некая архаика, покрытая слоем пыли, но которую интересно изучать, держа в руках главный носитель звука того времени – виниловую пластинку. Вместе с тем, рассказать просто о Traffic, не упомянув про этапы становления мультиинструменталиста Стива Уинвуда, значит рассказать только половину. Фигура Уинвуда проходит красной линией через несколько музыкальных сцен, начиная с 1963 года и заканчивая сольной карьерой.

…Не знаю, применим ли к Уинвуду (родился 12.05.1948 в Хэндсворте, Бирмингем, Англия) термин индиго, но в 4-х летнем возрасте он уже пробовал играть на различных инструментах, включая пианино, барабаны, гитару, а к восьми годам уже выступал вместе со своим старшим братом Маффом Уинвудом в команде Ron Atkinson Band. Во время туров именитых на то время штатовских блюзовых музыкантов типа Мадди Уотерса, Би Би Кинга, Джона Ли Хукера и других, Уинвуд поддерживал их выступления в составе бирмингемских команд поддержки (pick-up bands) (проще говоря, сессионные музыканты). Само собой, это повлияло на его будущий выбор в направлении музыки, которую он хотел играть.

группа The Spencer Davis Group в 1966 году, слева направо: Мафф Уинвуд, Спенсер Дэвис, Питер Йорк, Стив Уинвуд (источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Spencer_Davis_Group_1966.jpg)
группа The Spencer Davis Group в 1966 году, слева направо: Мафф Уинвуд, Спенсер Дэвис, Питер Йорк, Стив Уинвуд (источник фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Spencer_Davis_Group_1966.jpg)

В 1963 году Стив познакомился с гитаристом Спенсером Дэвисом (к сожалению, ушел из жизни 19 октября 2020 г., когда только задумывалась настоящая статья), который формировал команду. Вместе со своим братом Маффом, игравшем на бас-гитаре, и барабанщиком Питером Йорком Дэвис организовал The Spencer Davis Group, где Стиву Уинвуду было отведено центральное место – лидер-гитара, клавишные, орган и вокал. Он же и стал в итоге фронтменом группы.

В составе The Spencer Davis Group Уинвуд записал первые три альбома - Their First LP (1965 г.), The Second Album (сентябрь 1966 г.), Autumn' 66 (август 1966 г.), и надо отметить, что начало было очень уверенным. Потрясающий сингл «Keep on Running», сочиненный изначально ямайским композитором Джеки Эдвардсом в 1965 году, был выпущен в версии Spencer Davis Group в ноябре 1965 году и достиг позиции № 1 в британских чартах. Успех команде был гарантирован подписанием контракта в 1964 году с предпринимателем Крисом Блэквеллом, основавшего в 1959 году лейбл Island Records (на котором выходили пластинки таких групп как Free, Jethro Tull, Emersonm Lake & Palmer, King Crimson, Roxy Music и многие другие). Так как политика лейбла изначально была очень хитро построена – на распространении продукции другими лейблами – выпускались пластинки команды в Европе и Японии в основном на лейбле Fontana Records. Блэквелл стал менеджером группы. В США к команде первоначально должного внимания не проявили, но после уверенных продаж в Европе в Северной Америке (США и Канаде) в 1967 году были выпущены первые два альбома, которые можно считать в некотором роде компиляциями – сначала Gimme Some Lovin', а затем I'm a Man. Распространял альбомы лейбл United Artists Records.

В Штатах альбомы заняли 54 и 83 места соответственно (в Канаде 2-е и 4-е), вместе с тем большую популярность там снискали выпущенные отдельно синглы, попавшие в национальный хит-парад – «Gimme Some Lovin» (октябрь 1966 г., позиция № 7) и «I'm a Man» (январь 1967 г., позиция № 10), при этом композиции были написаны в соавторстве Стивом Уинвудом, что закрепило за них успех талантливого композитора, а «Gimme Some Lovin» даже удостоилась чести быть внесенной в список на 500 самых лучших композиций по версии журнала Rolling Stones (247 место). Впрочем хит «Keep on Running» также не был обделен вниманием у американцев и занял 76 строчку национального хит-парада. Кстати, продюсировал альбомы в Америке небезызвестный Джимми Миллер, участвующий в продюсировании альбомов таких групп как Spooky Tooth, The Rolling Stones и Traffic.

The Spencer Davis Group исполняли неплохой психоделический рок и ритм-н-блюз, однако Стив Уинвуд, повзрослев в годах за время игры в команде, решил двигаться дальше и покинул группу для того, что сформировать в 1967 году Traffic. Кстати, после ухода Стива The Spencer Davis Group записала еще несколько неплохих релизов и распустилась в июле 1969 года (команда собиралась в 1973-1974 годах, выпустив два альбома Gluggo и Living in a Back Street, после осуществляли концертную деятельность с середины 2000-х годов до момента смерти Спенсера Дэвиса).

Вместе с тем, до Traffic Уинвуд успел в марте 1966 года познакомиться с уже получившим известность блюзовым гитаристом Эриком Клэптоном, игравшего в командах The Yardbirds (там же играли в свое время Джефф Бек и Джимми Пейдж) и John Mayall & The Bluesbreakers (где в разные периоды играли такие музыканты как Джон МакВи, Мик Флитвуд и Питер Грин (Fleetwood Mac), Энди Фрейзер (Free), Мик Тейлор (The Rolling Stones) и другие). Как раз в этом году для открытия лондонского офиса известного лейбла Elektra штатовский продюсер Джо Бойден подсуетился в организации проекта для первого выпуска лейблом в Англии пластинки, в результате студийный проект получил название Eric Clapton and the Powerhouse («Эрик Клэптон и Электростанция»), куда вошли помимо Клептона (гитара) Стив Уинвуд (вокал), барабанщик из The Spencer Davis Group Питер Йорк (ударные, соответственно), Пол Джонс (вокал, губная гармошка) и Джек Брюс (бас-гитара) из группы Manfred Mann, а также Бен Палмер (клавишные). В результате в июне 1966 года был выпущен сборник под названием What's Shakin', где были представлены по одной композиции Эла Купера и Тома Раша, 4 композиции группы Lovin' Spoonful, пять композиций группы The Paul Butterfield Blues Band и три композиции Eric Clapton And The Powerhouse Crossroads», «I Want to Know» и «Steppin 'Out»).

Последние записали (специально для сборника) 4 композиции, но в итоге на сборник вошли только три. Впоследствии сборник переиздавался в том числе под названием Good Time Music в Англии (обложка отличалась), в 1970-х годах выходил на сублейбле Midi (принадлежал WEA International Inc.) с первоначальным названием (обложки изданий, кстати, также отличались от оригинала). Любопытно, что группы и участники этого сборника будут впоследствии внесены в Зал славы рок-н-ролла (Клэптон и Lovin' Spoonful в 2000 году, The Paul Butterfield Blues Band в 2015 году, Эл Купер вошел в 2008 году в Зал славы и музей музыкантов (MHOF), расположенный в Нэшвилле, США). А сами музыканты обретут себя в новых формациях: Клэптон с Джеком Брюсом сформируют группу Cream, а герой повествования Уинвуд станет сооснователем Traffic.

группа Traffic в 1967 году, слева направо: ситар (но он не был участником группы )),  Джим Капальди, Дэйв Мэйсон, Крис Вуд, сидит - Стив Уинвуд (источник фото: https://www.pinterest.ru/pin/256845984979217429/)
группа Traffic в 1967 году, слева направо: ситар (но он не был участником группы )), Джим Капальди, Дэйв Мэйсон, Крис Вуд, сидит - Стив Уинвуд (источник фото: https://www.pinterest.ru/pin/256845984979217429/)

Итак, у Уинвуда для новой команды в принципе было все готово. Для любого музыканта залог успеха – это контракт со звукозаписывающей компанией, и этот базовый вопрос уже был решен благодаря трепетному отношению к личности Уинвуда со стороны владельца Island Records Криса Блэквелла, однажды назвавшего его гением. Команда была организована в составе Джима Капальди (ударные) и Дэйва Мейсона (гитара, ситар, духовые инструменты), которые играли в команде The Hellions (была образована в один год со The Spencer Davis Group), затем переименованная в Deep Feeling (туда же был приглашен Лютер Гросвенор, который затем окажется в Spooky Tooth). В те года Уинвуд и познакомился с Капальди и Мэйсоном (последний, к слову говоря, успел поработать на The Spencer Davis Group в качестве настройщика оборудования во время концертов группы). Троица, часто посещавшая бирмингемский музыкальный клуб The Elbow Room, познакомилась там с Крисом Вудом, играющего на саксафоне и флейте (хотя он умел играть также и на бас-гитаре), бывшего участника команд Sounds Of Blue (в 1964 году) и Locomotive (в 1965-1966 годах). Любопытно, что идея создать группу под названием Traffic принадлежала не "генератору идей" Уинвуду, а скорее Капальди и Мэйсону, в общем на «совещании» в 1967 году так и постановили. А Крис Блэквелл в предвкушении будущих продаж даже выделил им коттедж в Беркшире, где команда начала первые записи. Интересная история: зная, какие крутые команды выпускались на Island Records, все-таки раскрутке самого лейбла способствовал именно Traffic.

Ведущим лейблом для группы стал Island Records, при этом первые пять студийных альбомов и первый концертник в период с 1967 по 1971 год включительно на первых изданиях выпускались по лицензии различными лейблами, такими как United Artists Records (только на территории США), Stone Records (только на территории Канады, только первые два студийных альбома), Polydor (только на территории Канады), Fontana (первые три студийных альбома во Франции и Японии, дебютный в Германии), Festival Records (первые три студийных альбома в Австралии и Новой Зеландии). Альбомы 1973-1974 годов (соответственно, шестой и седьмой студийные и второй по счету концертник) выпускались фактически только на Island Records, хотя седьмой студийный альбом в США и Канаде вышел на лейбле Asylum Records. Это же справедливо и для сборников (первый из них – The Best Of Traffic (1969 г.) - вышел на Polydor в Канаде и на United Artists Records в США, другой сборник, вышедший уже после роспуска группы, под названием More Heave Traffic (1975 г.), вышел только в США на United Artists Records).

Дебютный альбом Mr. Fantasy, которому предшествовал выход трех синглов «Paper Sun» (Капальди-Уинвуд), «Hole In My Shoe» (Мэйсон) и «Here We Go Round the Mulberry Bush» (за авторством всех четверых), увидел свет в декабре 1967 года, и в дискографии Traffic является с точки зрения разнообразия изданий самым насыщенным. Чем-то в этом плане он похож на дебютный альбом группы ScorpionsLonesome Crow с кучей отличающихся друг от друга обложек (порядка десяти). Это же касалось и названий самого альбома. Прежде всего, английские издания, вышедшие (и выходившие в дальнейшем) с разворотом, отличались по треклисту от штатовских: в английском варианте было 10 композиций, в штатовском – 12 композиций (добавлены синглы «Paper Sun», и «Hole In My Shoe», а также «Smiling Phases» вместо «Hope I Never Find Me There» и «Utterly Simple», последняя композиция на B-стороне «We A Fade, You Missed This» длительностью 53 секунды на самом деле является окончанием композиции «Paper Sun» в ее полной версии). В Штатах альбом вышел под названием Heaven Is in Your Mind, не раскрывался, отличался изображением на обложке, где было помещено фото Капальди, Вуда и Уинвуда без Мэйсона, так как тот покинул коллектив еще до выхода дебютника, при этом даже при возвращении на штатовские издания оригинального названия пластинка продолжала выходить с такой же обложкой и без разворота. Штатовский треклист был похож на канадский, однако в последнем были только 10 композиций (отсутствовали «Heaven Is in Your Mind» и «We A Fade, You Missed This»). В Канаде же альбом вышел под названием Reaping и с другой обложкой, не раскрывался. Треклист был одинаков со шведским изданием (там альбом вышел под названием Coloured Rain, не раскрывался) и немецким (там альбом вышел под названием Hole In My Shoe, не раскрывался), но отличался, к примеру, от французского (где альбом вышел под названием Traffic Avec Stevie Winwood, не раскрывался) порядком песен и отсутствием композиции «Here We Go Round To The Mulberry Bush».

Треклисты в австралийском, новозеландском и японском изданиях (вышедшие с видоизмененной обложкой под названием Traffic и Traffic First Album соответственно) были идентичны английскому (при этом австралийское и новозеландское издания от 1968 года повторяли лицевую сторону штатовского конверта). Под названием Traffic вышло и первое итальянское издание (на лейбле Ricordi International), содержащее треклист из 12 композиций и оказавшееся самым содержательным (наряду с английским и канадским первопрессами это издание является наиболее дорогим по стоимости на сегодня).

В последующем, японские и европейские издания вышли с оригинальным разворотом, как у англичан, а последний на сегодня виниловый релиз датирован маем 2020 года (Италия). Дебютный альбом очень гармонично вписался в эпоху психоделического рока с элементами фолка и джаза, но вот поведение Дэйва Мэйсона, наверное, заслуживает отдельного разбирательства, но я не вижу причин на этом останавливаться просто потому, что меня рядом не было и чем мотивировался музыкант, который бегал из группы от альбома к альбому, мне доподлинно неизвестно. При том, что Уинвуд не был в команде "локомотивом" – все композиции сочинялись квартетом. Как утверждают исследователи группы, Мэйсон склонялся к другому направлению, нежели к тому, в котором работала команда. По сути то, музыка Traffic от и до была выдержана в среднетемповом ключе и больше походила на лирические баллады с элементами фолка и джаза.

Как бы не удалялся Мэйсон от коллектива, но второй студийный лонгплей Traffic, вышедший в октябре 1968 года, содержал добрую половину композиций за его авторством. Самой известной в треклисте песней я бы назвал «Feelin' Alright?» (автор – Мэйсон), вышедшей синглом в сентябре 1968 г. и предварявшей второй альбом. Кстати, бытует мнение, что композиция достигла популярности благодаря каверу Джо Кокера, но кто бы ее не исполнял, лучше всех получилось у Grand Funk Railroad (на альбоме Survival 1971 г.), даже лучше оригинала Traffic.

Английские издания содержали встроенный в разворот 8-страничный буклет, штатовские издания - 10-страничный буклет, оба выполнены в черно-белых тонах. В принципе штатовский вариант отличался от английского только тем, что левая сторона разворота и первая страница буклета содержали тексты песен, а вторая и третья страницы буклета начинались с фотографий, расположенных на левой стороне разворота и первой странице английского варианта. Что ж, штатовский вариант оказался более содержательным. По остальным изданиям, они в отличие от дебютника, не содержали столько отличий, вместе с тем первое французское издание вышло под названием Feelin' Alright, австралийские и новозеландские издания под названием Traffic 2, а в Японии альбом вышел только в 1969 году под названием Traffic Last Album (все издания были без разворотов).

Хм, японская прямолинейность так и напрашивалась на вопрос – что, все? Тогда это выглядело именно так: после гастролей в поддержку альбома Уинвуд покидает Traffic по причине желания работать в другом направлении, а именно – в сольном. С учетом контрактных обязательств перед Блэквеллом он поработал над третьим студийным альбомом, который в итоге вышел в мае 1969 года под названием Last Exit, и представлял собой компиляцию из неизданных ранее композиций и концертной записи 14 марта 1968 г. в Fillmore Auditorium (Сан-Франциско, Калифорния) в составе треков «Feeling Good» и «Blind Man» чужих композиторов. В европейских странах, Японии и Канаде альбом выходил с разворотом, в США – в сингл-конверте с другой обложкой. Кстати, этот альбом был последним, вышедшим на Island Records с глазом, который очень ценят коллекционеры, собирающие первые пресса альбомов групп периода 1967-1969 гг. В моей коллекции есть первопресс только второго альбома Traffic с «глазом».

В 1968 году Стив Уинвуд и Крис Вуд принимали участие в записи альбома Electric Ladyland (октябрь 1968 г.) Джими Хендрикса и его группы The Jimi Hendrix Experience, где Вуд исполнил партии флейты на композиции «1983....(A Merman I Should Turn To Be)», а Уинвуд партии органа на одной из самых знаменитых песен в репертуаре Хендрикса – «Voodoo Chile».

группа Blind Faith, слева направо: Стив Уинвуд, Рик Греч, Джинджер Бейкер, Эрик Клэптон (источник фото: https://www.radiopiper.it/radio/nel-rock-oggi-8-febbraio-1969-blind-faith/)
группа Blind Faith, слева направо: Стив Уинвуд, Рик Греч, Джинджер Бейкер, Эрик Клэптон (источник фото: https://www.radiopiper.it/radio/nel-rock-oggi-8-febbraio-1969-blind-faith/)

В 1969 году Стив Уинвуд вместе со своим другом Эриком Клэптоном собирает супергруппу под названием Blind Faith, в которую также входят Рик Греч (бас-гитарист из группы Family) и Джинджер Бейкер (умер 06.10.2019) (ударник из группы Cream, откуда был и Клэптон). В таком составе они записывают известный одноименный альбом Blind Faith (в переводе – «Слепая вера»), вобравший в себя разные направления, включая блюз, психоделический рок и джаз-рок.

Этот альбом известен меломанам, помимо замечательного исполнения, скорее по провокационной обложке, на которой была изображена обнаженная 11-летняя девочка, держащая в руках окрашенный в серебро самолет, в котором музыкальные цензоры разглядели почему-то фаллический предмет, в результате чего в различных изданиях он вышел с многочисленными цензурированными обложками.

Альбом увидел свет в августе 1969 года во всем мире на лейбле Polydor и на ATCO Records в США, а в сентябре 1969 года команда выступила на известном рок-мероприятии в Гайд-парке, Лондон (где произвели фурор, в том числе, парни из King Crimson). А вот коллегам Уинвуда – Вуду, Капальди и Мэйсону повезло меньше, когда они объединились с Миком Уивером и создали проект, впоследствии названный Wooden Frog, потому что кроме концертных выступлений и различных сессий не оставили студийных записей.

(к сожалению, на Яндекс.Музыка песни с этого альбома отсутствуют, поэтому даю ссылку на целый лонгплей на ютуб)

В том же 1969 году Джинджер Бейкер совместно с Уинвудом и Гречем основывает очередную супергруппу под названием Ginger Baker’s Air Force, в проект также вошли, в том числе, Крис Вуд из Traffic, Дэни Лейн (известный слушателям в основном по работе с группами The Moody Blues и четой Маккартни - Wings) и африканский перкуссионист Реми Кабака. Проект был концертным, поэтому имя Уинвуда засветилось на первом двойном концертном альбоме с одноименным названием Ginger Baker's Air Force, записанного в концертном зале Royal Albert Hall в Лондоне 15 января 1970 г. и выпущенного на лейблах Polydor (везде, включая Канаду) и ATCO Records (только в США) в конце марта этого года. Издания разворачивались. Внешний разворот представляет собой единый рисунок, при этом пластинка открывается слева направо. На мой взгляд, это один из элитарнейших альбомов в стиле джаз-рок и фьюжн-рок того периода, поэтому настоятельно рекомендую его к прослушиванию всем любителям направления.

Наблюдая внимательно за участием Уинвуда в различных проектах, поражает его тяга к разных направлениям, будь-то джаз-рок, или блюз-рок, или фьюжн, поэтому неудивительно, что он после двух лет существования Traffic захотел сочинить сольный альбом. Но тут внесли коррективы старые друзья – Вуд и Капальди…

Читать вторую часть

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.