Золотой фонд бирмингемской сцены: группа The Moody Blues. Часть 1. У истоков прогрессив-рока. 1964-1967 гг.

1,7K прочитали
Первый состав группы (1964-1966), слева направо: Рэй Томас, Дэнни Лэйн, Майк Пиндер, Грэм Эдж, Клинт Уорвик (источник фото: http://www.musikalske.net/a-z/The_Moody_Blues/album/index.html#moody_blues_72.jpg)
Первый состав группы (1964-1966), слева направо: Рэй Томас, Дэнни Лэйн, Майк Пиндер, Грэм Эдж, Клинт Уорвик (источник фото: http://www.musikalske.net/a-z/The_Moody_Blues/album/index.html#moody_blues_72.jpg)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Бирмингемская музыкальная сцена у многих меломанов ассоциируется с такими замечательными группами как Black Sabbath и Judas Priest, Traffic и Electric Light Orchestra. Но прежде всего, бирмингемская сцена обязана появлению в первой половине 1960-х годов множества команд в стиле бит и ритм-н-блюз (наиболее известной из которых являлась The Spencer Davis Group), что, несомненно, можно отнести на счет популярности ливерпульской четверки The Beatles. Среди всего, что претерпела эта сцена в своем развитии, отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживает команда, которая в настоящее время не так часто упоминается в разговорах и обсуждениях, но сделавшая для становления такого направления как прогрессив-рок достаточно много, а именно – стоявшая у истоков возникновения данного направления. Итак, The Moody Blues, что в переводе на русский язык означает примерно «угрюмый блюз». Согласитесь, интригующее название, если бы группа со дня основания и по сей день исполняла бы блюз в том виде, в котором мы его знаем. Но все было не так очевидно, как кажется на первый взгляд.

1. Первые шаги и благоговение перед "битлами". 1963-1965 гг.

Я считаю, что The Moody Blues никогда бы не появился на свет в том виде, в каком мы, меломаны, знаем эту команду, без возникновения и впоследствии всемирного успеха группы The Beatles. Все хотели быть в ту бунтарскую эпоху похожими именно на The Beatles (странно, если бы тогда было иначе!), но до триумфа ливерпульцев фактически еще несовершеннолетнее юнцы пробовали себя на местных сценах, играя скиффл и рок-н-ролл.

Верхний ряд, слева - группа The Saints and Sinners (Рэй Томас крайний слева на контрабасе, ссылка на фото: https://raythomas.co.uk/images/stories/Saints-Sinners/Saint-Sinners-1958-1959.png), справа - группа El Riot and The Rebels (Рэй Томас в центре в ковбойском наряде, ссылка на фото: https://raythomas.co.uk/images/stories/El-Riot/ELriot-07.jpg), внизу - группа Denny Laine and The Diplomats (крайний слева - Дэнни Лэйн, за ударной установкой сидит Бив Бивен, в последующем ударник группы Electric Light Orchestra, скриншот с видео: https://www.youtube.com/watch?v=hEjV77NGi4k).
Верхний ряд, слева - группа The Saints and Sinners (Рэй Томас крайний слева на контрабасе, ссылка на фото: https://raythomas.co.uk/images/stories/Saints-Sinners/Saint-Sinners-1958-1959.png), справа - группа El Riot and The Rebels (Рэй Томас в центре в ковбойском наряде, ссылка на фото: https://raythomas.co.uk/images/stories/El-Riot/ELriot-07.jpg), внизу - группа Denny Laine and The Diplomats (крайний слева - Дэнни Лэйн, за ударной установкой сидит Бив Бивен, в последующем ударник группы Electric Light Orchestra, скриншот с видео: https://www.youtube.com/watch?v=hEjV77NGi4k).

Все участники The Moody Blues вышли именно с таких сцен: у команды на всем протяжении ее долгой истории было пять составов, в первый состав 1964-1966 гг. входили Рэй Томас, чей музыкальный путь к славе начался в 1958 году с участия в команде The Saints and Sinners, далее он присоединился к группе El Riot and The Rebels, где познакомился с гитаристом Джоном Лоджем и клавишником Майком Пиндером, команда 15 апреля 1963 года выступала в качестве группы поддержки на одном из концертов ливерпульской команды The Beatles, тогда еще не широко известной, затем с Пиндером создал команду The Krew Kats), Грэм Эдж играл на барабанах в бирмингемской команде Gerry Levene and The Avengers, Клинт Уорвик (урожденный Альберт Экклс), игравший на гитаре в таких командах как The Rainbow Boys, а затем в Danny King and The Dukes, и Дэнни Лэйн (урожденный Брайан Фредерик Хайнс, больше известный уважаемым слушателям как участник группы Wings Пола Маккартни), игравший в бирмингемской команде Denny Laine and The Diplomats. Лэйн родился к Бирмингеме, а Лодж и Пиндер в Эрдингтоне, пригороде Бирмингема.

одно из первых фото группы, май 1964 г., клуб "Carlton Ballroom" в Бирмингеме, слева направо: Рэй Томас, Дэнни Лэйн, Клинт Уорвик, Грэм Эдж, Майк Пиндер, это был первый состав группы по 1966 год включительно (источник фото: http://www.brumbeat.net/moody.htm)
одно из первых фото группы, май 1964 г., клуб "Carlton Ballroom" в Бирмингеме, слева направо: Рэй Томас, Дэнни Лэйн, Клинт Уорвик, Грэм Эдж, Майк Пиндер, это был первый состав группы по 1966 год включительно (источник фото: http://www.brumbeat.net/moody.htm)

Фактически группа The Moody Blues выросла из эрдингтонской команды The Soul Preachers на стыке 1963-1964 гг., когда Дени Кинг и Клинт Уорвик из Danny King and The Dukes объединились с Грэмом Эджем и Джерри Левином из Gerry Levene of The Avengers и Дэни Лейном, ушедшим из The Diplomats. Группа никаких официальных записей не оставила, но по причине разногласий Левин и Кинг были заменены на Рэя Томаса и Майка Пиндера, бывшие к тому времени участниками группы The Krew Kats, гастролировавшей в Германии и с треском провалившейся. Как и всем начинающим командам группе нужен был хороший менеджер, продюсер и спонсор. Последнего нашли в лице пивоваренной компании Mitchells & Butlers, расположенной в Бирмингеме, поэтому The Soul Preachers сменили название на M&B Five (заглавные буквы компании и слово «пять» прописью по количеству участников), однако пивоварня интереса к музыке не проявила, в результате Майк Пиндер (со слов Лэйна) предложил стилизовать выбранное название под Moody и Blues. Таким образом, новоиспеченная группа The Moody Blues 5 стала давать концерты на местных сценах Бирмингема, а затем судьба свела их с Тони Секунда из Лондона, ставшего впоследствии их менеджером, который в первую очередь пригласил музыкантов выступить в знаменитом лондонском клубе Marquee Club (знаменитость клуба была, прежде всего, обусловлена выступлением здесь в 1960-х годах таких будущих мастодонтов как Jethro Tull, King Crimson, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Jimi Hendrix Experience, The Rolling Stones, The Who, YES и других, и The Moody Blues были одними из первых).

первый миньон группы под названием The Moody Blues, вышедший в 1964 году, в верхнем ряду, слева направо лицевые стороны обложек: английское, испанское, французское издания, внизу - "пятаки" с английского издания (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
первый миньон группы под названием The Moody Blues, вышедший в 1964 году, в верхнем ряду, слева направо лицевые стороны обложек: английское, испанское, французское издания, внизу - "пятаки" с английского издания (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

Успех был феноменальным (пока что в местных масштабах) по причине заключения контракта с Decca Records, а продюсером группы стал Алекс Мюррей (урожденный Алекс Уортон), который спродюсировал первый хит «Go Now» (записанный уже как The Moody Blues), занявший первую строчку в британских чартах и на который был снят видеоролик, который стали крутить по телевидению (Уортону стоит выразить отдельную благодарность, так как это был первый и последний хит, который он спродюсировал, но его вклад в раскрутку группы сомнению не подлежит!). Это была весна 1964 года и это был колоссальный прорыв для команды. С учетом того, что Decca Records существовала и по ту сторону Атлантики, использовать в Северной Америке фирменное имя лондонская Decca не могла, поэтому британский контракт одновременно означал контракт с американской фирмой London Records, представлявшей Decca в Америке, следовательно о команде, недавно обивавшей пороги закусочных, услышали в США и Канаде. Конечно, композиция «Go Now» принадлежала авторству американского композитора Ларри Бэнкса, но в версии The Moody Blues она отличалась. Несмотря на популярность исполнения многими группами того периода кавер-версий чужих композиций, Дэнни Лэйн и Майк Пиндер в тандеме сочиняли некоторые песни в стиле ритм-н-блюз и бит, первой из которой стала «Lose Your Money» (сторона B сингла Steal Your Heart Away), которая вошла в первый мини-альбом (EP) под названием The Moody Blues (1964), вышедший в цветном конверте с фотографией группы в Англии, Австралии и Новой Зеландии. В Испании миньон вышел также в 1964 году под названием Go Now, но название группы было напечатано как Los Moody Blues), во Франции и в Германии он вышел в 1965 году, причем французское издание называлось как и испанское, а немецкое - Teen Beat 9, при этом немецкое совпадало по треклисту с английским, а испанское и французское издания вместо "I Don't Want To Go On Without You" содержали трек "It's Easy Child".

верхний ряд - английское издание дебютного альбома The Magnificent Moodies (1965), "пятаки" лейбла Decca на английских, австралийских и немецких пластинках были красного цвета; нижний ряд - французское издание дебютного альбома (того же года), здесь "пятаки" лейбла Decca были черного цвета. Вообще французские издания в рамках одного лейбла любили отличаться цветовой гаммой, это же заметно по черным "пятакам", к примеру, лейбла Island Records. (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
верхний ряд - английское издание дебютного альбома The Magnificent Moodies (1965), "пятаки" лейбла Decca на английских, австралийских и немецких пластинках были красного цвета; нижний ряд - французское издание дебютного альбома (того же года), здесь "пятаки" лейбла Decca были черного цвета. Вообще французские издания в рамках одного лейбла любили отличаться цветовой гаммой, это же заметно по черным "пятакам", к примеру, лейбла Island Records. (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

После многочисленных гастролей и явного успеха сингла «Go Now», группа приступила к записи дебютного альбома, увидевшего свет 23 июля 1965 года под названием The Magnificent Moodies. Треклист состоял из 12 композиций, четыре из которых принадлежала авторству Лэйна-Пиндера («Let Me Go», «Stop», «Thank You Baby», «True Story», а остальные были каверами на песни таких американских исполнителей как Джеймс Браун («I'll Go Crazy»), Джефф Берри и Элли Гринвич («I've Got a Dream»), Джордж Гершвин («It Ain't Necessarily So») и других. Украшением треклиста, конечно же, стала получившая восторженные отклики «Go Now». При этом американский треклист, состоявший также из 12 композиций, был несколько изменен, так, в него вошли четыре трека, которых не было в европейских версиях («And My Baby's Gone» и «From the Bottom of My Heart» за авторством Лэйн-Пиндер), «It's Easy Child» – Беннет-Сэндлер, и «I Don't Want to Go On Without You» - Бернс-Уэкслер). При этом обращает на себя внимание, что в американской версии некоторый тираж был отпечатан с ошибками: композиция «I'll Go Crazy» была написана как «I Go Crazy», а «I've Got a Dream» как «I Have a Dream», а в композиции «Bye Bye Bird» слово Bird было напечатано как «Burd».

обложки нидерландских изданий и переизданий, слева направо - первые два 1968 года, затем 1973 года под названием In The Beginning, наконец, 1982 года под названием The Moody Blues  (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
обложки нидерландских изданий и переизданий, слева направо - первые два 1968 года, затем 1973 года под названием In The Beginning, наконец, 1982 года под названием The Moody Blues (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

В 1965 альбом успел выйти только в Англии, Франции, Австралии и Новой Зеландии, тогда как в Нидерландах, Германии он вышел только в 1968 году, Японии в 1973 году (на London Records), Испании и Скандинавии в 1981 году. Нидерланды были единственной странной, выпустившей альбом с четырьмя разными обложками (в промежутке между 1968 и 1982 годами) и с разными названиями – так, выпуск 1973 года назывался In The Beginning (каталожный номер Decca – 6454 037), а выпуск 1982 года – The Moody Blues (каталожный номер Philips – 6495 107).

американская версия дебютного альбома, верхний ряд - штатовское издание под названием Go Now – The Moody Blues 1, нижний ряд - переиздание 1970 года под названием In The Begining...  (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
американская версия дебютного альбома, верхний ряд - штатовское издание под названием Go Now – The Moody Blues 1, нижний ряд - переиздание 1970 года под названием In The Begining... (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

В США и Канаде дебютный альбом вышел на лейбле London Records (американская Decca другими словами) с другим оформлением и под названием Go Now – The Moody Blues 1 (перед единицей должна стоять решетка, но правила публикации не позволяют напечатать этот символ), а в 1970 году был переиздан на сублейбле Deram (дочерняя фирма лейбла Decca Records) под названием In The Begining...

английское "делюксовское" переиздание 2014 года дебютного альбома в формате CD (источник фото: https://www.facebook.com/TheMagnificentMoodies/photos/a.1503980466552650/1518204548463575/?type=3&theater)
английское "делюксовское" переиздание 2014 года дебютного альбома в формате CD (источник фото: https://www.facebook.com/TheMagnificentMoodies/photos/a.1503980466552650/1518204548463575/?type=3&theater)

К 50-летнему юбилею с момента образования группы британский лейбл Esoteric Recordings выпустил в формате двойного CD расширенное делюксовское издание дебютного альбома (с названием The Magnificent Moodies), которое содержало все синглы, выпущенные в период с 1964 по 1966 год. Издание представляло собой коробку-раскладушку, комплектовалось мини-плакатом на 8 разворотов, буклетом на 24 страницы и 3-мя открытками (каталожный номер Esoteric Recordings – ECLEC 22473).

дружеская встреча The Beatles и The Moody Blues 8 декабря 1965 года в отеле в Шеффилде. Слева направо, начиная с крайнего левого угла и вверх: Тони Секунда (на то время менеджер The Moody Blues), Рэй Томас, Джордж Харрисон, Майк Пиндер, Джон Леннон, Ринго Старр, Дэнни Лэйн, Клинт Уорвик, Грэм Эдж, Пол Маккартни. Мужика в очках в верхнем правом углу, к сожалению, не идентифицировал, возможно это Брайан Эпстайн, менеджер The Beatles (источник фото: https://thecosmicempire.com/post/168349622913/the-moody-blues-join-the-beatles-for-dinner-and-a)
дружеская встреча The Beatles и The Moody Blues 8 декабря 1965 года в отеле в Шеффилде. Слева направо, начиная с крайнего левого угла и вверх: Тони Секунда (на то время менеджер The Moody Blues), Рэй Томас, Джордж Харрисон, Майк Пиндер, Джон Леннон, Ринго Старр, Дэнни Лэйн, Клинт Уорвик, Грэм Эдж, Пол Маккартни. Мужика в очках в верхнем правом углу, к сожалению, не идентифицировал, возможно это Брайан Эпстайн, менеджер The Beatles (источник фото: https://thecosmicempire.com/post/168349622913/the-moody-blues-join-the-beatles-for-dinner-and-a)

В целом альбом получился интересным и энергичным, пронзительный вокал Дэнни Лэйна, клавишные зарисовки Пиндера и нежная флейта Рэя Томаса (на композиции «I've Got a Dream», что было весьма необычно для ритм-н-блюза) сподвигли группу и их продюсера Дэнни Корделла отправить группу в турне в США в рамках "британского вторжения", где музыканты познакомились со своими земляками из The Beatles. Как-то 8 декабря 1965 года, в середине британского тура The Beatles, после того как ливерпульская четверка отыграла концерт в Gaumont Cinema в Шеффилде, состоялся обед, за которым встретились "битлы" и The Moody Blues, которые в перерывах между общением обменялись игрой в пул. Думаю, что последние, в особенности Дэнни Лэйн, были на седьмом небе от счастья, да и остальные чувствовали себя раскрепощенно. Встреча, на мой взгляд, была если не исторической, то определенно запоминающейся. О чем речь? Так как Майк Пиндер в начале 1960-х гг. работал настройщиком в компании Streetly Electronics, производящей меллотроны (электромеханический клавишный инструмент, работающий методом генерации воспроизведения магнитофонных лент), то после того как начал музыкальную карьеру, вполне осознавал на то время большой потенциал данного инструмента, условно говоря это был фактически портативный (карманный) оркестр. Одним из первых, кто стал использовать меллотрон в музыке были Грэхэм Бонд, Пол Маккартни, Брайан Джонс и непосредственно Майк Пиндер. Не берусь утверждать, кому принадлежит первенство в популяризации этого инструмента, иначе дискуссия может перейти в русло о первооткрывательстве Америки (Колумб в 1492 году или викинги в 10 веке?).

Вместе с тем одним из первых применений меллотрона мы можем слышать в психоделической композиции The Beatles - "Strawberry Fields Forever", записанной в ноябре и декабре 1966 года и выпущенной синглом в феврале 1967 года. Музыкальными критиками композиция отнесена к классике применения данного инструмента. Пиндер в одном из интервью утверждал, что он восхищался музыкой "битлов" и хотел предложить Полу Маккартни и Джону Леннону расширить границы художественного исполнения за счет меллотрона, поэтому якобы именно он познакомил авторский дуэт с инструментом (утверждение взято отсюда). Лично мне не так интересно, кто был первым на Луне в применении сего замечательного девайса, но именно c 1967 года он получил свое развитие. Помимо потрясающей "Strawberry Fields Forever" меллотрон использовался в 1967 году в таких композициях как "2000 Light Years from Home" и "She's a Rainbow" с альбома Their Satanic Majesties Request группы The Rolling Stones, "Hole in My Shoe" c альбома Heaven Is In Your Mind (американская версия Mr. Fantasy) группы Traffic. По крайней мере, это самые известные примеры в композициях 1967 года.

Далее, в 1966 году сначала в августе, а затем в сентябре уходят Клинт Уорвик (который решил завязать с музыкой) и Дэнни Лэйн, решивший начать сольную карьеру под руководством Брайна Эпстайна, менеджера The Beatles. Последний, к слову говоря, взял после Тони Секунда управление The Moody Blues на себя, но это особо не помогло выйти группе из творческого кризиса, сложившегося ко второй половине 1966 года. Поэтому, вместо Лэйна и Уорвика в команду приглашаются старый друг Рэя Томаса Джон Лодж, игравший в El Riot and The Rebels, и гитарист Джастин Хэйворд, игравший в группе Мартина Уайлда The Wilde Three.

Таким образом, ставший классическим составом квинтет Рэй Томас (флейта, саксофон, гармоника, вокал) - Джон Лодж (бас-гитара, вокал) - Джастин Хэйворд (акустическая и электрогитара, вокал) - Майк Пиндер (меллотрон, все остальные клавишные инструменты) - Грэм Эдж (ударные, перкуссия, вокал) (перечислены основные инструменты, которыми пользовались музыканты) приступили к написанию нового материала, отличимого от того, что они делали раньше.

2. У истоков создания прогрессив-рока. "Революция" 1967 года...

спутник Майка Пиндера и шестой негласный участник группы, меллотрон Mk II (фото одного из концертов 1970 года) (источник: https://cameronlife.photoshelter.com/gallery-image/The-Moody-Blues-IoW-1970-as-featured-on-their-2014-Moody-Blues-Cruise/G0000ezDvz6QEag0/I0000bg20bRmCaow/C0000ByehE1sf9UM)
спутник Майка Пиндера и шестой негласный участник группы, меллотрон Mk II (фото одного из концертов 1970 года) (источник: https://cameronlife.photoshelter.com/gallery-image/The-Moody-Blues-IoW-1970-as-featured-on-their-2014-Moody-Blues-Cruise/G0000ezDvz6QEag0/I0000bg20bRmCaow/C0000ByehE1sf9UM)

Первой композицией, где Пиндер применил меллотрон, стала "Love and Beauty", вышедшая синглом в 1967 году. Группа все еще записывала композиции в стиле бит, а вновь принятый в группу Джастин Хэйворд сочинил "Fly Me High", вышедшую отдельным синглом, и два года спустя перепетую земляками из Ambrose Slade (с 1969 года - Slade). В это время продюсером группы стал Тони Кларк, сыгравший заметную роль в популяризации музыки, исполняемой The Moody Blues. В 1967 году лейбл Decca, с которым у группы был контракт, внедряла новую систему стереофонической записи под названием The Deramic Sound System (8-ми дорожечная техника записи), для чего учредила подлейбл Deram, который должен был выпустить 24 оркестровых альбома для поп-музыки, включая один альбом рок-группы, под которой подразумевалась The Moody Blues. Руководство лейбла предложила музыкантам записать адаптацию Симфонии № 9 чешского композитора Антонина Дворжака (больше известная как New World Symphony, сочиненная им в 1893 году) под руководством дирижера Лондонского Фестивального Оркестра Питера Найта. Альбом был задуман группой как концептуальный, повествующий про один день из жизни простого человека, и его запись проходила в Decca Studios в Лондоне с 9 мая по 3 ноября 1967 года. С учетом того, что сначала был записан и смикширован материал, который подготовили участники группы, Питер Найт записывал с участием оркестра аранжировки и интерлюдии, поэтому его материал на альбоме звучит отдельно. Таким образом, материал Найта записывался при использовании новой технологии The Deramic Sound System, а материал группы смикширован при старой. Однако, это не совсем то, чего хотели в Decca: руководство намеревалось услышать совместную работу оркестра и группы, но The Moody Blues распорядились по-своему. В итоге альбом вышел 10 ноября в Европе и 11 ноября в Северной Америке под названием Days of Future Passed. Жаль, что у меня нет возможности ощутить это при прослушивании первого пресса данного альбома, поэтому оставлю мнение открытым для комментирования, насколько материал группы и оркестр звучат одинаково?

английское издание второго альбома Days of Future Passed (1967). Существовало несколько вариантов обложек и этикеток, отличающихся деталями в тексте и цвете. По злой иронии этот величайший альбом в моей коллекции отсутствует (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
английское издание второго альбома Days of Future Passed (1967). Существовало несколько вариантов обложек и этикеток, отличающихся деталями в тексте и цвете. По злой иронии этот величайший альбом в моей коллекции отсутствует (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

Но смысл здесь даже не в попытке внедрения революционной технологии записи, а в том, что мир рок-музыки стал свидетелем рождения чего-то необычного, чего-то потрясающего... Назвать этот альбом шедевром слишком просто, это нечто большее. Это нужно просто услышать. Подумайте в ретроспективе, представьте себя в то время, 53 года назад, т.е. добрых полвека. Многие слушатели еще даже не родились, когда создавался этот альбом! Музыкальные критики не единогласно, но в большинстве отметили, что The Moody Blues записали главный альбом 1967 года, но другие пошли дальше, заявив о рождении конкретно такого направления как прогрессив-рок, поэтому этот альбом считается основоположником прога.

Любопытно, что прог-рок, характеризуется в основном длинными, иногда по 20 и больше минут, сложносочиненными композициями, в которых традиционные гитары и ударные тесно переплетены с клавишными и духовными инструментами и психоделическим антуражем, включая наличие фольклора как в текстах, так и в композициях. Однако музыка The Moody Blues не совсем отвечает этим требованиям. На мой взгляд, группа создала свой неповторимый (обособленный) звук, которым пользовалась следующие 5 лет при сочинении студийного материала. Мелодизм композиций, местами напоминающий наши советские ВИА, клавишные зарисовки, заупокойное звучание меллотрона, философские тексты и концептуальный мотив записей наряду с вполне узнаваемым звучанием психоделического рока, - все это сочеталось в музыке команды, но был ли это прогрессив-рок? Впрочем, я согласен с критиками, которые выделяют в прогрессиве обязательную доминанту - это оркестровые или клавишные аранжировки, создающие в композициях очень мощное, местами авангардное, звучание (как пример, первые альбомы таких групп как King Crimson, Genesis, Pink Floyd, Van der Graaf Generator, Emerson, Lake & Palmer).

Я еще вернусь к этому любопытному моменту, но на данном этапе важно понимать, что The Moody Blues первыми записали альбом с использованием целого оркестра, за что им уже можно поставить памятник. Свои плоды Days of Future Passed определенно собрал, получив в США и Канаде по платине, а в Англии серебро (хотя странно, почему родина не оценила вклад группы в рок-искусство), но меня, единственное, смущает, что высокие позиции в чартах набрал только вышедший в том числе синглом хит, точнее один из хитов второй половины 1960-х годов, - Nights In White Satin (автор - Джастин Хэйворд, он же исполнил лидирующую вокальную партию).

наверное, самый популярный сингл в репертуаре команды, разошелся огромными тиражами и присутствовал даже на рынке Коста-Рики. На второй стороне присутствовала композиция Cities, не вошедшая в студийный альбом (автор - Джастин Хэйворд). Бумажных конвертов существует более двадцати разновидностей, здесь представлены некоторые европейские первопрессы 1967 г., слева направо, начиная с верхнего ряда: бельгийское издание, датское издание, итальянское издание, немецкое издание, нидерландское издание, французское издание (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
наверное, самый популярный сингл в репертуаре команды, разошелся огромными тиражами и присутствовал даже на рынке Коста-Рики. На второй стороне присутствовала композиция Cities, не вошедшая в студийный альбом (автор - Джастин Хэйворд). Бумажных конвертов существует более двадцати разновидностей, здесь представлены некоторые европейские первопрессы 1967 г., слева направо, начиная с верхнего ряда: бельгийское издание, датское издание, итальянское издание, немецкое издание, нидерландское издание, французское издание (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

Эта композиция по лиричности исполнения ничем не уступает той же "битловской" "Yesterday" или "House of the Rising Sun" группы The Animals, но я бы отметил на альбоме хороший проигрыш, помимо оркестра, в композиции "Lunch Break: Peak Hour" (автор - Джон Лодж) и изящный психоделик в "Evening" (авторы - Пиндер-Томас), почему-то у меня ассоциирующийся (на первой половине трека) с Диким Западом и индейцами. Вообще, по правде говоря, все композиции до единой заслуживают уважения, этот тот случай в музыкальной практике, когда на пластинке нет проходных треков, один краше другого. И ни для кого иного как для Майка Пиндера, принявшего участие в сочинении половины композиций, это был звездный час.

Также второй альбом явился первым, не содержащим чужих композиций, как это было на дебютнике: в сочинении приняли участие все пятеро музыкантов, чем показали свое мастерство и отсутствие вторых ролей. Я считаю это одним из главных показателей в любой группе неважно, в каком стиле она играет, потому что музыкальная группа - это коллективный разум. Здесь же нужно отметить, что композиции были разбиты на эпизоды (обычно они упоминаются при печати как unlisted tracks, или не включенные в список треки), т.е. песня в песне. Вступления ко всем трекам на первой стороне и к 6-й композиции на второй стороне пластинки были сочинены Питером Найтом. Повествование включает в себя весь 24-х часовой цикл, и начинается со вступления под названием "The Day Begins" ("День начинается"), дальше идет "Dawn" ("Рассвет"), "The Morning" ("Утро"), "Lunch Break" ("Обеденный перерыв"), "The Afternoon" ("Полдень"), "Evening" ("Вечер"), "The Night" ("Ночь"). В свою очередь каждый из треков разбит на несколько эпизодов (отдельных названий, напечатанных на обложке и этикетке лейбла), а там, где принимал участие Найт, эпизод называется Intro (т.е. вступление) и не упоминается нигде в тексте.

Альбом вышел повсеместно на сублейбле Deram, на который перешла группа. Издания были просты в оформлении, хотя нужно отметить неплохое художественное оформление, которое сопровождало и последующие альбомы группы. Про сам лейбл подробно рассказывалось в статье про издания альбомов группы Ten Years After, поэтому я повторяться не буду, в свою очередь именно этот альбом содержал в изданиях ряд мелких деталей, о которых следует упомянуть:

1. Лицевая сторона обложки c разными надписями и шрифтами. Так, выделяют верхнюю рамку, разделенную на три столбца, в левой части которой напечатана фраза Deramic Sound System, над фразой расположена овальной формы темно-розовая латинская буква D, внизу латинские буквы SS голубого цвета, посередине название альбома, название группы одним шрифтом с названием Лондонского фестивального оркестра под управлением Питера Найта (все по-английски и заглавными буквами), текст везде черный, в правом столбце черно-белый логотип лейбла Deram. Во втором варианте все тоже самое, только в центре название группы написано крупным шрифтом голубого цвета, название оркестра и дирижера написано черным шрифтом меньшего размера. В третьем варианте все тоже самое, что и во втором, за исключением добавления рамки с темно-розовым текстом внутри "includes Nights In White Satin" (заглавными буквами). Четвертый вариант вообще не содержит рамок, название альбома, группы и оркестра с дирижером вынесено белым шрифтом в левый верхний угол (вариант характерен также для европейских переизданий с 1981 по 1989 гг.). Первые четыре варианта обложек актуальны преимущественно для первых английских изданий. Пятый вариант, характерный для США и Канады - название альбома, группы (красным цветом), оркестра и дирижера сосредоточено вместо рамки наверху левее, дальше идет рамка с текстом красного цвета "includes Nights In White Satin", а справа расположен блок со словами "DERAM a product of LONDON" (последнее слово прописью). Наконец, шестой вариант представлен японскими изданиями, которые отличались друг от друга в зависимости от года выпуска (1968, 1971 и 1982 гг.). Все упомянутые варианты содержатся в галерее выше.

2. Этикетки лейбла Deram: на изданиях с Deramic Sound System "пятаки" повторяли содержимое левой части столбца, только буквы были красного или коричневого цвета цвета, внизу расположена красная рамка с логотипом лейбла, второй вариант "пятаков" - под нижней рамкой красного цвета отсутствует текст, третий вариант - буквы каталожного номера без точки после "SML". Еще выделяют "пятаки" с отсутствием "(P) 1967" над буквами "ZAL" (см. первый и второй вариант) и "пятаки" с буквами "ZAL" без зеркального отражения (см. второй и третий варианты). Американские издания и издания, начиная с 1968 года, преимущественно содержали этикетки с большими буквами "DERAM" на красной/коричневой половине этикетки, первые американские издания также содержали белые этикетки с обозначением "DERAM a product of LONDON". Все образцы представлены в галерее выше.

Также обращает на себя внимание упоминание в английских изданиях, где написано "Made In England", сообществ по защите авторских прав "GEMA" и взятых в рамку "BIEM/ NCB". С одной стороны это масло масленое, потому что GEMA упоминается практически только в немецких изданиях, но я бы не стал на это обращать внимания по той причине, что все эти обозначения вышли на пластинках, отпечатанных на английских заводах, поэтому здесь нужно смотреть на слова "Made In England", а не на эти аббревиатуры, которые обозначают скорее всего европейскую кооперацию по защите авторских прав на распространение пластинок за пределами Лондона, где базировался английский Decca Records. Или, к примеру, вы увидели пластинку с подобными аббревиатурами, но написано "Made In France" - не сомневайтесь, это французское издание. Наконец, при обозначении авторства песен на этикетках можно встретить фамилию "Redwave" - насколько я понимаю, это сценическое имя Джастина Хэйворда, которым он пользовался будучи участником The Moody Blues.

европейское "делюксовское" издание 2017 года (источник фото: https://shop.musicvaultz.com/*/*/Days-Of-Future-Passed-Deluxe-Edition-2CD-DVD/5PHV0000000)
европейское "делюксовское" издание 2017 года (источник фото: https://shop.musicvaultz.com/*/*/Days-Of-Future-Passed-Deluxe-Edition-2CD-DVD/5PHV0000000)

В августе 1978 года записи с альбома были полностью ремикшированы и выпущены в переизданиях с 1978 по 2017 год, хотя некоторые переиздания вышли и с оригинальным стереомиксом 1967 года. В 2017 годах в 50-летний юбилей выло выпущено "делюксовское" переиздание альбома в формате 2 CD+DVD (диджипак на четыре разворота с буклетом и постером) с альтернативными миксами, бонус-треками и сессиями, транслировавшимися на радио BBC, а DVD содержал 5.1-канальную запись. А в 2018 году, спустя 51 год с момента выхода альбома, трио Эдж-Лодж-Хэйворд выпустили двойной концертный альбом Days of Future Passed Live, на котором было представлено живое исполнение целого альбома в Торонто в 2017 году, концертник также нашел свое отражение и на виниле (вышел в США и Германии 23 марта 2018 года).

Забегая вперед, нужно отметить, что группа собрала только за студийные альбомы 1967-1986 гг. восемнадцать платиновых сертификатов, двенадцать из которых принадлежат Канаде, а шесть - Соединенным Штатам (что наводит меня на мысль, что канадцы оказались самыми изысканными слушателями), семь золотых и четыре серебряных сертификата, причем последние были только английскими, а на золото британцы "раскошелились" только один раз (последний альбом Octave 1978 года с классическим составом) (ненароком вспоминается дебютный альбом группы King Crimson). Хотя, справедливости ради замечу, что британский слушатель очень любил сборники, поэтому в этой части Англия выделила два золота (двойному сборнику на виниле This Is The Moody Blues 1974 г. и одинарному Out of This World 1979 г.) и одну платину (The Best of the Moody Blues 1996 г.) Все это свидетельствует о том, что американцы помимо соула, ритм-н-блюза и джаза очень полюбили психоделический рок, уверенно шагавший по планете.

Что ж, надеюсь, через тысячу лет наши потомки откроют пыльный ящик и достанут оттуда Баха, Моцарта, The Beatles, The Moody Blues и им подобных музыкантов...

...Ну, а мы продолжим рассказ во второй части.

При написании статьи использовались материалы с сайтов: discogs.com, https://raythomas.co.uk/index.php/in-the-beginning, http://www.brumbeat.net

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.