Золотой фонд бирмингемской сцены: группа The Moody Blues. Часть 2. Психоделический симфо-рок. 1968-1972 гг.

801 full read
1,9k story viewsUnique page visitors
801 read the story to the endThat's 42% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Второй (классический) состав группы (1966-1978 гг.), слева направо: Майк Пиндер, Джастин Хэйворд, Рэй Томас, Грэм Эдж, Джон Лодж (источник фото: https://www.discogs.com/artist/266422-The-Moody-Blues)
Второй (классический) состав группы (1966-1978 гг.), слева направо: Майк Пиндер, Джастин Хэйворд, Рэй Томас, Грэм Эдж, Джон Лодж (источник фото: https://www.discogs.com/artist/266422-The-Moody-Blues)
Второй (классический) состав группы (1966-1978 гг.), слева направо: Майк Пиндер, Джастин Хэйворд, Рэй Томас, Грэм Эдж, Джон Лодж (источник фото: https://www.discogs.com/artist/266422-The-Moody-Blues)

Читать первую часть

Здравствуйте, дорогие друзья.

Мы продолжаем рассказ о бирмингемской команде The Moody Blues. После произведенного альбомом Days Of Future Passed музыкального фурора Пиндер, Хэйворд и остальные посчитали, что у них самих предостаточно сил (и средств) для записи подобных материалов, т.е. все партии должны быть записаны самостоятельно, без привлечения сессионных музыкантов (не говоря уже о целом оркестре). Что ж, такая позиция группа заслуживает более чем похвалы, соответственно, в период с 1968 по 1972 года группа подарила миру рок-музыки целых пять шедевров.

3. "Эра" меллотрона: 1968-1972 гг.

на одном из концертов, слева направо: Грэм Эдж, Майк Пиндер, меллотрон Mk. II, Рэй Томас, Джастин Хэйворд, Джон Лодж (источник фото: http://www.musikalske.net/a-z/The_Moody_Blues/album/index.html#moody_blues.jpg)
на одном из концертов, слева направо: Грэм Эдж, Майк Пиндер, меллотрон Mk. II, Рэй Томас, Джастин Хэйворд, Джон Лодж (источник фото: http://www.musikalske.net/a-z/The_Moody_Blues/album/index.html#moody_blues.jpg)
на одном из концертов, слева направо: Грэм Эдж, Майк Пиндер, меллотрон Mk. II, Рэй Томас, Джастин Хэйворд, Джон Лодж (источник фото: http://www.musikalske.net/a-z/The_Moody_Blues/album/index.html#moody_blues.jpg)

Забегая вперед, сделаю предположение (с одной стороны, весьма спорное), что рассматриваемый ниже период 1968-1972 гг. способствовал возникновению двух не очень хороших тенденций: ни одна группа, за редким исключением, не может постоянно записывать шедевры (можно выразиться скромнее - не может постоянно выдавать интересный материал), далее, с учетом насыщения музыки различными инструментами, игра на которых сопровождается вживую, без имитации на синтезаторе, такую музыку сложно воспроизводить на концертах и при плотном гастрольном графике это приводит к выматыванию музыкантов, а равно к тому, что последующий материал они будут записывать все менее и менее интересный. Вот эти два момента как раз и произошли с командой, которые к 1977-му году условно говоря "исписались". Но об этом ниже, а сейчас нашему вниманию представляется альбом, который по мнению музыкальных критиков является одним из лучших в дискографии - In Search of the Lost Chord, вышедший на сублейбле Deram 26 июля 1968 года. В 1968 году произошло много различных событий - разгар войны во Вьетнаме, Чехословакия, лунная гонка, Стэнли Кубрик снял один из главных фильмов XX века - "Космическая одиссея 2001" (некоторые конспирологи впоследствии утверждали, что высадку на Луну тоже снял Кубрик в одном из павильонов где-то в пустыне Невада), The Beatles подарили миру "белый альбом", в Мемфисе убили Мартина Лютера Кинга, американцы потеряли атомную бомбу в Гренландии, массовые забастовки во Франции и т.д... Это все известные события, но я их не просто так перечислил: катастрофы, войны и массовый психоз вместе с движением хиппи, по всей видимости, и заложили концептуальную основу для такого направления как психоделический рок, получивший свое развитие, начиная с 1967 года. Вместе с тем 1967-1969 года в рок-музыке я считаю феноменальным периодом, когда были выпущены поистине уникальные альбомы, эдакий "винтажный рок" с "теплым" приглушенным звуком. Ценители виниловых первопрессов меня поймут.

Вот и The Moody Blues сначала в 1968-1969 гг. записали подряд три бесподобных альбома, где нет ни одной (!) проходной композиции. Единое полотно словно витражное стекло с готическим рисунком. Это же отражалось на внушительных продажах, конечно же, не без усилий грамотного продюсера Тони Кларка, остававшегося с группой по 1978 год включительно. Если судить по материалу, как я говорил в первой части статьи, The Moody Blues исполняли психоделический симфо-рок с преобладанием акустических гитар и многоголосья. Главным, а точнее, ключевым звеном в композициях был меллотрон, на котором играл Майк Пиндер, его звучание придавало песням некую таинственность, местами он звучал словно на отпевании усопшего, - в любом случае Пиндер не ошибся в потенциале этого "товарища". Также многие композиции сопровождались звучанием тамбурина (в исполнении Рэя Томаса), что придавало музыке особую пикантность.

штатовское переиздание 1972 года третьего альбома In Search of the Lost Chord (1968). Издания не содержали вкладок, зато одно из японских переизданий 1973 года комплектовалось аж двумя буклетами (кат.номер Deram ‎– DL-115).

Начиная с In Search of the Lost Chord и заканчивая альбомом 1978 года Octave во всех ведущих странах издания преимущественно раскрывались, выпускались и сингл-версии. Несомненно, издания с разворотом выглядели более солидно. Что же касается вкладок с текстами песен, то их в дискографии присутствовало не так уж много (естественно, японские издания без них не обходились, но они были ориентированы на отечественного потребителя, ведь далеко не все за рубежом разбираются в японских иероглифах).

Рэй Томас однажды в одном из интервью признался, что тогда была мода на хиппи, следовательно второй в дискографии концептуальный альбом получился весьма приближенным к этому американскому духу. Если второй альбом повествовал об одном прожитом дне из жизни человека, этот альбом рассказывал о поиске ответов на вопросы о роли человека в мире, что вполне соответствует названию "В поисках утраченного аккорда". Стихи преимущественно сочинял барабанщик Грэм Эдж. В особенности это чувствовалось в таких песнях как "Legend of Mind", "The Best Way To Travel", "Visions of Paradise" и "Om". В композициях использовались такие инструменты как клавесин, гобой, ситар (особенно в композиции "Om"), танбура, валторна и другие фолковые инструменты. Ситар, в принципе, был излюбленным инструментом среди музыкантов психоделического рока, достаточно вспомнить классику его применения - "Acka Raga" с альбома "At Home" группы Shocking Blue. Также музыканты сами без стеснения утверждали, что альбом был написан под влиянием некоторых запрещенных препаратов (впрочем, у штатовской команды Jefferson Airplane это было обычной практикой) и так называемой трансцедентальной медитации. Последнее имеет отношение к неоиндуистскому учению Махариши Махеши Йоги. Уж не знаю, ездили ли к этому "учителю" участники The Moody Blues, но вот на участников The Beatles, особенно на Джона Леннона, изучение данного предмета явно отложило отпечаток. Так или иначе, как признак приобщения к этой культуре, на развороте альбома с правой стороны размещен символ шри-янтра, используемый при медитациях. Процесс последней изображен на лицевой стороне обложки, выполненной художником Филиппом Трэверсом.

Еще одной "фишкой" группы было чтение текста на вступительной и/или одной из последующих композиций альбома. Как правило, его читал Майк Пиндер (к примеру, "The Day Begins" и "The Night" с альбома Days Of Future Passed, "Departure" и "The World" с альбома In Search of the Lost Chord, "In The Beginning" и "The Dream" с альбома On The Threshold Of A Dream).

второй наиболее популярный сингл Ride My See-Saw также вышел с различными вариантами цветных обложек, слева направо, верхний ряд (только европейские издания): бельгийское, датское, испанское, нижний ряд: немецкое, французское, шведское (на фотографии изображен первый состав группы в 1964-1966 гг.). Все издания 1968 года (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
второй наиболее популярный сингл Ride My See-Saw также вышел с различными вариантами цветных обложек, слева направо, верхний ряд (только европейские издания): бельгийское, датское, испанское, нижний ряд: немецкое, французское, шведское (на фотографии изображен первый состав группы в 1964-1966 гг.). Все издания 1968 года (все фотографии взяты с сайта discogs.com)
второй наиболее популярный сингл Ride My See-Saw также вышел с различными вариантами цветных обложек, слева направо, верхний ряд (только европейские издания): бельгийское, датское, испанское, нижний ряд: немецкое, французское, шведское (на фотографии изображен первый состав группы в 1964-1966 гг.). Все издания 1968 года (все фотографии взяты с сайта discogs.com)

Студийный материал, как и в предыдущем случае, был отмечен выходом двух синглов: "Voices in the Sky" (автор - Хэйворд, "Dr. Livingstone, I Presume" на стороне B миньона, ведущий вокал - Рэй Томас) и "Ride My See-Saw" (автор - Лодж), по популярности уступавшей разве что хиту "Night In White Satin" (на стороне B миньона присутствовала не вошедшая в номерной альбом композиция "A Simple Game", автор - Пиндер). Сингл вышел с различными вариантами цветных обложек (это правило также справедливо и для ряда последующих синглов с других альбомов, хотя их было меньше, чем у "Night In White Satin". "Ride My See-Saw" включалась во все сборники и концертные записи, как правило, концертный сет-лист ею и заканчивался.

европейское "делюксовское" издание 2018 года третьего альбома (ссылка на фото: https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/71Hlq0nMb0L._SL1200_.jpg)
европейское "делюксовское" издание 2018 года третьего альбома (ссылка на фото: https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/71Hlq0nMb0L._SL1200_.jpg)
европейское "делюксовское" издание 2018 года третьего альбома (ссылка на фото: https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/71Hlq0nMb0L._SL1200_.jpg)

2 ноября 2018 года в честь 50-летия с момента выхода оригинала мажор-лейбл Universal Music выпустил бокс-сет в формате 3 CD + 2 DVD, включающее оригинальный микс, различные бонус-треки, BBC-сессии и запись в многоканальном формате 5.1. Издание комплектовалось книгой на 72 страницы. На виниле последнее переиздание вышло также 2 ноября 2018 года.

В 1969 году вышли два номерных альбома - 25 апреля в Европе (30 мая в США) четвертый студийный On the Threshold of a Dream, затем 21 ноября во всем мире пятый студийный To Our Children's Children's Children

английское издание четвертого альбома On the Threshold of a Dream (1969). Так как лейбл Decca (равно и его подлейблы) в 1969 году еще выпускал альбомы в моноформате, первые пресса очень легко определяются по наличию круглого отверстия в правом верхнем углу задней части конверта, служащие для синей и красной специальных вкладок, где синий цвет обозначал стереоформат, а красный - моно. Актуально только для европейских, австралийских и новозеландских изданий, американцы подобным не занимались. В моей коллекции альбом представлен как минимум вторым прессом.

Четвертый студийный альбом стал последним, выпущенным подлейблом Deram. Дело в том, что популярность команды росла с каждым выпущенным материалом, поэтому в 1969 году музыканты учреждают собственный лейбл Threshold Records, название было взято из названия рассматриваемого альбома), на котором выйдет уже To Our Children's Children's Children. Таких случаев в истории групп предостаточно, взять хотя бы классику - Purple Records группы Deep Purple. Альбом получил всеобщее признание и помимо золото-платиновых наград был отнесен (впрочем как и второй) к одним из лучших в жанре прогрессив-рока. С этим сложно не согласиться, как я сказал в начале статьи, альбомы 1968-1969 гг. составляют золотую "тройку" в дискографии коллектива (оркестровый альбом Days Of Future Passed само собой вне конкуренции!)

Главной особенностью комплектации изданий данного альбома являлось наличие 12-страничного широкоформатного буклета, содержащего тексты песен прописью синего цвета. При этом таким буклетом комплектовались издания всех ведущих стран. В Японии альбом вышел впервые в 1981 году, в Нидерландах - в 1972 году, в Испании и Скандинавии только в 1981 году. Развороты друг от друга не отличались, за исключением индийского (см. здесь) и уругвайского (см. здесь) изданий.

Выход альбома предварял сингл "Never Comes the Day" (автор - Хэйворд) (с композицией "So Deep Within You" на стороне B миньона, автор - Пиндер). Отдельно сингл большой популярности не завоевал, но это и не так важно, главное, что правильно расставленные в треклисте альбома композиции завершают повествование лирической трилогией "Have You Heard", состоящей из двух одинаковых частей, и вставленной между ними инструментальной пьесой "The Voyage" (автор всех трех песен - Пиндер).

штатовское переиздание 1970 года пятого альбома To Our Children's Children's Children (1969)

Пятый альбом, как и последующие за ним три студийных, вышел практически на только что созданном Threshold Records. В Северной Америке дистрибуцией альбомов занимался лейбл London Records, во всем остальном мире - Decca Records. Этот альбом стал первым, издания которого комплектовались вкладкой с текстами песен.

разновидности этикеток лейбла Threshold Records, фото крайнее слева и посередине - с английских изданий, крайнее фото справа - с американских изданий. Четвертый вариант представлен в галерее выше (фотографии взяты с сайта discogs.com).
разновидности этикеток лейбла Threshold Records, фото крайнее слева и посередине - с английских изданий, крайнее фото справа - с американских изданий. Четвертый вариант представлен в галерее выше (фотографии взяты с сайта discogs.com).
разновидности этикеток лейбла Threshold Records, фото крайнее слева и посередине - с английских изданий, крайнее фото справа - с американских изданий. Четвертый вариант представлен в галерее выше (фотографии взяты с сайта discogs.com).

Различают пять основных этикеток лейбла Threshold Records: для первых изданий характерен белый фон с розовыми (1) и темно-фиолетовыми (2) надписями и логотипом лейбла, на переизданиях этикетка цветная: синее звездное небо с цветным логотипом лейбла (3). Американские издания отличаются синей полоской посередине этикетки, под сине-белым логотипом лейбла стоит надпись "distributed by LONDON" (4), встречаются американские этикетки и с розовым наполнением (5) (к примеру, см. здесь). В этом плане неподписанные издания перепутать практически невозможно, хотя все коллекционеры знают дурацкую манеру англичан и американцев не всегда указывать страну-производителя на конвертах и "пятаках".

Подавляющее большинство изданий и переизданий раскрывалось, в синг-конверте вышло, к примеру, колумбийское издание, где аверс и реверс конверта повторял разворот (кстати, "пятак" не содержал упоминания о Threshold Records, и был выпущен London Records. (см. здесь), и израильское издание, изначально выходившее на местном лейбле PAX (понятно, что по лицензии, к примеру, см. здесь). Вкладка с текстами песен была везде однотипной, золотистого цвета.

Среди композиций (которые все как одна прекрасны) мне бы особенно хотелось выделить инструментальную "Beyond" (автор - Грэм Эдж) и "Out and In" (авторы - Пиндер и Лодж). "Beyond" структурно напоминает "Ride My See-Saw", прежде всего своей быстротой и звенящим тамбурином, разбавленную меллотроном. Это одна из наиболее загадочных композиций, потому что два раза в середине мелодии ритм сменяется мистическим эхом, затем композиция затухает и плавно перетекает в потрясающую "Out and In", в котором торжество звучания меллотрона как никогда велико, на уровне гипноза. Здесь вокальные партии исполнил Пиндер. Весьма странно, что "Beyond" практически не включали ни в какие сборники типа The Best Of или Greatest Hits и концертные версии, за исключением, пожалуй, сборника Time Traveller (вышедшего 24 сентября 1994 года на 5 CD и представляющего из себя урезанный треклист альбомов периода 1967-1991 гг.)

редко встречающееся штатовское переиздание 1974 года шестого альбома A Question of Balance (1970). Характерный признак подобных штатовских переизданий - отсутствие внизу этикетки слов "distributed by LONDON RECORDS"

7 августа 1970 увидел свет шестой номерной альбом группы - A Question of Balance. Предварял альбом вышедший 24 апреля 1970 года сингл "Question" (автор - Хэйворд, он же исполнил ведущую вокальную партию) (на стороне B миньона была размещена композиция "Candle of Life" с предыдущего альбома, автор - Лодж). Композиция заняла второе место в британских чартах, тогда как сам лонгплей попал на первое (Англия) и третье (США) места в чартах. Композиция, равно как "Night In White Satin" и "Ride My See-Saw", пользовалась популярностью и включалась в треклисты различных сборников, не говоря уже об обязательном ее исполнении на концертах. В 1978 году композиция была перезаписана в оркестровой версии при участии Лондонского симфонического оркестра. Кстати, в 1993 году участник прогрессивной группы Marillion Дэрек Дик (псевдоним - Fish) выпустил кавер-версию этой песни и включил в свой сольный альбом Songs from the Mirror.

специальный кармашек на английских первых изданиях (см., к примеру, здесь: https://www.discogs.com/The-Moody-Blues-A-Question-Of-Balance/release/2299056)
специальный кармашек на английских первых изданиях (см., к примеру, здесь: https://www.discogs.com/The-Moody-Blues-A-Question-Of-Balance/release/2299056)
специальный кармашек на английских первых изданиях (см., к примеру, здесь: https://www.discogs.com/The-Moody-Blues-A-Question-Of-Balance/release/2299056)

В дискографии The Moody Blues данный альбом является единственным, который имеет единый рисунок на обложке в вертикальном положении, хотя рисунок на внутреннем развороте расположен традиционно горизонтально. Издания в ведущих странах комплектовались нестандартной раскрывающейся вкладкой с текстами песен (я такие вкладки называю 4-х страничными, которые особенно часто встречаются именно в японских изданиях). Единственное отличие по оформлению конвертов принадлежит английским первым изданиям: так, нижняя половина разворота должна вставляться в специальный кармашек, как показано на рисунке выше.

Как и предыдущие работы, композиции выдержаны в том же лирическо-драматическом ключе, хотя лично мне этот альбом нравится чуть меньше, чем альбомы 1968-1969 гг. Особенно я бы хотел отметить, помимо "Question", такие песни как "Tortoise and the Hare" и "Minstrel's Song" (автор и лидер-вокалист - Лодж), и в особенности "Melancholy Man" (автор и лидер-вокалист - Пиндер), выдержанной в балладном ключе.

английское издание седьмого альбома Every Good Boy Deserves Favour (1971)

23 июля 1971 года вышел седьмой студийный альбом Every Good Boy Deserves Favour. Именно с этого альбома началось мое знакомство с творчеством группы в далекие времена и, надо признаться, долгое время альбом оставался единственным в коллекции. Со временем я приобрел другие альбомы команды и надо отметить, что при беспристрастном сравнении он явно проигрывает своим предшественникам по насыщенности и мелодизму, здесь больше мягких фолковых тонов, нежели психоделики. Тем не менее, как и A Question of Balance, альбом достиг первой строчки в британском чарте. Работа получилась все той же концептуальной, а открывающая композиция "Procession" была сочинена всеми пятью участниками группы. На ней впервые, следуя новаторскому образу мышления, были применены специальные электронные барабаны, разработанные барабанщиком Грэмом Эджем совместно с Брайаном Гровсом, профессором Сассекского университета (читать подробнее здесь). Вообще, надо отметить некоторую особенность вступительных композиций к альбомам: начиная с 1968 года и заканчивая альбомом 1978 года (за исключением альбомов 1970 и 1972 годов) вступления к первым композициям были исполнены в стиле дарк-эмбиент и индастриал. Да, этих терминов в те годы еще не существовало, но в ретроспективе ощущается именно так, и это было тоже своего рода новаторством.

Несомненными лидерами среди композиций являются "The Story in Your Eyes" (самая быстрая и самая роковая на альбоме, автор и лидер-вокал - Хэйворд, также вышла в августе 1971 года отдельным синглом), "One More Time to Live" (автор и лидер-вокал - Лодж) и, пожалуй, самая красивая "My Song" (автор и лидер-вокал - Пиндер), где в середине трека особенно ощущается мелодия в стиле эмбиент, я бы даже назвал это "симфо-дарк". Этот альбом станет последним для монополии меллотрона как инструмента, использующего магнитные ленты, в следующем Seventh Sojourn Пиндер задействует также "Чемберлин" (электромеханический клавишный инструмент, предшественник меллотрона).

Также этот альбом является единственным в дискографии, издания которого вышли в текстурированной обложке, что справедливо для большинства первых изданий ведущих стран (Европа, США, Япония). Надо отметить, что Япония наконец-то выпустила альбом в один год с официальным релизом, тогда как выпуск предыдущих альбомов шел у них с заметным опозданием. В некоторых странах типа Бразилии тоже встречались издания с текстурированной обложкой (к примеру, см. здесь). Идущая в комплекте двухсторонняя вкладка различалась по цвету на одной из сторон: либо белый фон + черный текст либо черный фон + белый текст. В 2007 году альбом был переиздан в формате SACD с добавлением двух бонус-треков. Кстати, рисунок с лицевой стороны обложки был использован группой Current 93 для оформления своего альбома Halo, вышедшего в 2004 году (см. здесь).

немецкое издание, вышедшее только в 1973 году, восьмого альбома Seventh Sojourn (1972)

17 ноября 1972 года выходит восьмой студийный альбом Seventh Sojourn, который станет последней работой перед значительным перерывом команды, с 1974 по 1977 года. Работа группы была признана все той же успешной, что свидетельствовало о попадании на пятую строчку британских чартов, и впервые на первую строчку в американских. Этому способствовали безусловно такие сильные композиции как "You and Me" (авторы - Хэйворд и Эдж), "министрельская" "For My Lady" (автор и лидер-вокал - Томас), и в который раз очень красивая "When You're a Free Man" (автор и лидер-вокал - Пиндер), наполненная мистицизмом и наваждением, за чет клавишного фона. Такие альбомные композиции как "Isn't Life Strange" и "I'm Just a Singer (In a Rock and Roll Band)" (автор - Лодж) вышли в качестве синглов (первый в апреле 1972 года, второй - в январе 1973 года). Успех студийной работы был вне сомнений, на него обратили внимание даже в Иране (успел там выйти до того как монархия превратилась в 1979 году в Исламскую Республику).

Среди изданий главная отличительная особенность заключается в отдельной и вклеенной вкладке: так, в большинстве изданий вкладка, где с одной стороны был размещен коллаж из фотографий, а на другой стороне тексты песен, шла отдельно, но встречались издания, как в моем случае, где вкладка была вклеена в разворот. Такие вкладки характерны для немецких изданий 1973 года и немецких переизданий 1974 года, и, по всей вероятности, для английских изданий, но я не буду утверждать относительно британцев (знатоки пусть дополнят в комментариях).

После выхода альбома группа отправилась в продолжительное мировое турне, завершившееся только весной 1974 года. Музыканты сильно вымотались и решили взять продолжительный отпуск, который тогда поспешно окрестили распадом группы. Впоследствии выяснилось, что это не так (здесь активную роль сыграло руководство лейбла Decca Records, которое не хотело терять заработанные на группе миллионы долларов). Но группа вернулась к написанию студийного материала в 1977 году в совершенно новом обличье.

Об этом мы и поговорим в третьей части...

При написании статьи использовались материалы с сайтов: https://www.discogs.com и https://en.wikipedia.org/wiki/The_Moody_Blues_discography

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.

-------------------

Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.