Я художник, я так вижу. «Капризы» и фантазии

Сохранившиеся античные памятники на картинах европейских художников Нового времени.

Продолжим наши художественные сравнения исторической и архитектурной реальности и картин, её запечатлевших.

В прошлый раз мы шли по пути классического «было-стало», сравнивая современное состояние архитектурного объекта с его отображениями на старых картинах и фотографиях, проследив путь памятника за последние триста лет.

А сейчас поглядим на несколько другой жанр. Реалистичный, но не совсем. Каприччо.

Буквально означает «каприз», но по-русски более точно было бы назвать «фантазией». Жанр, модный в 17-18 веке. По технике картины были вполне реалистичны. А вот сами объекты, изображённые на них, а это чаще всего были всякие живописные античные руины, могли быть как реально существующими, так и «вольной фантазией на их тему». А могли быть и вовсе вымышленными. Главное, чтобы всё это было красивенько.

Наверное, самый классический пример – итальянец Джованни Паоло Паннини (1691-1765) и его, скажем, «Каприз с руинами». (В Италии вообще всё хорошо как с художниками, так и с руинами).

«Каприз с руинами» Джованни Паоло Паннини.
«Каприз с руинами» Джованни Паоло Паннини.
«Каприз с руинами» Джованни Паоло Паннини.

Тут в одну кучу смешаны и Колизей, и Базилика Максенция, которые расположены пусть и недалеко друг от друга , но не так, как на картине. Центральная доминанта – египетский обелиск, видимо тот самый большой обелиск из Чирко Массимо. В Риме сохранилось 13 вывезенных из Египта или сделанных на месте обелисков, но ни первоначально в античности, ни после перемещений в Новое время, вблизи Колизея и Базилики Максенция обелисков не ставили.

Плюс по краям картины Паннини некие условные античные храмы просто уникальной сохранности.

Плюс сбоку стоит явный порфировый саркофаг Константины (дочь императора Константина), который на момент создания картины находился в папской коллекции в Ватикане. (Сейчас он там же, в том же дворце, переквалифицированном в музей).

Здание с характерными арками – Базилика Максенция. Фото автора.

Базилика Максенция, построеная в начале IV века (начали строить при императоре Максенции, закончили при его победителе – Константине), на картине Паннини очень узнаваема. И, как видите, ни обелисков, ни Колизеев, ни хорошо сохранившихся храмов вокруг нет, как не было их и на момент создания картины в XVIII веке.

Но мы на подобные совсем уж завиральные «капризы-фантазии» смотреть сейчас не будем, возьмём немного более раннего и немного менее известного итальянского художника.

Вполне подойдёт Никколо Кодацци (1642-1693), родом из Неаполя.

Его отец, Вивиано (1604-1670), тоже был художником, тогда более-менее известным. От заказчика к заказчику объехал всю Италию, с юга на север. Разумеется, вместе с семьёй. Вот его сын, Никколо, и набрался не только мастерства от отца, но и впечатлений от Италии. И стал работать ровно в том же художественном стиле, что и отец.

Вивиано Кодацци. «Каприччо с руинами».
Вивиано Кодацци. «Каприччо с руинами».
Вивиано Кодацци. «Каприччо с руинами».
Никколо Кодацци. «Каприччо с Аркой Тита».
Никколо Кодацци. «Каприччо с Аркой Тита».
Никколо Кодацци. «Каприччо с Аркой Тита».

Надо сказать, что обе картины изображают один и тот же объект, но изображают его фантазийно. Да, на них присутствует одна и та же триумфальная арка Тита, но изрядно творчески переработанная. (А то, что это именно она, узнаётся по традиционной для этой арки художественной атрибутике – один угол обломан, сбоку подпорная стенка).

Скажем, у более позднего художника, Гаспара ван Виттеля (про него мы в прошлый раз вспоминали) Арка Тита изображена гораздо более реалистично, с минимумом «капризов».

Гаспар ван Виттель. Арка Тита. Кстати, на заднем фоне картины видны те же руины и строения, о которых дальше пойдёт речь.
Гаспар ван Виттель. Арка Тита. Кстати, на заднем фоне картины видны те же руины и строения, о которых дальше пойдёт речь.
Гаспар ван Виттель. Арка Тита. Кстати, на заднем фоне картины видны те же руины и строения, о которых дальше пойдёт речь.

Плачевное состояние Арки Тита, самой ранней из трёх сохранившихся на Римском Форуме, объясняется вполне прозаически – в Средние века ее встроили, в качестве проездных ворот, в крепостную стену. Сейчас состояние арки гораздо веселее, вот только чуть ли не бОльшая её часть – новодел. Но об Арке Тита мы персонально поговорим в другой раз.

Сейчас же вернёмся к художественным «капризам» и их разбору. Итак, вот одна из самых известных «римских» картин Никколо Кодацци, с говорящим названием «Campo Vaccino».

Никколо Кодацци, «Campo Vaccino».
Никколо Кодацци, «Campo Vaccino».
Никколо Кодацци, «Campo Vaccino».

На этой картине Никколо Кодацци, с минимумом фантазийных «капризов», запечатлел Кампо Ваччино, Бычий Выгон, получивший это своё имя в самые тёмные из Средних веков. Место, которое во времена блестящей античности звалось совсем по другому. Римский Форум.

Стопроцентно точно совпадающей с ракурсом этой картины своей фотографии мне сделать не удалось. Нет сейчас и того строения, что загораживает половину поля картины слева (разобрали, как и многие другие постройки, наслоившиеся поверх античного наследия). Но многое узнать и сравнить можно.

Следующая фотография сделана «с правого угла Форума», в отличие от картины Кодацци, которая написана с «левого угла».

Форум города Рима, превратившийся в средневековый Бычий Выгон, Campo Vaccino, и снова ставший римским Форумом. Фото автора.
Форум города Рима, превратившийся в средневековый Бычий Выгон, Campo Vaccino, и снова ставший римским Форумом. Фото автора.
Форум города Рима, превратившийся в средневековый Бычий Выгон, Campo Vaccino, и снова ставший римским Форумом. Фото автора.

Прежде чем перейти к центральному элементу картины, обратим внимание на её задний план.

Здание с высокой квадратной башенкой-колоколенкой по центру, что с картины, что с фотографии – изрядно перестроенный в средневековье античный Табуларий. Здание древнеримского архива. Ставшее крепостью, благо, расположено было для этого удачно – над обрывом, на Капитолийском холме. (Древние римляне, строившие свой архив, и думать не могли, что спустя полтысячелетия кому-то из средневековых итальянцев понадобится крепость прямо в сакральном центре города). Одна из пристроенных с боков башен сохранилась до сих пор, и хорошо видна что на фотографии XXI века, что на картине XVII века.

Ещё один узнаваемый элемент на заднем фоне картины Кодацци (виднеется в прогале между тремя колоннами «центрального обломка») – уголок до сих пор существующей белой античной колоннады. Это древнеримский храм Сатурна.

Повернутая к зрителю углом колоннада храма Сатурна и античный Табуларий, в Средневековье надстроенный и снабжённый оборонительными башнями, одна из которых осталась до сих пор. Фото автора.

На картине Кодацци уцелевшая колоннада храма Сатурна изображена точно в профиль. На фотографии немного сбоку, и видно, что колонн сохранилось много. Заодно можно сравнить уровень земли на картине и на фотографии. Современным археологам после наслоений Средневековья римский Форум до уровня античной мостовой пришлось изрядно раскапывать.

Наконец, центральный объект картины Кодацци, три колонны с антаблементом. На общем фото римского Форума они тоже видны, слева, за раскидистым зелёным деревом. Вот они же, крупным планом:

Те самые три колонны, что занимают центральное место на картине Кодацци. Фото автора.
Те самые три колонны, что занимают центральное место на картине Кодацци. Фото автора.
Те самые три колонны, что занимают центральное место на картине Кодацци. Фото автора.

Центральный объект композиции с картины Кодацци, обломок с тремя колоннами, сейчас, в двадцать первом веке, выглядит так же, как и в веке семнадцатом. Но совсем не так, как в помпезной античности. Это всё, что сейчас осталось от храма братьев-близнецов Диоскуров.

По-гречески, в оригинале, их звали Кастор и Полидевк, по-латыни, в более известной переделке, Кастор и Поллукс. (У них ещё сестра была, Елена Прекрасная, из-за которой целую Троянскую войну затеяли. Ну и созвездие Близнецы – это тоже они). Храм тут первоначально построили аж в пятом веке до нашей эры, но нынешние руины – это остатки перестройки первого века нашей эры, времён императора Тиберия.

Остатки храма Диоскуров. Фото автора.
Остатки храма Диоскуров. Фото автора.
Остатки храма Диоскуров. Фото автора.

Оплывший «холм», поросший травой – то, что осталось от основания храма, некогда отделанного снаружи мрамором. К колоннаде от уровня мостовой вели ступени. Сохранившийся кусочек – не фронтальная колоннада, как оставшаяся от храма Сатурна, а участок боковой.

Один из вариантов современных реконструкций храма, дающий общее представление о нём. И расположение сохранившихся колонн.
Один из вариантов современных реконструкций храма, дающий общее представление о нём. И расположение сохранившихся колонн.
Один из вариантов современных реконструкций храма, дающий общее представление о нём. И расположение сохранившихся колонн.

Все современные реконструкции храма Диоскуров более-менее похожи, «античный храм типичной архитектуры». Отличаются лишь детали, которые практически не сохранились и о которых имеются представления либо «по аналогии с другими храмами», либо из описаний. Например, везде на реконструкциях изображены скульптуры с конями по бокам лестницы, но везде – по-разному. Мраморные или бронзовые (а то и позолоченные), с вздыбленными или спокойными конями, и так далее.

Опять-таки, стоит обратить внимание, что на картине Кодацци колонны буквально стоят на земле, а сейчас, после раскопок, стало видно их основание.

Вид на римский Форум. Справа видны три колонны храма Диоскуров, вдалеке мощная белая «буква П» Арки Тита. Фото автора.
Вид на римский Форум. Справа видны три колонны храма Диоскуров, вдалеке мощная белая «буква П» Арки Тита. Фото автора.
Вид на римский Форум. Справа видны три колонны храма Диоскуров, вдалеке мощная белая «буква П» Арки Тита. Фото автора.

Да, художественный жанр «каприччо» подразумевает под собой именно «фантазии» на тему всяких живописных строений и руин. Но и в нём встречаются вполне реалистичные архитектурные памятники, надо просто знать, на что смотреть. А если смотреть правильно, вполне можно проследить этапы пройденные древними памятниками от античности до современности.

(Версия для LiveJournal)