Игра «Партизаны 1941»

(Скриншоты авторские. Эмоции тоже).

Игра «Партизаны 1941»

Когда практически никому не известная студия (Alter Games) берётся делать не самую маленькую и не самую простенькую игру, да ещё на тему Великой Отечественной… Тут можно ждать чего угодно.

Из названия, в принципе, уже вполне понятно, кто, что, где и когда. (И понятно, как сделать продолжение в случае успеха).

Особую пикантность придаёт то, что издатель русской игры про русских партизан, крошащих немцев в винегрет – немецкая компания, Daedalic Entertainment.

При таких вводных можно получить и убогого забагованного неиграбельного клонированного кадавра. И поделку вида «у нас было много идей, но реализовать мы их не смогли». И дорогую и качественную развесистую клюкву типа «Company Of Heroes 2». (Да, «наши» тоже сильны по клюквенной части, вспомните, скажем, «Metro Exodus», выглядящую как скверная пародия «на совок»).

А что мы имеем в случае с игрой «Партизаны 1941»?

А вот неплохо, чёрт возьми! И даже хорошо.

Игра «Партизаны 1941»

Кто-то в сравнивает эту игру с «Коммандос». Не знаю, не играл. Из того, с чем я сам знаком, отдельные, очень отдалённые нотки, тут скорее от нашей «В тылу врага», той самой, первой, игры, но отдалённо. Как визуально решён инвентарь героев мне вообще больше напомнило польскую «This War Of Mine».

Игра у нас состоит из двух разных плоскостей, двух разных частей.

В первой, «стратегической» части, мы отстраиваем свою партизанскую базу, решаем, кто и чем займётся на ближайший день (ночь): всякие хозяйственные занятия, типа рыбалка/охота/готовка/строительство. Кроме того, осуществляем «текущие вылазки» – расклеить свои листовки или посрывать немецкие, завербовать себе агента у полицаев, совершить налёт на какой-нибудь разъезд и т.д. и т.п. (Чем-то напоминает «Expeditions: Conquistador», но в «Партизанах» это интереснее и визуально занятнее решено).

Игра «Партизаны 1941»

Все эти дела имеют, в зависимости от навыка партизана, свой процент успешности. Нет, хозяйственные-то дела стопроцентно выполнимы, но «вылазки» могут и сорваться. Тогда и мы ничего не получим, и мораль отряда упадёт. Но это так, «серые будни». По их итогам мы добываем еду на прокорм отряду и, грубо говоря, «материалы» – на строительство базы, на апгрейд оружия, на изготовление самодельных мин, медикаментов и прочего. Дело игрока тут – выбрать, чем кому заниматься, результаты от игрока не зависят.

Самое интересное, конечно, «боевые задания». Вторая плоскость, вторая часть игры. Которую правильнее было бы назвать первой.

Случаются такие «задания» раз в несколько дней, их всего пятнадцать, они двигают сюжет, и, собственно, являются основной, «тактической», частью игры.

Мы выбираем, кого послать на задание, экипируем – и вперёд!

Игра «Партизаны 1941»

Собственно, выбрать можно не больше трёх (поначалу в игре и выбирать-то не из кого), и, почти всегда, «главный герой», командир, и по совместительству самый ценный персонаж, закреплён за заданием и без него нельзя. Регулярно в процессе задания отряд обзаводится четвёртым участником, который потом присоединятся к партизанскому отряду на постоянной основе. В итоге отряд разрастается до восьми персонажей, плюс два «не боевых» агента, которые ходят, делятся информацией, обеспечивают снабжением, словом, двигают сюжет.

Игра «Партизаны 1941»

Впрочем, если вы подумали, что восемь – это слишком мало для партизанского отряда, я вас огорчу. В этой игре восемь – это слишком. Это слишком много.

Просто потому, что ты не успеваешь «наиграться с прежней игрушкой». Не то, что вдоволь, а хоть как-то распробовать возможности предыдущего персонажа – а у тебя уже новый. Напомню, персонажей 8, миссий всего 15. И появляются персонажи сильно не сразу. И ни прокачать, ни «распробовать» их просто не успеваешь.

Игра «Партизаны 1941»

Почему «распробовать», почему «прокачать»? Потому как персонажи «уникальны» не только иконкой, моделькой и озвучкой, но и «деревом навыков». Они копят опыт, тратят его на прокачку. И за «вылазки», если они удались, отсыпают «опыт» участникам. И в процессе «боевых заданий» выдают участвующим, за уничтожение врагов и за сюжетные действия. И этого, чёрт возьми, не просто не хватает, а сильно не хватает.

У каждого персонажа есть парочка «уникальных» навыков, типа умения бросать ножи (у командира, самого ценного кадра) или бить врагов длинной очередью из пистолета-пулемёта (у второго героя, самого бесполезного). «Выстрел картечью» у старого охотника, «маскировка» у подростка, акробатическая стрельба из пистолета у одной из девушек и снайперская стрельба из винтовки у второй… «Художественный свист» и «перо под ребро» у уголовника… Казалось бы, интересно, разнообразно, даёт возможность всяких тактических изысков и комбинаций, но… Но миссий, где всё это можно было бы опробовать чрезвычайно мало, герои появляются поздно, взять на задание можно только трёх – в итоге перепробовать всё игрок просто не может.

Ах да, про «уникальные» навыки сказал, про «обычные» нет. У героев есть и «обычные» навыки. Не вполне общие для всех – некоторые герои могут быть прокачаны на одно и то же, у некоторых такого нет. На скорость, на рукопашный бой, на вместимость инвентаря, на умение пользоваться типами оружия. У каждого свой набор. У кого-то две-три степени улучшения, у кого-то одна. К сожалению, понимаешь, что тебе нужно от героя только к середине игры, а обнулить, хоть один раз, хоть одному бойцу, уже ничего нельзя.

Игра «Партизаны 1941»

Причём, огнестрельное оружие в игре не очень-то и нужно. Учитывая, какие «мастера холодного оружия» собрались в нашем партизанском отряде (к тому же шум поднимать, как правило, не надо). Вообще, дистанция стрельбы в игре мизерная, пистолеты и ружья стреляют чуть не в упор. Пистолеты-пулемёты получше. Винтовки и пулемёты ещё чуть лучше, но гранату можно метнуть на такое же расстояние. Впрочем, по ходу «боевых задач» я почти и не стрелял, разве что, мины и растяжки ставил. И капканы. Но лучшее – это ножи. «Ножи – это отличная идея. Здоровенные, блестящие ножи, такие, которыми можно с крокодила шкуру снять. Ножи хороши тем, что от них нет шума, и чем меньше от них шума, тем удобнее их использовать. Порезать всех как следует, пустить кровь, пусть видят, что мы не шутим» .

Некоторые герои, в силу своих навыков, становятся просто ненужными после появления других героев. Дедушка-охотник, который даже на «стратегическом» уровне еле ходит, был нужен на тактическом только ради своего навыка с минами. После появления комиссара, который тоже силён в подрывном деле, дедуля остался совсем не у дел, годным только на хозяйственное обеспечение отряда. (Причём, всё равно, кто на охоту пойдёт – он, или кто другой, результат одинаков).

Игра «Партизаны 1941»

Кстати, об «идеологической» составляющей. Никаких вам «штрафбатов». Комиссар – нормальный комиссар, и уголовник – нормальный уголовник. Как и все остальные герои, никакого вам двойного дна, никакой фиги в кармане.

И немцы – однозначные враги, пусть несколько гротескные и утрированные, но просто враги. Без дурацких экивоков. Предатели, коллаборационисты, пошедшие в старосты и полицаи – тоже враги, никакого вам «люди выживали, как могли» и соглашательства с врагом.

Победа – результат внимательного изучения карты и отсутствия спешки. (За исключением третьей миссии, где за первые полчаса надо без тревоги успеть пробраться в центр деревни и сорвать казнь пойманных карателями партизан. Вот это самый нелюбимый эпизод). Итак, мы на карте, выбираем ближайший куст, прячемся там и думаем, анализируем. Где какие патрули и постовые. Кто ходит, кто стоит. Кто куда смотрит, вертит головой или нет. Традиционный «конус видимости» у врагов тут присутствует, днём один, ночью другой, поменьше, если темно. Плюс – слух. Враги не очень любят, когда, пусть они и не видят, но прямо за их спиной что-то шебуршится в кустах. А ещё смотрим – есть ли патрули с собаками (они чуют и замаскировавшегося в кустах партизана, и спрятанное тело фрица, и в бою кидаются). И смотрим – есть ли офицеры, что проверяют посты. Уберёшь, бывалоча, караульного, придёт офицер, увидит пустое место, и поднимет тревогу.

Игра «Партизаны 1941»

И в огневом бою, и в рукопашной, надо учитывать – полицай так, неумеха, немецкий солдат силён, каратель из эсэсовцев ещё круче. А если кто-то до сирены добежит, или по радио вызовет подмогу… В общем, тихо надо врагов убирать, быстро и аккуратно. И тела прятать. И свет гасить, если можно. И не шуметь. Впрочем, на пути особо вредного и многочисленного патруля, там, где их другие не видят и не слышат, можно и растяжку поставить.

Если врагов слишком много или они неудобно видят друг друга, можно применить военную хитрость. Камушек бросить, чтоб те, кто надо, посмотрели в ту сторону, куда надо, пока ты делаешь свои дела. Или бутылку поставить. Простецкие парни наверняка купятся и пойдут проверить – а вдруг и правда кто-то шнапс с обоза обронил? (Умные-то нет, не пойдут).

Игра «Партизаны 1941»

Во время миссий наш отряд не только врагов уничтожает и задания выполняет, но и трофеи приобретает. Если это оружие и боеприпасы – можно их хоть прям сейчас, хоть потом в миссиях использовать. Если затрофеили некие разнообразные продуктовые и хозяйственные припасы – по итогам задания они «усредняются» и идут в общий котёл припасов, которыми мы оперируем на «стратегическом» уровне. Отбирать припасы у местного населения не рекомендуется – мораль отряда падает, собирать по максимуму возможного рекомендуется – в хозяйстве всё пригодится.

Конечно, многие из «партизанских миссий» в игре выглядит сильно надуманными (про нереалистичность и отсутствие здравого смысла в ряде миссий я молчу), ну так это игра. Вас же не удивляет в игре, что немецкие патрули, расставленные что на пересечённой местности, в лесу у озерка, что в деревне, меж улиц и домов, при подозрительной обстановке, спокойно относятся к тому, что постепенно их численность уменьшается, один за одним?

Игра «Партизаны 1941»

Кстати, в рамках возможностей игры, интеллект врагов вполне приемлем. Они активно занимают укрытия, кидают гранаты, меняют расположение и убегают от партизанских гранат. Вот только никто не мешает умному партизану загодя, перед неизбежным сценарно-сюжетным боестолкновением, проредить втихую врагов, а то и вовсе помножить их на ноль, расставить мины и растяжки на путях подкреплений, занять стационарные пулемёты…

Возможно на «сложном уровне» (я проходил на среднем из трёх возможных) это не спасёт, но… Но когда «сложный» от среднего отличается отсутствием «активной тактической паузы» и отсутствием возможности сохраняться во время миссии – это не «сложность», это чистой воды мазохизм. (А так то и на среднем уровне возможность сохраняться заблокирована много где). Я не осуждаю мазохистов и любителей страданий, но не в компьютерной игре же! Ну, найдите своим наклонностям иное применение! В компьютерной игре всё должно быть сбалансировано.

Игра «Партизаны 1941»

Как всё это многословие можно подытожить?

Игра не без недостатков. Что чисто технических, типа багов, что концептуальных, типа краткости и нереализованности всех возможностей персонажей.

Но игра хорошая. Однозначно хорошая.

Плюс создан неплохой задел. Из которого, с помощью DLC и прочего можно много чего развернуть.

(Версия для LiveJournal)