Сериал «Вампиры средней полосы»

126 прочитали

Сериал «Вампиры средней полосы», Россия, 2021 г. Впечатления.

Как говорится, редкий случай – когда неудачное «броское» название и крайне неудачный постер не только не отражают содержимого сериала, но и гораздо хуже этого самого содержимого.

Потому, что сериал-то как раз вполне неплохой. Да просто хороший.

Сериал «Вампиры средней полосы», Россия, 2021 г. Впечатления.

Надо предварительно сказать пару слов.

Всякая «готичненькая» вампирская тематика и романтика от меня очень далека. Абсолютно равнодушен я к ней. Исключение – фильм «Дракула» 1992 года, но там что режиссёр, что актёрский состав – ого-го. И фильм «Интервью с вампиром» 1994 года, там тоже актёрский состав дай боже. (Есть, конечно, ещё первый «Другой мир», но нормальные люди его смотрят только и исключительно из-за Кейт Бэкинсейл в обтягивающем чёрном наряде ;-) ).

Как же так получилось, что этот сериал мне понравился? А потому, что ничего такого «гламурно-вампирного» в нём вообще нет, ни грамма. Ни мистики, ни псевдонаучных обоснований, ничего. Даже спецэффектов и грима почти нет. Замени вампиров на оборотней, рептилоидов, атлантов или жидомасонов – ничего бы не изменилось. Люди как люди, гемоглобиновый вопрос их только испортил.

С жанром сериала не так просто определиться. Формально это детектив. Не без некоего комедийного налёта (согласитесь, снимать что-то про вампиров на полном серьёзе – это странно). Немного юмора, немного сатиры, немного мелодрамы. И даже вполне серьёзной драмы. Немного остросюжетных «вот это поворотов» и обязательный клиффхэнгер в конце каждой серии. В итоге получилась нет, не каша, а лёгкое такое развлекательное произведение. Ненапряжное, но и с моралью.

На дворе у нас 2020 год, суровая реальность провинциального Смоленска, где всё дело и происходит.

Некоторые рецензенты почему-то обиделись на то, как в сериале показана «провинция» - бедненько да обшарпаненько. Мол, на девяностые годы больше похоже. Во-первых, это, всё-таки, художественный приём, именно для создания определённого эффекта, а не чудящееся некоторым везде и всюду «очернение России». А во-вторых – «провинция» она, знаете ли, разная. Я сам в провинции живу, в райцентре, превышающем размерами областной Смоленск, всякое видел. Кое-что со времён тех самых «девяностых» совершенно не поменялось. Так что локация – очень даже очень. (К тому же, замени в сериале реальный Смоленск каким-нибудь выдуманным Сухобором – пришлось бы объяснять кремлёвские стены и Днепр на общих планах).

В этом самом Смоленске проживает небольшой коллективчик вампиров. Даже не коллективчик, вполне семья, хоть они друг другу вовсе не кровные, хе-хе, родственники.

Двадцатилетний обалдуй Женёк (Глеб Калюжный), стример, блогер и ещё что-то из той же оперы. Любвеобильный и импозантный хирург городской больницы Жан Иванович (Артём Ткаченко). Блондинистая симпатяшка и, по совместительству, отважный капитан полиции Анна Петровна (Екатерина Кузнецова). Ну и глава, так сказать, патриарх, этой вампирской ячейки общества, ворчливый пенсионер без определённого рода занятий, дед Слава. Он же Святослав Вернидубович Кривич (Юрий Стоянов). Ах да, ещё имеется преподаватель и руководитель студенческого театра Ольга Анваровна (Ольга Медынич), стервозная и высокомерная особа, которая с остальными членами семейки в перманентных контрах.

Живут вампиры тихо и мирно, соблюдают все законы, как явные, так и тайные. Определённые Договором, который дед Слава заключил с людьми-Хранителями в незапамятные времена, возможно тогда, когда его фамилия ещё была национальностью. Кровушку-то народную они попивают (что, имея своего врача, не так уж и проблематично), но чтоб убить кого – ни-ни. Потому как порядок должен быть, и законность. В обмен Хранители помогают вампирам поддерживать тайну их существования. Естественно, ежели кому из вампиров башню сорвёт, и он чего-нибудь отчудит, кара последует незамедлительно. Были прецеденты, за прошедшие века.

Ну и раз у нас детектив, сюжетный узел завязывается после того, как в лесочке находят два обескровленных тела. И Хранительница (в лице Татьяны Догилевой, которая под старость лет сниматься стала чаще, чем в молодости) ставит семейке ожидаемый ультиматум – либо находите убийцу, либо головой поплатится кто-то из семейки. Ведь в Договоре ясно указано – «око за око». А тут ещё из Москвы прибывает «следователь по особо важным» (Михаил Гаврилов), рьяно берущийся за дело и поучающий провинциалов, «как маньяков ловить».

В итоге получилось бодренько и миленько. Никаких вам ужасов, но и никаких розовых соплей. Никаких особо едких «срывов покровов» но и никакой лакировки действительности. Развлекательный сериал в самом лучшем смысле этого слова.

Плюс, актёры. Очень удачно попавшие в образы. Лучше всех, конечно, Ткаченко и Стоянов. Один утончённо-импозантен и аристократичен, второй славно прикидывается ворчливым старичком-простачком. Кузнецова, конечно, чрезмерно каменеет лицом, но это образу «стальная няш-мяш» можно и простить. Как водится, за красивые глаза. Медынич, как говорят, всегда в таком стиле работает, но тут высокомерная стерва у неё получилась как нельзя к месту.

И отдельно пару слов о музыке.

Я про неё в отзывах о фильмах не часто упоминаю, но тут стоит это сделать. Вообще, творчество коллективов «Агата Кристи» и «Мумий Тролль» мне так же безынтересно, как и вампирская тематика. А тут видимо минус на минус дал вполне себе плюс. Музыки в сериале (представленной далеко не только этими коллективами) вообще много и подобрана она отлично и к месту. В отечественном кинематографе такое редко случается, обычно «современная музыка» выглядит притянутой за уши, ни к селу, ни к городу, лишь бы было. Здесь что Лагутенко, что братья Самойловы пришлись очень в тему.

Резюмируя. Хороший сериал, мне понравился.

(Версия для LiveJournal)