Советские танки и советский художественный авангард, ч.1

14 April
219 full reads
50 sec.
251 story viewUnique page visitors
219 read the story to the endThat's 87% of the total page views
50 seconds — average reading time

Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Е.С. Зернова и её творчество.

Не так давно мы вспоминали картину «Передача танков», находящуюся в экспозиции «Новой Третьяковки», на Крымском валу. И выясняли, что же за танки изобразила художница Екатерина Зернова в том далёком 1931 году. И пока мы не перешли к другим «художественным танкам» в её творчестве, надо сказать пару слов о самой художнице.

Автопортрет, 1924 г.
Автопортрет, 1924 г.
Автопортрет, 1924 г.

Родилась Екатерина Сергеевна Зернова в 1900 году. И прожила долгую и насыщенную жизнь, скончавшись в 1995-м. Три революции, две мировые войны и одна «холодная» война, два распада страны… Ну и так, по мелочи, типа «августОвских событий» или событий октябрьских (не семнадцатого года а девяносто третьего). Что ещё забыл?

Вот вы только представьте – родиться при стопроцентном самодержавии, пойти в школу при конституционной монархии, закончить её при демократии, поступить в ВУЗ при социализме (условно говоря социализме). А под финал жизни сменить социализм на феодальный капитализм. Стальные нервы надо иметь.

А уж если вспоминать не политику, а научно-технический прогресс…

Карандашные эскизы броневиков. Вполне реальные броневики, надо сказать. Как и форма солдатиков, стоящих рядом. Интересно, где Зернова их видела? На фотографиях? В кинохронике?
Карандашные эскизы броневиков. Вполне реальные броневики, надо сказать. Как и форма солдатиков, стоящих рядом. Интересно, где Зернова их видела? На фотографиях? В кинохронике?
Карандашные эскизы броневиков. Вполне реальные броневики, надо сказать. Как и форма солдатиков, стоящих рядом. Интересно, где Зернова их видела? На фотографиях? В кинохронике?

Верхний броневик, подписанный как «итальянский» - Ansaldo-Lancia 1Z. Поучаствовавший в двух мировых войнах, а между ними – в Итало-Эфиопской и Испанской Гражданской.

Тот, что посередине, подписанный «французским», определить потруднее, слишком уж мало деталей. Может быть броневик 1917 года фирмы «Рено», на шасси американского грузовика «Уайт»? Вот только пулемёт сбоку на шкворне смущает.

Нижний, «английский», вполне привычный нам «Остин». Вот интересно, что у него художественно изображено спереди, на крышке, прикрывающей радиатор?

Можно сравнить рисунок «Остина» с макетом «Остина-Путиловца» из Кубинки и определить, у кого получилось лучше. Фото автора.
Можно сравнить рисунок «Остина» с макетом «Остина-Путиловца» из Кубинки и определить, у кого получилось лучше. Фото автора.
Можно сравнить рисунок «Остина» с макетом «Остина-Путиловца» из Кубинки и определить, у кого получилось лучше. Фото автора.

В 1914 году Зернова с родителями переезжает из родного крымского Симферополя в Москву, на тот момент ещё не столичную. В Москве, уже столичной, всю жизнь она и прожила. (Если не считать эвакуации во время войны). Не смотря на свои «художества», училась в Московском университете на физико-математическом факультете. Правда, параллельно посещала и Государственные свободные художественные мастерские.

Естественно, «академизм», «классицизм» и прочий «реализм» в те времена был давно не в моде. Художникам подавай чего-нибудь такого-эдакого, с подвывертом. Было тогда Общество художников-станковистов, эдакие экспрессионисты на советский лад. Художественными методами модного европейского течения изображающие и прославляющее прекрасную советскую действительность. Достижения промышленности, спорта, армии, науки и вообще – достижения передового общественного строя. К ним, станковистам, молодая художница Зернова и подалась. Картины, плакаты, книжные иллюстрации, и прочая, и прочая.

Манёвры, 1932 год.
Манёвры, 1932 год.
Манёвры, 1932 год.

Потом, конечно, остепенилась, перешла в немного более «классическую» манеру. Но этот, поздний, период нам уже не так интересен. Портреты, пейзажи, натюрморты, благорастворение в воздусях. Нам интереснее раннее, буйное, творчество. И чтоб танки!

Автопортрет, 1935 год.
Автопортрет, 1935 год.
Автопортрет, 1935 год.

Впрочем, и в позднем (скорее – среднем) периоде её творчества есть техника. Всё-таки война. Но в серьёзных, товарных количествах я такого не нашёл. Потому техника у нас будет всё больше ранняя, та, которую Зернова видела в свои двадцать-тридцать лет.

Самолёт прилетел за ранеными, 1944 год.
Самолёт прилетел за ранеными, 1944 год.
Самолёт прилетел за ранеными, 1944 год.

Тут мы видим не просто По-2 на лыжном шасси. У него на нижнем крыле установлены санитарные кассеты Бакшаева – эдакие фанерные короба, куда мог поместиться раненый на носилках.

Просто для того, чтобы напомнить – «современный» По-2.

Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собранный в 2007-2009 годах в Самаре. Создатели уверяют что он на 90% состоит из аутентичных деталей. Фото автора.
Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собранный в 2007-2009 годах в Самаре. Создатели уверяют что он на 90% состоит из аутентичных деталей. Фото автора.
Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собранный в 2007-2009 годах в Самаре. Создатели уверяют что он на 90% состоит из аутентичных деталей. Фото автора.

Этот самолёт от того, что на картине Зерновой, отличается не только «изменяемыми параметрами» (стандартные колёса а не зимние лыжи, и, само собой, отсутствие съёмных устройств на нижнем крыле), но и деталью, намеренно искажённой при создании современного образца. У этого По-2 для удобства эксплуатации с современных аэродромов вместо хвостового костыля установлено колесо. С ним гораздо удобнее летать с твёрдых покрытий. Костыль же, который устанавливался на «настоящие» По-2, хорош только на грунтовых аэродромах.

Что ж, отложим в сторону самолёт, и посмотрим, что там у Зерновой за танки.

Продолжение.