Тяжёлый танк ИС-3. Неожиданный памятник

<100 full reads
106 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 69% of the total page views
3 minutes — average reading time

Тяжёлый танк ИС-3. Неожиданный памятник в неожиданном месте.

Разговор пойдёт не столько о танках ИС-3 вообще, сколько об этом конкретном танке-памятнике. Установленном в городе Энгельс Саратовской области. Практически без постамента, почти без «художественного оформления», без мемориальных комплексов и иного прочего. Просто на улице.

Город Энгельс. Тяжёлый танк ИС-3. Фото автора.
Город Энгельс. Тяжёлый танк ИС-3. Фото автора.
Город Энгельс. Тяжёлый танк ИС-3. Фото автора.

Но в общих чертах можно вспомнить, что тяжёлые танки ИС-3 (50 тонн веса), разрабатывавшиеся в самом конце войны, на саму войну уже не успели. Производили их недолго, в 1945-1946 годах, выпустили почти две с половиной тысячи машин. И позже довольно сильно мучились с эксплуатацией – танк военного времени, каким по сути был ИС-3, «живёт» не так уж долго, даже тяжёлый. Потому главное - чтоб воевать мог. А вот в мирное время от его конструкции хотелось бы побольше надёжности, долговечности и удобства эксплуатации.

Тяжёлый танк ИС-3. На заднем фоне – «географическая привязка», ночной клуб «Росинка». Фото автора.
Тяжёлый танк ИС-3. На заднем фоне – «географическая привязка», ночной клуб «Росинка». Фото автора.
Тяжёлый танк ИС-3. На заднем фоне – «географическая привязка», ночной клуб «Росинка». Фото автора.

Почему танк поставили рядом с ночным клубом – бог весть. Клуб сей совершенно не в стиле «милитари» оформлен. Объяснение только одно – владелец клуба человек увлекающийся всякой военной техникой, его стараниями в городе и другие объекты установлены.

Вид на знаменитый «щучий нос». И на сдвижной люк мехвода с перископическим прибором (не разбили пока, надо же!, только сам люк сваркой прихватили). Фото автора.
Вид на знаменитый «щучий нос». И на сдвижной люк мехвода с перископическим прибором (не разбили пока, надо же!, только сам люк сваркой прихватили). Фото автора.
Вид на знаменитый «щучий нос». И на сдвижной люк мехвода с перископическим прибором (не разбили пока, надо же!, только сам люк сваркой прихватили). Фото автора.

Заодно, кроме «щучьего носа», это и вид на 122-мм пушку Д-25Т. Пушка ведёт родословную от корпусной пушки обр.1931/37 гг. А-19. Её танковые и самоходные варианты ставились на «военные» ИС-2, ИСУ-122С, на первые варианты послевоенного Т-10. И на «военно-послевоенный» ИС-3.

Сварные швы лобовых листов впечатляют. Фото автора.
Сварные швы лобовых листов впечатляют. Фото автора.
Сварные швы лобовых листов впечатляют. Фото автора.

Впечатляет и толщина лобовых листов – 110 мм. На защиту, кроме непосредственно толщины брони, работает и хитрая форма установки листов, со всеми этими наклонами. Правда, как тут не вспомнить знаменитую байку – про то, как на испытаниях обстрелом снаряд попал точно в нос, в стык трёх сварных швов. В результате чего, все швы разом лопнули и листы разошлись.

Красная стрелочка показывает туда, где, по идее, должен быть серийный номер. И там даже видна выбитая рамочка. В теории, сначала там должно быть выбито «703» - общий код для всех ИС-3 («Объект 703» по заводской документации). Следующее число – код месяца, дальше номер машины с начала отсчёта. Но тут прочитать невозможно, всё от души залито краской.

Вид на правый борт. Пушка кажется подозрительно короткой – подозреваю, что она в положении максимального отката. Фото автора.
Вид на правый борт. Пушка кажется подозрительно короткой – подозреваю, что она в положении максимального отката. Фото автора.
Вид на правый борт. Пушка кажется подозрительно короткой – подозреваю, что она в положении максимального отката. Фото автора.

Полукруглые крепления на бортах в задней части корпуса – для отсутствующих дополнительных внешних топливных баков. Зато на корме приделали две декоративные «бочки». Именно декоративные, крепления новые, «бочки» новые, всё «старое» исчезло. Вместе с изрядной частью кормовых листов.

Вид на левый борт. Фото автора.
Вид на левый борт. Фото автора.
Вид на левый борт. Фото автора.

«За Покровск». При том, что город Энгельс перестал быть городом Покровском ещё в 1931 году. И писать такое довольно бессмысленно. На другом борту – «За Родину», что гораздо ближе к теме.

Лозунги-то хорошие, боевые, вот только танки ИС-3, в составе нашей армии воевали, разве что, в Венгрии, в 1956 году, подавляя антисоветский мятеж. Ах да, есть ещё байка, что они выступили эдаким неожиданным «психологическим оружием», напугав до икоты союзников на послевоенном совместном параде в Берлине.

За танком – «репродукция» кусочка диорамы «Сталинградская битва» из одноимённого музея в Волгограде, эпизод с соединением наших войск на Мамаевом кургане. Надо ли уточнять, что танки ИС-3 с этими событиями никак не соотносятся.

«Крыша МТО», «надмоторная плита» - называйте как хотите. Факт в том, что  её нет. Просто приварен металлический лист. Фото автора.
«Крыша МТО», «надмоторная плита» - называйте как хотите. Факт в том, что её нет. Просто приварен металлический лист. Фото автора.
«Крыша МТО», «надмоторная плита» - называйте как хотите. Факт в том, что её нет. Просто приварен металлический лист. Фото автора.

При том, что крыша МТО исчезла в неизвестном направлении, бронировка и ограждение выхлопных окон аккуратно оттуда срезана и приварена сюда.

Корма танка. Фото автора.
Корма танка. Фото автора.
Корма танка. Фото автора.

Верхний кормовой лист с люками – чистый «макет». Нижний лист натуральный, как и боковые задние. С «остатками былого великолепия». Например, остался торсионный вал петель, на которых откидывался верхний лист. Под новодельными бочками видны крепления, на которых держались приборы дымопуска (внешне выглядевшие такими же бочонками, только небольшими).

Вид на днище. Фото автора.
Вид на днище. Фото автора.
Вид на днище. Фото автора.

Можно попытаться порассматривать бронировку торсионов подвески, но интереснее ситуация с лючками. Видно, что переднего люка просто нет, второй люк без болтов и прихвачен сваркой. А через один из лючков доступа к МТО видно… небо. Через крышу? Через щель между корпусом и башней? Да не важно. Просто ясно, что танк пустой, как барабан. Впрочем, в этом никаких сомнений и не было.

Вид на кормовые листы. Фото автора.
Вид на кормовые листы. Фото автора.
Вид на кормовые листы. Фото автора.

Снимок на котором хорошо видно, что «макет», а что осталось от танка. И пусть вас не обманывает отчётливо видимая маркировка, выбитая на верхнем кормовом листе. Кроме всего, там вполне ясно значится марка углеродистой конструкционной стали – «Ст.3пс».

Вид на заднюю часть башни. Фото автора.
Вид на заднюю часть башни. Фото автора.
Вид на заднюю часть башни. Фото автора.

Хорошо видно, что чётко посередине задней части башни идёт трещина. Которую заваривали и даже наваривали накладочки из металлических полос. (Сверху – чтобы притянуть вставшую дыбом приварную крышу башни?). Литьевой номер на башне «6 6 224». Вообще, башня какая-то пожёванная и погрызенная. Но, с другой стороны, не настолько, чтобы однозначно решить, дескать, «танк по завершении своей карьеры был тактическим объектом на полигоне».

Вид в три четверти на корму и правый борт. Фото автора.
Вид в три четверти на корму и правый борт. Фото автора.
Вид в три четверти на корму и правый борт. Фото автора.

Где-то приходилось читать, что подобное устройство бортовых ящичков для имущества называлось «по-самолётному». Подобными накладными «ящиками» на надгусеничных полках после войны оборудовали и ИС-2 «военного выпуска». Как ни странно, «воевавший» ИС-2, «переслужил» невоевавшего ИС-3, и продержался в войсках дольше.

Вид на смотровые приборы и командирскую половину люка. Фото автора.
Вид на смотровые приборы и командирскую половину люка. Фото автора.
Вид на смотровые приборы и командирскую половину люка. Фото автора.

Наплыв справа, над намалёванной буквой «р» - антенный ввод, изолятор характерной формы сохранился, сама антенна, естественно, нет.

Обращают на себя внимание защитные «уши» под башней. Здесь они горизонтальные, хотя на фотографиях других ИС-3 они установлены с отчётливым уклоном. Озвучивалось мнение, что это говорит об очень раннем времени выпуска машины.

ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.
ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.
ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.

Кроме всего прочего, у этого танка ещё и проблемы с натяжением гусениц. Впрочем, на фоне общей запущенности это теряется.

Тем не менее, хорошо, что этот танк есть, хорошо, что его установили памятником, а не пустили в переплавку.

ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.
ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.
ИС-3 в Энгельсе, общий вид. Фото автора.

(Версия для LiveJournal)