дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Болезненная изломанность. Часть 2

9 November 2019

Все предметы и люди написаны на картине с нарочитым искажением пропорций, с нарушением закона перспективы.

Художник игнорирует анатомию человеческих фигур, прибегает к преднамеренному уродливому преображению стола, лампы, забора.

Трудно узнать, что хотел сказать художник.

Можно только догадываться, что он хотел выразить свое сугубо субъективное представление о патриархальном провинциальном городке, его нравах и обычаях.

Искаженное изображение предметов и вещей сочетается здесь с какой-то обостренно-болезненной фантастикой и мистикой.

Иррационализм, алогичность, болезненный надлом характеризуют это выражение внутреннего «я» художника.

Реальное и нереальное, существующее и воображаемое сплетаются в картине в единое целое, которое трудно и просто даже невозможно постигнуть зрителю.

https://bit.ly/33wPg1R
https://bit.ly/33wPg1R

Не менее характерен для экспрессионистической живописи и «Портрет отца» (1921), исполненный также М. Шагалом.

В этом произведении у человека изображен только один глаз. Нос занимает половину лица.

Руки непропорционально малы и уродливы. Одна рука зачительно короче и тоньше другой.

Таков этот портрет, который должен выразить внутренний мир автора, представление художника об отце.

Экспрессионизм как течение в искусстве и литературе был своеобразным выражением разочарования некоторых кругов буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции в капитализме.

Не случайно это недовольство капитализмом проявилось в период первой мировой войны и вскоре после нее, когда, по довольно одностороннему и характерному представлению теоретика экспрессионизма Ф. М. Гюбнера, «мир был превращен в ужасающие развалины».

В эти годы особенно сильно раскрылись все противоречия, уродства и язвы империализма, особенно остро выявились бесчеловечность капитализма, его враждебность народным интересам.

Но свой протест против капитализма художники выразили не в форме организованной и целенаправленной борьбы с этим строем, а в форме эстетского, мелкобуржуазного бунтарства, индивидуалистического бегства от действительности и погружения в себя, в форме «вызова» установившимся представлениям искусстве и
культуре.

Творчество части немецких экспрессионистов под влиянием революционного движения носило антимилитаристический характер, приобрело черты обличения некоторых язв империализма (Г. Гросс, р. 1893).

Их искусство было более идейным в отличие от типичных экспрессионистов.

Экспрессионизм оказал временное воздействие и на ряд немецких
художников демократического направления, разделявших социалистические взгляды (О. Нагель, р. 1894).

https://bit.ly/2WYKM1j
https://bit.ly/2WYKM1j

Но не эти художники были типичными представителями течения.


В целом экспрессионизм носил характер упадочного формалистического буржуазного течения, стоявшего на почве буржуазной действительности и стремившегося не к ее уничтожению, а лишь к ее подновлению.

Художники-экспрессионисты, выражавшие демократические убеждения, как правило, демонстрировали свою растерянность, свой ужас перед дикостями империализма.

Самонадеянные экспрессионисты вещали, что они произвели полный переворот в искусстве, что с них начинается новая культура.

На самом же деле экспрессионизм оказался мимолетной модой, быстро увядшим сорняком на ниве прекрасного искусства.

Правда, некоторые представители экспрессионизма вплоть до наших дней «творят» свои произведения в духе этого течения.

Так, например, Марк Шагал продолжает создавать экспрессионистские полотна.

устраивает в разных странах свои выставки. Но общественный интерес
к экспрессионизму незначителен.

Характерно, что летом 1959 года в замечательных залах Луврского дворца в Париже (в Музее декоративного искусства) широко разрекламированная выставка работ М. Шагала была в сущности безлюдной, если не считать присутствия нескольких любопытных туристов.

В чем же корень ошибок экспрессионистов, которые были причиной того, что это течение быстро сошло со сцены в художественной
жизни?

Сущность этих ошибок заключалась в том, что экспрессионисты
считали, вопреки здравому рассудку и жизненному опыту человечества,
единственной реальностью внутренний мир человека, не видели его зависимости от объективно существующего окружающего мира.

Корень их ошибок лежал в том, что они делали основой своих произведений личные, сугубо субъективные, большей частью ложные представления, свое воображение, никак не сообразованные с правдой жизни. Они игнорировали окружающий мир и не стремились к его правдивому изображению.

Между тем ведь всякое подлинно высокое и значительное художественное произведение отражает реальный окружающий человека мир, познаваемый посредством ощущений.

Но эти ощущения, дающие правдивое представление о мире, воплощаются в художественный образ не непосредственно и механически, а после их обобщения в сознании художника, в результате анализа и осмысливания.

https://bit.ly/36O6AkY
https://bit.ly/36O6AkY