Экологические проблемы в романе Чингиза Айтматова

Экологические проблемы в романе Чингиза Айтматова

Проблема бережного отношения к природе звучит в романе Чингиза Айтматова «Когда падают горы». Тянь-Шань – не просто жемчужина природы, а место, святое для киргизов, казахов, афганцев. Здесь обитают снежные барсы, редкие, уникальные, священные животные. Что же случилось с горцами в наши дни? Как допустили люди, что перестали кормить себя честным путем: работать на земле, пасти скот? Почему предметом купли-продажи стала барсовая охота? Независимый журналист Арсен Саманчин оказывается в родном селении Туюк-Джар в качестве переводчика. Его дядя Бектур, бывший председатель колхоза, организовал фирму «Мерген». Большой доход сулит охота, на которую приедут нефтяные магнаты из арабских стран. Не по душе Арсену это предприятие, но авторитет старшего в роду, традиции гостеприимства берут вверх. Только тогда Арсен выходит из игры, когда узнает о замысле Ташафгана и его друзей взять арабских гостей в заложники и потребовать выкуп в двадцать миллионов долларов. Арсен погибает, спасая из бездны и людей, и уникальных животных. А размышления автора выходят за рамки этого конфликта, ему удается задуматься о проблемах защиты природы глобально: «Что же душой при этом творится? Народ-сутенер стал: торгует Матерью-Природой. Как рядом и русский народ, что торгует нефтью и газом-кровью и духом Матери-сырой земли: лишь продажей «сырья» жив. Так стал Народ-Сын относиться к земле: это всего лишь сырой материал в переработку и продажу, а не мать-Родина».