Как-то посмотрела телевизионную передачу о первых дикторах Центрального телевидения и подумала: почему бы не вспомнить первых волгоградских дикторов, которых знала лично? Вот так и родились эти заметки.
Два года проработав в сельской школе учительницей, я вернулась в Волгоград. Работа для меня нашлась в библиотеке, расположенной рядом с домом. Однажды мои коллеги услышали объявление о том, что на местном телевидении проводится конкурс на вакантное место диктора, и сказали: дерзай, это для тебя.
Помню, что на конкурсе прочитала я отрывок из повести Куприна "Гранатовый браслет", какой-то еще текст и мне сказали: ждите, мы вам сообщим.
Прошло месяца два, и я уже забыла об этом конкурсе. Уехала на зимнюю сессию. И вдруг мама присылает телеграмму: возвращайся, ты принята на телестудию. Мне показалось, передо мной появилась первая ступенька той лестницы, которая в конечном счете приведет к признанию.
Именно его так жаждало в ранней молодости мое глупое сердце. Уже потом, став взрослой, я поняла, что ничего это по большому счету, не стоит и счастья не приносит. Как не принесла слава и признание счастья двум замечательным женщинам, которые действительно были этого достойны.
В те далекие времена на телевидении работало много красивых и талантливых людей. На их фоне выделялись две телевизионные звезды - Тамара Козлова и Ольга Кветко. Они были первыми дикторами, и никто их не учил мастерству, до всего доходили сами. Причем в отличие от московских дикторш Тамара и Ольга умели и новости вести, и большие передачи вживую, без всякой видеозаписи. Ответственность была огромная.
Работали в эфире до 12 часов ночи, что не могло впоследствии не сказаться на здоровье. Тамара Семеновна в 40 лет получила инвалидность и уехала в Подмосковье. Ольга Станиславовна проработала до пенсии и тоже потом уехала к родителям в Севастополь.
Очень жаль, потому что несколько десятилетий эти яркие женщины олицетворяли собой телевизионное лицо нашего города, их по-настоящему любили волгоградцы и ласково между собой называли Томочка и Олечка.
ТАМАРА
Наш самый первый диктор - Тамара Козлова была изящной белокурой женщиной с тонким благородным лицом. В маленькой дикторской, похожей на пенал, она давала мне уроки мастерства.
"Ты очень зажата, - говорила, - попробуй представить, что общаешься в эфире не с каким-то абстрактным зрителем, а с близким, любящим тебя человеком. Вот ему все и рассказывай..."
Ближе дорогой моей бабушки у меня никого не было, и, глядя на горящий глазок камеры, я представляла, что сейчас меня слушает именно она. И правда помогало.
Тамара Семеновна получала много писем от телезрителей. Люди почему-то были уверены, что она может все. Ну как можно было обмануть такое доверие? И вот, вместо того, чтобы отдохнуть от изматывающей работы, она в свободное время ходила по "высоким" кабинетам и порой действительно добивалась решения какой-то проблемы, важной для конкретного телезрителя.
"Высокие" начальники были мужчинами и не могли отказать в просьбе столь очаровательной женщине.
Правда, и телезрители были разные. Тамара Семеновна носила на пальце кольцо с большим камнем-недорогое, но красивое.
Один молодой балбес высмотрел это кольцо на экране телевизора и подумал, наверное, что оно с бриллиантом, золотое. Люди почему-то нередко считали, что телевизионщики - состоятельный народ, хотя на самом деле это было не так.
Во всяком случае в те времена, о которых идет речь.
В те времена в магазинах не было продуктов, красивой одежды, белья, обуви. Все нужно было где-то доставать, по какому-то блату.
Поздно вечером дежурный автобус довез диктора до дома. Тамара Семеновна вошла в подъезд, где ее уже поджидал налетчик. Он попытался сорвать с ее пальца кольцо, но отважная женщина сумела огреть его своей сумкой. Налетчик убежал. Но этот эпизод оставил в ее душе неприятный осадок.
Бедные наши дикторы - работа требовала, чтобы они всегда были хорошо одеты, а где взять эту одежду? Раз в год они могли отовариться в "Березке", где им перепадало по импортной блузке. Но не будешь же ее надевать каждый день!
Однажды Тамара Семеновна позвонила мне и сказала: "Лар, давай съездим завтра на рынок, я возьму такси, а ты меня возле дома жди в восемь утра". Конечно я согласилась.
Надо было видеть таксиста, который узнав Тамару, ехал еле-еле, чтобы, не дай Бог, не угодить в какое-то транспортное происшествие.
А там нас ожидал сюрприз: Тамару Семеновну в рядах узнали все и стали наперебой предлагать свой товар, обещали скинуть цену. Скромной по натуре женщине претило такое назойливое внимание, и она потянула меня к выходу. Так мы в тот раз ничего и не смогли купить.
А в следующий раз она надела черные очки, накинула на голову шелковую косынку, и мы получили возможность пройтись по рядам и что-то приобрести. А потом она блистала на экране новым нарядом, и никто и не догадывался, где он был куплен.
Ложь помогла спасти отношения
Между Тамарой Козловой и Ольгой Кветко были непростые отношения, замешанные на соперничестве. Их окружение это соперничество всячески подогревало.
Я бесконечно уважала обеих женщин, поэтому решила их помирить, и даже придумала , как это можно сделать. Мне было двадцать с небольшим и отличала меня не изжитая до сих пор до конца доверчивость и наивность.
Увидев, например, Тамару, я сообщала: "Тамара Семеновна, вчера Ольга вас так хвалила за передачу, говорила, что вы провели ее просто блестяще".
Тамара страшно удивлялась, но эти слова были ей явно приятны. Встретив Ольгу, сообщала ей аналогичное: что, мол, Тамара смотрела вашу передачу и очень была растрогана, сказала, что лучшей она в последнее время и не видела... Ольга тоже удивлялась, но чувствовалось, что оценка коллеги ей льстит.
Моя наивная ложь сыграла свою роль: обе женщины стали гораздо теплее относиться друг к другу и поняли: ну действительно, что им делить, ведь обе делают отлично большое и нужное людям дело.
ОЛЬГА
У Ольги Кветко было очень красивое лицо, с алебастровой кожей, прямым носиком, четким контуром полных губ. Бронзоволосая, очень высокая, стройная, она в любой толпе бросалась в глаза. У нее была потрясающая память, весь огромный текст передачи она запросто заучивала наизусть, ведь в те времена диктору запрещалось "отходить" от текста. Она была очень музыкальна, сама сочиняла тексты песен и музыку, исполняла их под свой аккомпанемент на гитаре, фортепиано.
У Ольги было море поклонников, невозможно было пройти мимо такой яркой женщины. С одним из них была связана трагикомичная история.
Однажды она мне говорит: "Слушай, ты могла бы сегодня у меня переночевать? Я тебя манной кашей накормлю".
Я была в то время незамужней, поэтому ответила: "Почему бы и нет?!".
А дело было в том, что мою старшую подругу преследовал какой-то сумасшедший поклонник, в котором Ольга глубоко разочаровалась. Но он не давал ей прохода, звонил в дверь по ночам. Защитить от нахала ее было некому, Жила она одна. А в подъездах в то время не было кодовых замков.
Часов в 12 ночи вдруг раздался звонок в дверь, да такой настойчивый, что я предложила вызвать милицию. Ольга отказалась: мол, неудобно вмешивать в эту деликатную ситуацию посторонних людей. Поклонник не унимался и продолжал звонить.
И тогда я, вспомнив, как матерились в деревне пьяные мужики, распахнула дверь настежь и все когда-то услышанное выпалила в лицо растерявшегося мужчины... Успех был полный. Обескураженный приставала побледнел и кинулся вон из подъезда. Больше звонить в эту дверь он не отважился.
Но когда я, красная от стыда за только что произнесенные матерные слова, вернулась в комнату, то увидела Ольгу, которая буквально каталась по дивану от безудержного смеха и не могла остановиться, громко стеная: "Ну Лариса, ну учудила, недаром говорят, что в тихом омуте черти водятся".
Потом мы нередко вспоминали этот случай и каждый раз смеялись.
Когда Ольга уехала в Севастополь, она еще работала диктором в телевизионном центре, который действовал на каком-то крупном предприятии.
...Дай Бог, чтобы в дальнейшей жизни первых волгоградских телевизионных звезд было как можно меньше печалей и как можно больше любви и настоящих друзей.
МАМА
Маша и ловелас
Отбила жениха у красавицы
Ледяное сердце
ИЗМЕНА
Бросила пить
От судьбы не уйдешь