10 древних мифических существ, повлиявших на нашу культуру

20 August
Василиск
Василиск

Василиски и драконы, вампиры и оборотни, русалки и кикиморы – многие древние мифические существа оказывают влияние на современного человека. Они тысячелетиями вдохновляли писателей, поэтов, художников, режиссеров, создателей компьютерных игр. Некоторые из чудовищ и монстров превратились в занятных домашних любимцев (дракоша). Иные до сих пор будоражат воображение (вампиры).

Проследим историю развития образов из глубины веков до наших дней. Посмотрим на первую десятку древних мифических существ, без которых нельзя представить нашу культуру. Добавляйте в комментариях ваших любимых монстров.

1. Русалки

Русалки есть в мифологии многих народов. Это юные девы, живущие в водоеме и причиняющие вред людям. У древних греков – сирены, прекрасным пением заманивающие моряков в морские глубины. По западноевропейской мифологии, у русалки нет души. Она хочет обрести ее, но не может покинуть море.

Русалка (сирена)
Русалка (сирена)

В сказке Ганса Христиана Андерсена маленькая Русалочка стремится в любви с человеком найти душу и гибнет от невозможности обретения. В Дании статуя Русалочки – символ Копенгагена.

В Германии ундина – девушка с красивыми волосами, живущая в реке. В балладе Гейне «Лореляй» она сидит на скале над Рейном, расчесывает волосы и пением заманивает рыбаков.

Русалки (худ. И. Крамской, 1871)
Русалки (худ. И. Крамской, 1871)

У славян русалки обитают не только в водоемах, но в лесах и полях. Это утонувшие девушки и некрещеные дети. Они спасают малышей от диких зверей, иногда помогают тонущим.

На заметку. У Пушкина в стихотворении «У лукоморья дуб зеленый» русалка сидит на дереве: «Там чудеса, там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит».

Образ русалки запечатлели Пушкин в «Русалке» и Гоголь в «Майской ночи».

Вам понравится: Знаменитые фальсификации и фальшивки: 5 разоблачений

2. Вампиры

Мертвецы, сосущие кровь, – также «граждане мира». У шумеров вампиры – демонессы акшары, которые ночами охотились на беременных женщин и новорожденных. В Вавилоне кровососущие демоны назывались Лилу.

Журнал «Вампир» 1906 года
Журнал «Вампир» 1906 года

У славян вампирупырь. Человек, погибший насильственной смертью или самоубийца, вредящий людям. На Украине считали, что упыри при жизни были оборотнями, колдунами или еретиками. В Индии веталах, существо, вселяющееся в трупы. В Риме и Румыниистригои, ведьмы, ставшие вампирами.

Цитата. «Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь; а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и даже в Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было всё переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Вампир, вампир – это всё равно что если бы мы, русские, говорили вместо привидения – фантом или ревенант!» (А. Толстой, «Упырь»)

В литературе вампир впервые появился:

  • в поэме Байрона «Гяур» (1813 г.);
  • в романе Мэри Шелли «Франкенштейн» (1818 г.)

Тему развил Брэм Стокер в «Дракуле» (1897 г.) Популярным образ стал в 20-21 вв. в кино и компьютерных играх.

Загляните сюда: Странные и таинственные острова планеты: топ 10 самых-самых

3. Циклопы

В мифологии древних греков циклопогромный человек с одним глазом («киклоп»«круглый глаз»). Греки считали одноглазым народ на крайнем северо-востоке мира – вероятно, скифов, кочевавших на юге Западной Сибири. Греки могли принять черепа древних карликовых слонов за циклопов, а отверстие для хобота – за глазницу.

Полифем и спутники Одиссея, запертые в пещере (худ. Якоб Йорданс)
Полифем и спутники Одиссея, запертые в пещере (худ. Якоб Йорданс)

Самый знаменитый циклоп – Полифем из «Одиссеи» Гомера.

Цитата.
Муж великанского роста в пещере той жил. Одиноко
Пас вдалеке от других он барашков и коз. Не водился
С прочими. Был нелюдим, никакого не ведал закона.
Выглядел чудом каким-то чудовищным он и несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, а казался вершиной
Лесом поросшей горы, высоко над другими стоящей.
(Гомер. Одиссея. Перевод В. Вересаева)
Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия), 4 век н. э.
Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия), 4 век н. э.

У иранцев циклопбалор, убивающий взглядом. У славянлихо, дух зла, горя и несчастий. Изображался одноглазым великаном или худой одноглазой женщиной. У германцевОдин, отдавший глаз великану Мимиру в обмен на источник мудрости.

В кино циклоп появился в 1958 г. в «Седьмом путешествии Синдбада», в мини-сериале Андрона Кончаловского «Одиссей» (1997 г.) и т.д.

Не читали? Заходите: В нашу гавань заходили корабли: топ 6 реальных пиратских цитаделей

4. Минотавр

В Древней Греции минотаврчудовище с телом человека и головой быка, людоед, живший в лабиринте на острове Крит и пожиравший юношей и девушек. Убит греческим героем Тесеем с помощью Ариадны, дочери царя.

Минотавр (худ. Дж. Ф. Уоттс, 1885)
Минотавр (худ. Дж. Ф. Уоттс, 1885)

Плутарх утверждал, что Минотавр – это Тавр, полководец и сын царя Миноса, погибший в войне с афинянами. Тесей – царь Афин. В мифе о минотавре зашифрована борьба греков с «народами моря», почитающими быка, в 13 веке до н.э. Их изображали с головой быка.

В «Божественной комедии» Данте Минотавр изображен стражем седьмого круга ада. Швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт говорит об одиночестве Минотавра. Героиня Кира Булычева Алиса Селезнева в поисках Синдбада Морехода встречается с Минотавром.

Его образ воплощен в компьютерных играх «Герои минотавры» и «В мире Азерота». Большой популярностью пользуются небольшие статуэтки минотавров. Через тысячелетия история изобретенного греками монстра находит отклик в сердце современного человека.

Читайте также: 10 реальных входов в мифические потусторонние миры

5. Кощей

В мифологии восточных славян Кощей – тощий, худой. Его изображали высоким худым стариком. В русских сказках он – царь и колдун со сверхъестественной силой, похищающий невесту героя.

Кощей (худ. Сергей Малютин, 1904)
Кощей (худ. Сергей Малютин, 1904)

Кощей есть в сказках многих славянских народов: в Чехии – «Меднобородый», в польской «Пять овечек» – владыка подземного царства.

В литературе образ Кощея воплотили многие писатели, в т.ч.

  • Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»;
  • Жуковский в «Сказке о царе Берендее»;
  • Белянин в «Тайном сыске царя Гороха» (Кощей – местный криминальный авторитет).

Его можно увидеть в мультфильмах и фильмах-сказках: «На златом крыльце сидели», «После дождичка в четверг», «Новогодние приключения Маши и Вити» и т.д.

Георгий Милляр в фильме «Кащей бессмертный»
Георгий Милляр в фильме «Кащей бессмертный»

Лучше всех его играл Георгий Милляр («Кащей бессмертный», «Огонь, вода и… медные трубы»). Самые популярные компьютерные игры с участием Кощея – «Ведьмак», «Три богатыря или очень страшная сказка» (игра-пародия).

Вам понравится: 5 главных фальсификаций в мировой истории

6. Валькирии

Валькирии («выбирающие убитых») – духи сражений и смерти в скандинавской мифологии. Избранных воинов они переносили в Валхаллу – лагерь дружины Одина. Со временем валькирии превратились в прекрасных девственниц с золотыми волосами, летающими над полем боя. Они прислуживали воинам на пиру в небесном чертоге. Мифы о валькириях сохранила «Старшая Эдда».

Валькирия с золотыми волосами (худ. Константин Васильев)
Валькирия с золотыми волосами (худ. Константин Васильев)

У англо-саксонцев валькирии происходят от эльфов или это дочери князей, ставшие избранными при жизни. В мифологии древних германцевдочери верховного бога Одина, помогающие на пиру. Они запечатлены в «Песни о Нибелунгах».

Валькирия (худ. Петер Николай Арбо, 1864)
Валькирия (худ. Петер Николай Арбо, 1864)

О валькириях говорят и древние славянские Веды. В славянской мифологии Валькирия – покровитель воинов, сопровождающая их в небесный чертог, и защитница Вед. У славян Валькириябогиня, оберегающая воинов и решающая их судьбу. Изображали ее в виде оберега.

Образ валькирий очень популярен в жанре фэнтези и компьютерных играх.

Не читали? Заходите: 10 главных археологических находок всех времен

7. Драконы

Дракон – собирательный образ, символ инициации. Оказавшись в его теле через проглатывание, герой переживает символическую смерть и обретает бессмертие.

Дракон
Дракон

В мифологии Змей – символ плодородия, земли, домашнего очага, огня небесного. У древних русичей – ползающая по земле гадина: слово старались не произносить, чтобы не навлечь беду. Свернувшаяся змея символизировала круговорот явлений природы, жизнь и смерть, добро и зло.

Дракон о трех головах
Дракон о трех головах

У египтян кобра – знак верховной божественной и царской власти, знания и мудрости. У греков змея – мудрость, обновление жизни, исцеление (символ медицины). В римских мистериях змея ассоциировалась с умершими героями и богами-спасителями. У евреев это олицетворение зла, искушения, греха, в индуизме – природный космический хаос.

В русских волшебных сказках и былинах змей похищает царскую дочь, охраняет границы потустороннего мира. Герой, побеждая змея, совершает первый подвиг (происходит инициация).

Битва святого Георгия с драконом (худ. Паоло Уччелло, около 1456 г.)
Битва святого Георгия с драконом (худ. Паоло Уччелло, около 1456 г.)

В христианстве змей – искуситель, символ зла, которое человек должен в себе преодолеть. А образ дракона связан с Георгием Победоносцем: одним из его подвигов было спасение царевны от змея.

В фантастической литературе конца 20-21 вв. дракон – друг человека, домашнее животное.

Читайте также: 10 самых неожиданных королевских прозвищ

8. Оборотни

Существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться) из человека или другого существа в животных, растения или предметы. Древние славяне считали оборотня ребенком, умершим без крещения, или отступником от веры, душа которого шалит.

Оборотень, один из самых распространенных образов
Оборотень, один из самых распространенных образов

Считалось, такими способностями обладают ведьма и домовой. Врожденные оборотни могут превращаться в любое время по собственному желанию и сохранять разум, а больные ликантропией – только ночью.

Царевна-Лебедь, тоже оборотень («Сказка о царе Салтане», худ.  М. Врубель,1900)
Царевна-Лебедь, тоже оборотень («Сказка о царе Салтане», худ. М. Врубель,1900)

Источники образа оборотня:

  • психическое расстройство, когда человеку кажется, что он превращается в волка;
  • люди с генетическим заболеванием, вызывающим рост волос на лице и теле.
Дракула, вампир и оборотень (Гари Олдман в роли Дракулы в фильме Ф.Ф. Копполы «Дракула»
Дракула, вампир и оборотень (Гари Олдман в роли Дракулы в фильме Ф.Ф. Копполы «Дракула»

В мифологии европейских и славянских народов чаще встречается человек/волк. В «Дракуле» Брема Стокера (1897) вампир принимает облик разных людей, животных и явлений природы.

В кино образ впервые появился в 1913 г в фильме «Оборотень».

Загляните сюда: Шедевры древней наскальной живописи: 10 галерей петроглифов

9. Кикимора

В мифологии русских и белорусовженская нечистая сила, живущая рядом с человеком, приносящая вред людям и хозяйству. Кикиморами считали умерших насильственной смертью и некрещеных детей.

Кикимора (рисунок Ивана Билибина, 1934)
Кикимора (рисунок Ивана Билибина, 1934)

В письменных источниках они появились в 17 в. Вероятно, произошли от древнего славянского божества Мокошь – покровительницы женщин, домашнего очага и прядения. В культуре 20-21 вв. кикимора – комический лесной или болотный персонаж:

  • в кино – «Руслан и Людмила», «Там, на неведомых дорожках»;
  • в мультипликации – «Бабка Ежка и другие», «Глаша и кикимора».

Читайте также: 5 самых причудливых городов мира

10. Василиск

Греки и римляне василиском называли огромную змею. В переводах Ветхого Завета на греческий и латынь это ядовитая змея: Бог избавил евреев от василисков во время скитаний по пустыне. Образ восходит также к священной египетской ядовитой змейке.

Василиск
Василиск
На заметку. Египетский иероглиф со змеей урей (по-гречески»василиск») обозначал вечность, бессмертие. Фигурка урея крепилась на лобной части головного убора фараона.
Урей на лбу маски Тутанхамона
Урей на лбу маски Тутанхамона

Христианские богословы отождествляли их с бесами и дьяволом, а яд – с завистью. В средние века василиска считали петухом с хвостом змеи и взглядом, несущим смерть. Лужичане изображали его петухом с хвостом ящерицы и крыльями дракона.

Василиск в образе петуха
Василиск в образе петуха

С развитием естественных наук вера в это существо пошатнулась. В романе Дж. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната» василиск – это огромная змея.

Читайте также:

10 реальных исторических персонажей в аду Данте

Марс на Земле: 5 удивительных мест

10 загадочных подземных сооружений мира

10 поразительных ритуалов смерти

5 древних учений о жизни после смерти

Ставите лайк – мы понимаем, какие статьи написать для вас
Подписываетесь на наш Дзен – чаще видите наши статьи в ленте
Подписываетесь на наш Мессенджер - читаете короткие посты по тематике канала
Делитесь с друзьями – у вас есть что обсудить )