Семейные обряды выздоровления больного.

12 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
   https://www.syl.ru/misc/i/ai/377984/2429248.jp
https://www.syl.ru/misc/i/ai/377984/2429248.jp

По верованиям эскимосов, человек никогда не заболевал без причины.

Считалось, что у живого человека существует двойник – тень (тагныг`ак`).

Она неразлучна с человеком и является его частью, но может отлететь от него при сильном испуге, особенно если человек находится в безлюдном месте.

Потеря «тени» приводила к болезни.

Шаман при помощи своих духов во время камлания узнавал, что больной остался без «тени» и духи не хотят, чтобы она вернулась к своему хозяину.

Это означало, что больной обречён.

Иногда духи (тунг`ат), соглашались и возвращали «тень» больному, после чего он выздоравливал.

Причиной болезни могла быть также наведённая кем-то порча или вселившийся в человека злой дух (агвин).

Шаман в этом случае должен был отвести порчу или выгнать злого духа, используя силы своих духов-помощников.

Некоторые больные, чтобы выздороветь, давали обет (апх`утак`ут) - при выздоровлении одаривать подарками другие семьи.

Для этого обряда готовились различные подарки приглашенным и из хрящевидной кости кита делались небольшие шарики.

Несколько семей заранее предупреждали, чтобы они очень рано утром пришли в семью больного.

 https://bezukladnikov.com/static/upload/portfolio/pics/big/0/277.jpg
https://bezukladnikov.com/static/upload/portfolio/pics/big/0/277.jpg

Рано утром, когда весь поселок ещё спал, приглашённые из разных семей приходили в дом, где есть больной.

В середине полога ставился плоский камень.

Начинался обряд выздоровления больного (пытан`к`ух`татак`ут).

Первым начинал самый старший в семье.

Подарки самого старшего в семье должны были быть самыми дорогими, а у младшего - самыми дешёвыми.

Старший член семьи больного подходил с подарками к плоскому камню и с силою бросал шарик о камень.

Шарик отскакивал высоко вверх и все присутствующие гости старались его поймать.

Поймавший шарик считался выигравшим какой-либо из подарков.

Если подарок дорогой (обычно у самого старшего в семье подарки включали выделанные шкуры лахтака, нерпы, песца, тонкие лахтачьи ремни и т.д.), то у гостей появлялся большой азарт, и они старались во что бы то ни стало поймать шарик.

Некоторые приглашённые, обладающие быстрыми реакциями, могли неожиданно разбогатеть во время этого ритуала.

 https://i.pinimg.com/originals/5c/80/c4/5c80c49a66128231f704bb9f17a852b2.jpg
https://i.pinimg.com/originals/5c/80/c4/5c80c49a66128231f704bb9f17a852b2.jpg

В некоторых случаях, больной давал обет провести спортивные состязания с призами – как правило, бег на короткую дистанцию, в котором участвовали желающие из разных родовых общин.

Призы получали пришедшие первыми и последними.

Во время серьезных заболеваний в качестве крайней меры в жертву приносили собаку.

Прежде чем обречь животное на смерть, у него спрашивали согласие.

Если собака зевала, то это считалось отказом.

Но если в ответ на вопрос собака не зевала, ее заводили в ярангу, ставили около больного, клали его руки ей на голову и, обметая человека пером с головы до ног, передавали ей таким образом его болезнь.

Затем собаке прорезали ухо, а затем продергивали в него красную тряпицу или красный ремешок из шкуры нерпенка, выводили её из яранги и привязывали у входа, где она должна была оставаться до конца болезни.

В конце концов, независимо от того выздоравливал больной, или умирал, собаку всё равно убивали.