"Вспомни мальчишку, в глазах которого блестели звёзды,
Он мечтал дотянуться до них, но боялся,
И, бывало, ты говорил с грустью - когда-нибудь...
Но день за днём
Шоу должно продолжаться,
И ты смотришь на небо,
И воскрешаешь в памяти те дни своей жизни,
Когда время было твоим союзником."
/" Day After Day "/
После выхода дебютного альбома группы The Alan Parsons Project, ''Tales Of Mystery And Imagination'', посвящённого книгам Эдгара По, Алан Парсонс и Эрик Вулфсон обратились к творчеству ещё одного писателя, на этот раз американского фантаста Айзека Азимова.
Исаак Ю́дович Азиимов (настоящее имя писателя) родился в 2 января 1920 года, в деревне Петровичи Смоленской губернии РСФСР, в еврейской семье. Родители его, Анна-Рахиль Исааковна Берман и Юда Аронович Азимов, державшие то ли мельницу, то ли крупорушку, были, судя по всему, образованными людьми, и маленький Исаак рано стал говорить на идиш, и, что очень важно, на английском.
Неизвестно, как бы сложилось судьба отца позитронных роботов в Стране Советов, но его родители смогли в 1923 году эмигрировать в США, привезя туда сына, как он потом говорил, "в чемодане".
Сборник рассказов"Я, робот" Азимов опубликовал в 1950 году, в американском издательстве Gnome Press. Между прочим, альбом ''I Robot'' группы The Alan Parsons Project, вышел через 27 лет, в 1977 году! Это как бы говорит о том, что Айзек Азимов создал "нетленку", произведение, не теряющее актуальности с годами.
В рассказах, действие которых разворачивается в первой половине XXI века, Азимов рассматривал этические проблемы, которые, теоретически, могут появиться в процессе взаимодействиях человека и робота, точнее искусственного интеллекта, поскольку писатель считал, что роботы будут обладать разумом, сопоставимым с человеческим. В результате многолетних размышлений у Айзека появилась концепция трёх законов робототехники. Вот они:
- 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
- 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Во всех рассказах, вошедших в сборник, так или иначе обыгрывается применение этих законов в реальных взаимоотношениях роботов и Человечества...
Можно подумать, что альбом Парсонса & Вулфсона рассказывает об этом в музыкальной форме, используя как огромный опыт самих авторов, так и накопившийся к 1977 году арсенал приёмов прогрессивной рок-музыки.
Как бы не так!
В альбоме нет ни одного слова о роботах. Заглавный трек - ''I Robot'', это инструментальная композиция. Песни же, составляющие пластинку, о людях, их чувствах и переживаниях, и написаны для людей. Почему же авторы назвали свой опус "Я робот"? Да кто же его знает... Сейчас бы сказали, что это кликбейт. Но самому Азимову понравилось. Возможно, и сам писатель, говоря о роботах, имел в виду что-то другое... Иначе, скорее всего, его книги не пользовались такой популярностью уже много лет.
Новый проект Алана Парсонс и Эрика Вулфсона оказался весьма амбициозным, и для его реализации было приглашено сравнительно большое число музыкантов и, особенно, вокалистов:
Алан Парсонс - клавишные, продюсер, инженер.
Эрик Вулфсон - клавишные.
Приглашённые музыканты (сокращённый список):
Данкан Макей - клавишные.
Дэвид Пэтон - бас-гитара, акустическая гитара.
Стюарт Тош - барабаны, перкуссия.
Йен Байрнсон - электрическая и акустическая гитара.
Би Джей Коул - стил-гитара.
Джон Лич - цимбалы, кантеле.
Ленни Закатек - вокал.
Аллан Кларк - вокал.
Стив Харли - вокал.
Джек Харрис - вокал.
Питер Стрэкер - вокал.
Яки Уитрен - вокал.
Стив Дэвис - вокал.
Дэйв Таунсенд - вокал.
И несколько разных хоров, в придачу.
Обилие исполнителей на клавишных, если дело происходит в 1977 году, как бы намекает, на то, что в записи будет много синтезаторов. И это действительно так! Ни чего не попишешь, вторая половина 70-х ознаменовалась некоторым креном прогрессивных рок-групп в область поп-музыки (возможно, в противовес не слишком мелодичному панку). Иногда дело доходило прямо-таки до этакой поп-диско-прог-амальгамы (вспомним , например, группу Supermax). В некоторой степени, это относится и к ''I Robot''.
Слова и музыку написали Парсонс и Вулфсон, за исключением "Total Eclipse" , авторство которой принадлежит Эндрю Пауэллу, британскому композитору, аранжировщику и продюсеру.
1. "I Robot" - это запоминающийся электронный номер, выдержанный на фанко-подобном ритмическом узоре, где сочетание электрического пианино, синтезаторов, хора и, в конечном счете, кантеле с цимбалом, звучит, как не странно, вполне органично.
2. "I Wouldn’t Want to Be Like You" - здесь, прежде всего, выделяется замечательный голос Ленни Закатека, звучащий на фоне поп-фанковой аранжировки.
3. "Some Other Time" - баллада, архетипичная для творчества The Alan Parsons Project.
4. "Breakdown" - песня об отчуждении, поп-рок с фанковым басом. Постепенно песня становится всё более эпичной, и когда вступает хор, призывающий к свободе, приобретает прямо-таки оперный размах.
5. "Don’t Let It Show" - на мой взгляд, самая красивая песня в альбоме, отсылающая к старинной английской музыке.
6. "The Voice" - снова фанк, скромный вначале, и совершенно разнузданный в середине, почти откровенное диско с этими вашими скрипочками в духе Boney M.
7. "Nucleus" - второй инструментальный номер, состоящий из многослойных эмбиентных текстур, наложенных на нервный, сбивчивый ритм барабанов.
8. "Day After Day (The Show Must Go On)" - красивая поп-роковая баллада.
9. "Total Eclipse" - третий инструментальный трек. Немного рискованно для проекта, рассчитывающего на коммерческий успех. Более того, он вообще не вписывается в концепцию альбома! Хорал от Эндрю Пауэлла, в сопровождение оркестра, играющего что-то в духе композиторов-авангардистов (не к ночи помянутых), воспринимается чрезвычайно странно после предыдущей песни.
10. "Genesis Ch.1. V.32" - альбом завершается еще одним инструментальным произведением названным в честь стиха из Книги Бытия, неизвестного в нашей версии реальности. В этой вселенной Бытие заканчивается стихом 31. Вполне себе такой симпатичный симфо-прог.
Альбом ''I Robot'' от The Alan Parsons Project я нахожу несколько странным. Начиная от, так сказать, слабой связи названия с содержимым (при чём тут роботы, можно только догадываться), и сочетание практически диско-номеров с артхаусом, вызывает некоторое недоумение. С другой стороны, может быть, своей необычностью он и интересен?
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать автора, кликните рекламный банер справа или снизу от основного текста. Заранее спасибо!
Ещё о группе The Alan Parsons Project вы можете прочитать у меня здесь:
''Tales Of Mystery And Imagination'', 1976