Завязалась у меня в чужой статье на Дзене в комментариях дискуссия. Почему бы не вынести ее в свой блог.
А началось все с задачи ЕГЭ на проценты:
В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?
Для начала я напишу, что подразумевалось авторами задачи, точнее как ее решать с точки зрения авторов и учителей математики. А потом напишу, почему это полная ахинея :)
Итак, приступим к решению задачи. Пусть цена акции утром в понедельник будет Х.
За понедельник цена повысилась на n%. Значит, к концу дня акция стала стоить Х*(1+0,01n).
Авторы задачи искренне верят, что раз торги закрылись, то до следующего утра цена не изменится. Какая наивность! :)
Но мы же пока решаем задачу по математике! Поэтому пусть во вторник утром цена акции будет такая же, как и в понедельник вечером, т.е. Х*(1+0,01n).
За вторник акция подешевела на те же n%. Значит, ее цена стала Х*(1+0,01n) (1-0,01n).
И это оказалось на 4% меньше, чем утром понедельника. Т.е. 0,96Х.
Дальше дело техники:
Всё! Пишем ответ, получаем свои баллы за правильное решение. :)
Это было написано, так сказать, с точки зрения репетитора по математике.
А теперь давайте посмотрим на эту же задачу с точки зрения взрослого адекватного человека с кругозором пошире, чем у авторов задачи.
Всё бы хорошо, кроме одного момента: совсем не факт, что во вторник утром акция будет стоить Х*(1+0,01n).
Точнее почти наверняка цена будет другой. Ниже или выше. Неизвестно на сколько.
Посмотрите на рисунок ниже: я взяла первый попавшийся низколиквидный инструмент, чтобы показать вам, как ведет себя график при смене суток.
Каждые 15 минут – это вертикальная палочка. У каждой вертикальной палочки есть риска слева – это по какой цене начались торги в эту 15-минутку, и риска справа – по какой закончились.
То есть, понимаете, исходная задача ВООБЩЕ НИКАК НЕ КОРРЕЛИРУЕТ С РЕАЛЬНОСТЬЮ! И получается, что задача не имеет решения, потому что данных в ней недостаточно. Только скажите это школьникам и их родителям, для которых потеря каждого балла на ЕГЭ – это трагедия масштаба покруче, чем война в Сирии.
И, как репетитор по математике, я вам объясню, откуда «ноги растут» у таких задач: Изначально были задачи типа «В течение августа огурцы подешевели на 20%, а затем в течение сентября подорожали на 40%. Какая цена больше: в начале августа или в конце сентября – и на сколько процентов?»
Но авторы задач решили идти в ногу со временем, показать, какие они умные и современные! Показали, да.
И получается, что школьников учат абсолютной фигне. И я даже понимаю, что хотели, как лучше, в современном стиле, а не колхозно-огородном. Но получилось-то как всегда…
Опять получилось, что школьникам показали: то, чему вас учат в школе – лажа. То, что впихивают в ваши головы там – не соответствует реальности. Школьная математика – чтобы сдать и забыть. Школьная математика – это совсем не то, что вам понадобится в жизни.
А ведь дети – не идиоты. Они прекрасно это видят, они знают гораздо больше, чем взрослые могут предположить. Правда, в областях, про которые взрослые вообще не хотели бы слышать и знать :).
А как вы считаете, это я сильно придираюсь к задаче и её авторам? Ведь школьники всё равно не знают про гэпы и трейдинг. А про проценты должны знать. Или все-таки важно, чтобы условие задачи было корректным, и соотносилось с реальной жизнью? Напишите свое мнение в комментариях, пожалуйста!
А если вам вместо критики задач хочется чего-то действительно математического, подписывайтесь на мой канал Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCudmEwwfZmMz-RCtIxUQihg?view_as=subscriber
Там каждую неделю появляются видео с разборами различных задач по математике, в т.ч. задачи ЕГЭ и ОГЭ.