В статье используются фрагменты из публикации автора в деловой газете «Взгляд»
Испокон веков, люди обожествляли силы, многократно превосходившие их возможности. Из мифологии хорошо известно, что Нептун, владыка царства морского, единолично решал, вернется ли корабль в пункт приписки. РКР "Москва" не повезло. Но так ли в этом виноваты ракеты, названные в честь древнего бога? Или были иные обстоятельства непреодолимой силы, если говорить юридическим языком. Насколько серьезную угрозу представляют современные ПКР, что это за оружие, как действует? Предлагаю поговорить на эту тему.
Недавно многие СМИ сообщили о том, что на Украину всё же доставлены противокорабельные ракеты Гарпун.
Причем указывают сразу двух поставщиков Данию и Великобританию. Про рыжего клоуна известно, что он соврёт, дорого не возьмёт, а вот Дания могла это сделать вполне реально.
Почему Дания? Это единственная страна в мире, которая установила Гарпуны на наземную пусковую. С британскими ещё повозиться надо, а у датчан всё готовое.
С 1949-го года важнейшая задача, стоящая перед датским королевским флотом – запереть пролив Скагеррак и ведущие в него более мелкие проливы Эресунн, Каттегат, Большой и Малый Бельт - так называемые Балтийские подходы, чтобы советский Балтфлот не мог прорваться в Атлантику. Сначала решение этой задачи предполагалось исключительно минными полями, кораблями и подводными лодками, но в 1990 году было принято решение переставить четыре пусковых установки противокорабельных ракет RGM-84 c кораблей на наземную платформу. Хотя переставить это неправильное слово. У датчан были двухтрубные пусковые, тогда как обычно они четырёхтрубные.
Фрегат HDMS Peder Skram (F352) корабль-музей Датского королевского флота (Копенгаген, Холмен).
Поэтому пришлось смастерить совершенно другую пусковую на автомобиле.
Датская пусковая установка RGM-84L-4 ПКР Гарпун на шасси Scania 113M/320
Однажды она даже выстрелила.
Но в 2003 году было принято уже другое решение – ракеты законсервировать. Так что теперь именно их планируют передать Украине - расконсервированный комплекс RGM-84L-4 с ракетами модификации Block II дальностью всего лишь 120 км. Это одна батарея в составе двух «четырехтрубных» ПУ на автомобиле и до 120 ракет.
Также на Украину планируются к поставке норвежские противокорабельные ракеты NSM - Naval Strike Missile (морская ударная ракета), и AGM-119B Mk.2 Penguin. И сама Украина, предположительно, довела до возможности применения свой БПРК РК-360РЦ Нептун с ракетой аналогичной российской Х-35.
Расскажу, что это за оружие такое - ПКР - противокорабельные ракеты, и как они летают.
ПКР – в подавляющем большинстве – ДОЗВУКОВОЙ летательный аппарат, способный самостоятельно обнаруживать и атаковывать надводные цели. Я не ошибся - большинство ПКР имеют скорости порядка 0.8-0.9М или не более 1100 км/ч. Сверхзвуковые ПКР сейчас есть только на вооружении России и Китая. Это наши: Москит, Гранит, Вулкан, 3М54К Калибр (противокорабельный вариант), гиперзвуковые Циркон и Кинжал. Китайские – Сюньфен-3. Вот краткая табличка характеристик интересных в плане нашего разговора ПКР. Только то, что нужно, даже индексы не указываю для простоты восприятия.
ТТХ некоторых типов противокорабельных ракет
Ракета AGM-84А Гарпун воздушного базирования.
Польский береговой противокорабельный ракетный комплекс с норвежскими ПКР Konsberg NSM. На заднем плане КП батареи.
Пусковая установка и ракета NSM
Прототип – ПКР Х-35 Уран корабельного базирования и «творчески содранная» Р-360 Нептун. Вопрос Мурзилки – найдите 10 отличий
Что объединяет все современные противокорабельные ракеты?
Принцип наведения. Все(!) они имеют систему наведения, включающую две «подсистемы» или части. Тавтологии избежать невозможно.
1. ИНС – инерциальная навигационная система. Она осуществляет выведение ракеты в район цели, можно сказать – предварительное наведение. В эту систему перед пуском вводятся координаты расположения и вектор движения цели на момент получения разведданных или момент ввода в ракету. От того, насколько быстро срабатывает вся цепь разведки – от спутника, самолёта, разведывательного корабля или берегового радара, до обсчёта, ввода в ИНС, зависит то с какой вероятностью ПКР сможет найти свою цель;
2. ГСН – головка самонаведения. Она может быть радиолокационной или инфракрасной. Все радиолокационные ГСН – только активные. Нет РЛ головок, работающих по подсвету цели другим радаром. Это связано с тем, что цель для точки пуска как правило загоризонтная, так что ПКР приходится «опираться только на собственные возможности». ИК головки имеют меньшую дальность захвата, подвержены влиянию погоды. Дождь или облачность, могут быть непреодолимым препятствием для них. Поэтому ИК канал используется не как основной, а как дополнительный. И только ракета NSM – единственная, которая имеет исключительно пассивное ИК самонаведение.
Активная – то есть излучающая радиолокационная ГСН ракеты Х-35Э.
Обратите внимание – фазированная антенная решетка (желт) занимает практически всю площадь сечения. Малый диаметр ракеты (обычно 300-450 мм) определяет малую площадь ФАР, и тем самым ограничивает дальность обнаружения целей всеми ПКР дальностью 40-50 км. Ещё раз подчеркну – я пишу об общих принципах, иногда конкретизирую.
Это классика. Никакого радиокомандного наведения, как это снится свидомым, не существует. Даже те ракеты, которые имеют двустороннюю связь с оператором, используют самонаведение, те – ОНИ НЕ МОГУТ НЕ ВКЛЮЧАТЬ свой локатор на излучение.
И наличие ИК канала эту необходимость не отменяет, он рассматривается только как дополнительный, а не основной. Исключение, как выше сказано, составляет норвежская ракета NSM, у неё тепловой канал – единственный, что делает её зависимой от погоды. Двусторонняя связь, если она есть у ракеты, используется только для координации атаки – синхронизации удара нескольких, перенацеливания и т.п. Так что ситуация, описанная в этом посте, даже не фантастическая, а бредовая.
С выключенными блоками самонаведения!!! Наводимые с радара!!!
И таким бредом заполнены СМИ и блогосфера.
Есть конечно всякие дополнительные «навороты и прибамбасы», принципиально не меняющие схему применения. Больше всего их собрано в американской новинке – ПКР LRASM, и норвежской NSM. Тут и GPS - куда ж без него нынче, и ИК канал в ГСН, и даже полноценная TERCOM-DSMAC, что даёт возможность применять их по наземным целям. ИК, впрочем, есть и в Гарпуне, и в NSM, и Х-35, а про Нептун не скажу, не обнародовано. Продвинутые ПКР имеют двустороннюю связь в том числе и через спутник с оператором для организации скоординированной атаки или перенацеливания
Сторонники версии о поражении крейсера Москва ракетой называют 4 типа ракет, которые «были применены» по нему. Американскую Гарпун, украинскую Нептун, норвежские NSM и Пингвин. Последнюю рассматривать не будем вовсе, модификация AGM-119B, которую поставляют Украине имеет дальность стрельбы всего 28 км, крейсер же находился «восточнее острова Змеиный», то есть 40-50 км от ближайшего берега минимум. Ракета NSM на сегодня единственная в мире не имеет радиолокационной головки самонаведения – только инфракрасную (тепловую). Тем не менее схема применения сходна для всех типов с соответствующей корректировкой по дальности стрельбы. С момента выхода на маршевый участок ракеты действуют примерно одинаково.
Схема применения ПКР Гарпун. В общем виде она такая же практически для всех ПКР.
Ракета стартует, выходит на маршевую скорость и высоту, летит в направлении цели. Во избежание столкновения с водой высота полета контролируется радиовысотомером. На расстоянии 40–50 км перед целью ракета включает собственную головку самонаведения и производит самостоятельный поиск в секторе +-45-60градусов по курсу. Атака может производиться либо с горизонтального полета, либо с пикирования – по малоразмерным целям с низким бортом.
Но прежде, чем ракета стартует, она должна получить задание. Для того, чтобы его ввести в неё, нужна некая аппаратура. На кораблях это делает БИУС – боевая информационная система, на самолёте/вертолёте БЦВМ, на наземных комплексах – командный пункт. Командный пункт или БИУС получают данные от собственного радара или от разведывательного самолёта, другого корабля. Данные форматируются и вводятся в ИНС - инерциальную систему наведения ракеты в виде полётного задания. Возможно использование GPS. Продвинутые типы ПКР имеют двустороннюю связь в т.ч и через спутник с оператором для организации скоординированной атаки или перенацеливания.
Однако в жизни всё гораздо хуже, чем в реальности. В той конкретной батарее Гарпунов, которая поставляется Украине, нет никакой АСУ или компьютерной подготовки данных. Полётное задание вводится в ракету через кабель с примитивного пультика. Задаются всего лишь вектор на цель и время от момента старта, когда включать ГСН. Даже вектор предполагаемого движения цели не вводится. С учётом низкой оперативности такое «программирование» даёт очень низкую точность выведения ракеты в район пребывания цели для успешного самостоятельного поиска. Таким образом, нет никакой гарантии что ракета не поразит первую попавшуюся цель.
Прошу прощения за качество звука в ролике. Лучше не нашёл.
Фрагмент из советского фильма «Одиночное плавание» В съёмках принимали участие – БПК 703 Керчь, ЗРК Шторм, РК проекта 205 с ракетой П-15.
Обратите внимание, как ПКР выполняет противозенитный маневр. Гарпун и Х-35/Р-360 это тоже умеют.
Но ракеты, пусковая установка и командный пункт — это не всё. К этому нужен ещё радар, который обнаруживает цель и даёт комплексу её координаты. Это может быть собственный радар на борту корабля или летательного аппарата – истребителя, ДРЛОиУ или патрульного, разведывательного самолётов, или БПЛА, противолодочного вертолёта. Если носитель ПКР сам обнаружил цель, то он вводит в бортовую аппаратуру ПКР данные в цифровом виде, которые сам и определяет. А если корабль противника обнаружен другим источником информации, то он передаёт их носителю через систему связи Link-16.
И вот тут возникает интересный момент. Много разговоров о том, кто будет управлять этими ракетами. Утверждается различными экспертами, что украинцы самостоятельно этого сделать не смогут, нужно много времени на подготовку специалистов. Однако известно, что на базе российской ракеты Х-35 на Украине разработали береговой ракетный комплекс РК-360МЦ Нептун. Комплекс скорее всего не достиг «оперативной готовности». По некоторым данным были произведены только единичные ракеты. Но, видимо, подготовленные операторы, хотя бы пока и из испытателей, есть.
Мобильный командный пункт РК-360МЦ Нептун.
Главный конструктор Олег Коростылёв. Командный пункт РК-360МЦ.
Этот комплекс оснащён натовской аппаратурой связи, нет сомнений, что он может получать данные по линии Link-16 от любого натовского самолёта-разведчика, форматировать их и вводить в качестве полётного задания в ракету Нептун.
Очевидно, что возможно и обратное – использование штатной аппаратуры сопряжения с ракетой Гарпун для ввода задания и в неё.
Разведывать местоположения кораблей ВМФ России комплекс РК-360МЦ может с помощью собственного радара. До 2014 года Украина была поставщиком радаров серии Минерал для наших кораблей. Продала она его также и американцам. На сегодняшний день Украина имеет как минимум два таких радара Минерал-У.
Верхняя смешная антеннка – пассивный радар, большой ящик – активный.
В нём фактически два радара – пассивный с дальностью обнаружения корабля по работе его радиоэлектронных средств 600 (450 др. ист) км; и активный с дальностью обнаружения 250 км. Последняя цифра вызывает изумление у специалистов. Даже если в многочисленных описаниях предупреждают – это в случае сверхрефракции атмосферы, то есть радиомиражей, когда дальность действия РЛС резко возрастает. Позвольте, но это крайне редкое явление, на него нельзя надеяться, я, например, за всю службу видел его только однажды! Таким образом, дальность обнаружения в активном режиме следует считать 40-50 км в зависимости от высоты установки над морем.
Ну и конечно натовские разведчики держат Чёрное море под плотным наблюдением и без сомнения сбрасывают украинцам всю информацию именно по Link-16
Вот такие «информационные сообщения» регулярно выкладывает один канадский блогер украинского происхождения.
Полный набор самолётов-разведчиков. Любой корабль на дальности до 300-400 км они увидят.
Мечтают украинцы применить ракету Нептун и против Крымского моста. Вот уж тут-то ловить ей точно нечего. Мост и Крым в целом надёжно прикрыты самыми современными российскими ЗРК и истребительной авиацией.
Украинская блогосфера празднует очередную «перемогу». Будет получено очередное «абсолютное» оружие. Таким уже были объявлены ПТРК «Джавелин», ПЗРК «Стингер», гаубица М777. Но проходит время и выясняется, что ничего не помогает остановить неумолимое, размеренное движение ВС РФ, НМ ЛНР и ДНР на пути освобождения Украины от нацистов.
Но в целом, конечно, поставка такого оружия сильно осложнит ситуацию для Черноморского флота. Однако она не станет непреодолимым препятствием для выполнения им своих боевых задач. Просто придётся тщательно отслеживать передвижение этой техники и широко применять наши крылатые осциллографы и вольтметры для её калибровки.
И не стоит думать, что с потерей РКР Москва Чёрное море осталось без нашей ПВО. Дозвуковые ракеты не будут проблемой ни для корабельных ЗРК, ни для С-300-В4, ни для С-400, Панцирей и Торов.
Да, противокорабельные ракеты, судя по всему, у Украины есть. Но фактов применения пока нет. Катастрофа РКР Москва не является следствием ракетного удара. Новые аргументы в пользу этого я приведу в следующей статье.
#крейсер #москва #нептун #гарпун #ракета #противокорабельная #спецоперация #днрилнр #уКраина #пво
Все статьи по общественному расследованию катастрофы крейсера "Москва"
1. "Что собой представляла ПВО крейсера "Москва"?"
2. "Нептун, Гарпун и прочие Пингвины"
4. Крейсер Москва. Противоракетная версия
5. Крейсер "Москва". Окончательная версия
Статья "Лучшие материалы канала. Дайджест к юбилею"