Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Как устроен и работает радар. Радиолокация для самых маленьких. Часть 3

Ещё немного про антенны. Самые эффективные антенны зеркальные. Это параболическое, цилиндрическое или специального профиля зеркало, которое полностью, если немного идеализировать и не учитывать разные потери, отражает падающую на него волну. Эта волна приходит по волноводам от передатчика на рупорный облучатель, находящийся в фокусе зеркала, отражается от зеркала и уходит в эфир, или наоборот приходит из эфира, отражается и фокусируется на рупорном облучателе и по волноводам идёт в приемник. Иногда применяется вырезка из параболы нужной конструктору формы. Вот пример самой простой из таких антенн.

                                                 Статус фото – свободный доступ.
Статус фото – свободный доступ.

Антенна спутникового телевидения. Зеркало - параболоид вращения.

К сожалению зеркальные антенны в военной радиолокации применимы только для длин волн, измеряемых сантиметрами, первыми единицами дециметров, хотя есть и примеры реальных зеркальных антенн метрового диапазона, но они все огромных размеров, мобильные РЛС с ними не построить. Вот, например, зеркальная антенна передвижной РЛС П-14 (5Н84).

Статус фото - свободный доступ
Статус фото - свободный доступ

РЛС П-14А (5Н84М) Оборона и НРЗ 73Е6 Пароль на позиции.

Эта фотография отлично иллюстрирует зависимость размеров антенны от длины волны. Здесь мы видим две антенны. Большая принадлежит станции П-14 (5Н84). Размеры 32мх11м. Меньшая – наземному радиозапросчику системы опознавания Свой-Чужой «Пароль» дециметрового диапазона. Если зеркало П14, это вырезка из параболоида вращения, то зеркало антенны запросчика имеет более сложную поверхность и формирует так называемую «косекансную» диаграмму направленности. У нее меньшие боковые лепестки в вертикальной плоскости вниз от горизонта.

И еще один момент иллюстрируют две эти антенны. Чем больше размер антенны в какой-то плоскости, тем меньше ширина диаграммы направленности в этой плоскости. Из этого понятно, что обе эти станции формируют узкие диаграммы в азимутальной плоскости и широкие в угломестной. Ещё примеры зеркальных антенн в радиолокации.

Кабина К-1 радиолокатора подсвета цели (РПЦ) ЗРК С-200. Обе антенны - вырезки из параболоида вращения, между ними «радионож» (про него дальше). Передающая антенна формирует «луч» круглого сечения шириной 1.4 или 0.7 градуса, а в приёмной антенне облучателями формируются аж 4 таких луча, точнее диаграммы направленности, две для сопровождения по азимуту и две для сопровождения по углу места. Здесь же зеркальная антенна с двухзаходными спиральными излучателями для приёма сигналов радиответчиков ракет.

Статус фото - свободный доступ
Статус фото - свободный доступ

Антенный пост РПЦ - радиолокатора подсвета целей ЗРК С-200

А вот пример использования в радиолокаторе нескольких типов антенн одновременно. Это станция наведения ракет ЗРК С-75.

Статус фото - свободный доступ
Статус фото - свободный доступ

Кабина "П" антенный пост станции наведения ракет ЗРК С-75

Здесь применены зеркальные антенны для узких лучей и РПК - радиопередатчика команд управления на ракету, а также зеркальные антенны широких лучей. В облучателях антенн используются механические сканеры, которые осуществляют движение лучей в пределах 7.5х7.5 градусов в режиме «Узкий луч» и 20х20 градусов в режиме широкий луч.

Сканеры антенн широких лучей представляют собой как бы рупоры, рассмотренные в первой части. Их «сплющили» и свернули улиткой.

Рекомендую сначала прочитать Часть 1 и Часть 2

В следующих частях рассказ о фазированных антенных решетках и аппаратной части РЛС.

-6

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Самолёт «Байкал» – что с ним не так? Почему не могут заменить обычный «кукурузник»?
Почему в России до сих пор не могут создать замену обычному «кукурузнику»? Ведь изобретать велосипед не нужно, он уже есть. И как так получилось, что миллиарды рублей ушли на самолёт ЛМС-901 «Байкал», а он так и не смог взлететь? Давайте разбираться вместе. Ещё пишут гневные комментарии под статьей о прорыве российской авиации – полностью российском пассажирском лайнере SJ-100 (ссылка в конце статьи), как тут же статья о том, как мы потеряли навыки стоить элементарные «кукурузники»… Что это, провокация? Нет, это две стороны одной медали...
Т-72 и его «архитектура». Вот почему его сложно модернизировать
Кто бы как не ругал СССР, а налаживать конвейерное производство умели. Причём после Великой Отечественной войны качество выпускаемой техники было не хуже западных аналогом, а за счёт простоты, надёжность и лёгкого обучения личного состава даже превосходили образцы НАТО. С танками похожая история… Кадров хроники с предприятий крайне мало и по ним нельзя делать выводы, но примерные данные о численности рабочих с момента развала СССР есть. Таким образом, на ХБТРЗ при СССР достигал штата примерно в 50 000 сотрудников от заводского трудяги и уборщицы до руководства и конструкторов...
Почему в Германии и Норвегии есть ЛЭП с частотой 16,7 Гц, а в самолетах частота бортовой сети работает на 400 Гц?
Кто проезжал по территории Германии или Австрии, то могли обратить внимание на необычные линии электропередачи, на которых расположены четыре провода. Интересно, что это не четырехфазная система или две однофазные сети, а линии, предназначенные для обеспечения питания железной дороги. Однако почему такая необычная схема и зачем нужно однофазное электроснабжение? Чтобы понять это, стоит обратить внимание на историю. В Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции и Норвегии для питания железнодорожных систем используется контактная сеть с напряжением 15 киловольт и частотой 16,7 Гц...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты