Эфиопо-эритрейские войны. Часть 4. Россия, Украина и воздушная война

25 December 2020
748 full reads
3,5 min.
2k story viewsUnique page visitors
748 read the story to the endThat's 37% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Стоит отметить, что эфиопо-эритрейская война 1998-2000 гг. разительно отличалась от большинства африканских конфликтов широкомасштабным применением сторонами современных вооружений, поэтому она получила название «последняя классическая война ХХ века». Удивительно, но ООН ввела эмбарго на поставки вооружений обоим участникам конфликта лишь 18 мая 2000 года, то есть почти под конец войны. И определяющее влияние на весь ход военной кампании оказала истребительная и штурмовая авиация.

Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/en/files/?
Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/en/files/?
Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/en/files/?

5 июня 1998 года началась «война в воздухе». Пара эфиопских истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН атаковала международный аэропорт Асмэры и главную базу ВВС Эритреи. Разрушения были незначительными. В ответ эритрейские легкие штурмовики МВ-339СЕ на следующий день бомбили административный центр Мэкеле. Погибли 44 мирных жителей, 135 были ранены.

Участие России и Украины

Перед войной основу авиапарка Эфиопии составляли устаревшие советские МиГи различных модификаций, эритрейских – всего шесть итальянских МВ-339СЕ. По понятным причинам, соотношение было 1:10 в пользу Эфиопии. Обе стороны испытывали недостаток в пилотах, инструкторах, техниках. С началом войны обе страны направили максимальные усилия на повышение своей авиамощи.

Источник: https://alex-news.ru/armija-70/amp/
Источник: https://alex-news.ru/armija-70/amp/
Источник: https://alex-news.ru/armija-70/amp/

Интересна роль России в этом вопросе. На начальном этапе она осуществляла поставки и в Эфиопию, и в Эритрею. Летом 1998 года ФГУП «ГК Росвооружение» удовлетворило заявку эфиопской стороны на поставку запчастей и отправку инструкторов для ремонта истребителей–бомбардировщиков МиГ-21МФ и Миг-23БН. Вскоре Россия согласилась поставить Эритрее восемь истребителей МиГ-29 и два МиГ-29УБ.

Источник: https://aviationsmilitaires.net/v3/kb/aircraft/show/15477/mikoyan-gourevitch-mig-29ub-otan-fulcrum-b
Источник: https://aviationsmilitaires.net/v3/kb/aircraft/show/15477/mikoyan-gourevitch-mig-29ub-otan-fulcrum-b
Источник: https://aviationsmilitaires.net/v3/kb/aircraft/show/15477/mikoyan-gourevitch-mig-29ub-otan-fulcrum-b

А уже 3 декабря 1998 года был заключен контракт с Эфиопией на поставку шести СУ-27СК и двух СУ-27УБ. В обоих случаях контракты заключала компания «Промэкспорт». Эти российские самолеты составили основу истребительной авиации противоборствующих армий. В 1999 году эфиопские СУ-27 и МиГ-29 эритрейских ВВС несколько раз вступали воздушные бои, в которых «сухие» всегда одерживали верх, сбив без потерь, в итоге, пять МиГов.

Источник: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/rossiya-nastupaet-na-rynki-vooruzheniy-i-voennoy-tekhniki-v-afrike/
Источник: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/rossiya-nastupaet-na-rynki-vooruzheniy-i-voennoy-tekhniki-v-afrike/
Источник: https://russiancouncil.ru/amp/analytics-and-comments/analytics/rossiya-nastupaet-na-rynki-vooruzheniy-i-voennoy-tekhniki-v-afrike/

Но затем Россия оставила только Эфиопию в качестве единственного партнера по поставкам вооружений. Нет сомнений, что на этом решении сказалось, прежде всего, то, что Эфиопия ранее была стратегическим союзником СССР на Африканском Роге. Кстати, когда война закончилась, Россия возобновила поставки вооружений в Эритрею.

По разным данным, Эфиопы получили от России в 2000 году 10-11 штурмовиков Су-25 различной модификаций. Эритрейцы, не прекращая попыток договориться с российской стороной, начали поиск альтернативных источников вооружений на постсоветском пространстве. В Грузии были закуплены восемь Су-25, в Молдавии – шесть Миг-21УМ. Что касается привлечения авиационных инструкторов и техников, в Эфиопии работали россияне (миссию возглавил отставной генерал ВВС России Яким Янаков), а Эритрее – украинские специалисты. Украина поставила большую партию стрелкового оружия. Ее транспортные самолеты обеспечивали поставки вооружений из других стран. Например, реактивные системы залпового огня из Румынии и боеприпасы к ним из Болгарии. В июле 1998 года на аэродроме Асмэру разбился украинский транспортный самолет, перевозивший вооружения. Все 10 членов экипажа погибли.

Но закупки Эфиопии были куда масштабнее. 140 танков Т-55 приобретены в Болгарии, 40 в Белоруссии, системы ствольной и реактивной артиллерии в Китае, во Франции оборудование связи и авиационные системы лазерного целеуказания.

Война в воздухе

В ходе боевых действий противники постоянно обменивались воздушными ударами и бомбардировками. Ударам подвергались и места скопления войск и города. Особенно часто эфиопские самолеты атаковали Асмэру и порты Массауа и Асеб.

Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/ru/files/?
Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/ru/files/?
Источник: https://www.digitalcombatsimulator.com/ru/files/?

Во время налета эритрейских штурмовиков на город Адигарт в местной больнице погибли не менее 30 человек. Теперь в конфликт вмешалось мировое сообщество. Переговоры по спутниковому телефону президента США Билла Клинтона с Мелесом Зенауи и Исайясом Афеуорки привели к подписанию ими моратория на действия авиации.

16 марта 1999 года эфиопские войска попытались прорваться в районе Цороны, но были остановлены. Мораторий на действия авиации был отброшен. После наступило относительное затишье. С этого момента эфиопская авиация, окончательно завоевав господство в воздухе, беспрерывно бомбила тыловые объекты Эритреи.

В боях за Мэреб в конце июня 1999 года сыграла штурмовая авиация Эфиопии громила эритрейские части. Не всегда безнаказанно. Расчетам эритрейских ПВО удалось сбить восемь самолетов и три вертолета. . Эфиопская авиация сыграла значительную роль в ходе решающего наступления в мае 2000 год. Продолжение следует.

Также по теме "ВВС и ПВО":

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 1. Партизанская война

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 2. Победа повстанцев

Эфиопо-эритрейские войны. Часть 3. Пограничная война

Гражданская война в Нигерии. Часть 3. Война в воздухе

Иракская война 2003 года: воздушная фаза операции «Шок и трепет»

Истребители F-35 и система оружейной торговли США

Румынские авиабазы и стратегия «спящей ячейки» НАТО

Стратегические бомбардировщики США и России и «холодная война 2.0»

Индийский авиарынок и российские истребители

Квадрокоптеры – карманная авиация современной войны

Универсальные системы ПВО/ПРО: российский «Витязь», американский «Патриот» и другие

Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс

Зенитные ракетно-пушечные комплексы: российский «Панцирь-С1», американский IM-SHORAD и другие

ВВС США забраковали новый воздушный танкер компании "Боинг"

Истребитель F-15E стал первым носителем новейшей ядерной бомбы США

Новейший Су-30СМ стал единым истребителем ОДКБ

Военные авиазаправщики: российский Ил-78, американский KC-767, европейский A330 MRTT и другие

Сверхтяжелый транспортник «Руслан» и украинские надежды на «Боинг»

Самолеты обнаружения и наведения: российский А-100, американский E-3 Sentry и другие АВАКСы

Американская авиация против Панчо Вильи: счет 0: