Первая десятка лучших французских военных фильмов

1 May 2020

Военное кино Франции – по большей части кино поражений, а не побед. Над ним довлеет груз трех проигранных войн – военной кампании 1940-года против Германии, войн в Индокитае и Алжире.

1. «371-й взвод» (1965 г.) режиссера Пьера Шендерфера. Камерная военная драма, снятая фактически в. документальном ключе. Война в Индокитае проиграна, французский взвод отступает под натиском врагов от лаосской границы. В фильме правдива каждая деталь и убедительны характеры главных героев – лейтенанта Торрена и аджюдана Виллдорфа – разочарованных солдат проигранной войны. Шендерфер создал шедевр не в последнюю очередь потому, что сам воевал в Индокитае. Он был военным оператором и попал в плен после разгрома северовьетнамцами французских сил в Дьенбьенфу.

Кадр из фильма "317-й взвод". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2470758/#
Кадр из фильма "317-й взвод". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2470758/#

2. «Честь капитана» (1982 г.) того же Пьера Шендерфера. Это фильм уже о другой проигранной Францией войне – об алжирской. Жена погибшего 20 лет назад в Алжире капитана Марселя Карона встает на его защиту после того, как известный профессор обвиняет капитана в военных преступлениях. На суде скрупулезно исследуется боевой путь Карона в Алжире с момента прибытия в часть и до его смерти. Адвоката профессора проигрывает дело перед лицом неопровержимых доказательств. Честь погибшего капитана восстановлена.

Кадр из фильма "Честь капитана". Источник: http://archicerebra10.rssing.com/chan-6179203/all_p29.html
Кадр из фильма "Честь капитана". Источник: http://archicerebra10.rssing.com/chan-6179203/all_p29.html

3. «Старое ружье» (1976 г.) режиссера Робера Энрико. Отступающее подразделение СС устраивает бойню во французской деревушке Барбери. Они зверски убивают жену (ее сожгли из огнемета) и дочь хирурга Жюльена Дандье в его родовом замке. Этот добрый толстяк-пацифист, взяв старое дедовское ружье, начинает хладнокровно мстить. Всех эсэсовцев он уничтожает, их командира сжигает из огнемета, затем поджигает замок. Но месть не приносит облегчения.

Кадр из фильма "Старое ружье". Источник: https://cdn-media.film.ru/articles/proverennyy-metod
Кадр из фильма "Старое ружье". Источник: https://cdn-media.film.ru/articles/proverennyy-metod

4. «Капитан Конан» (1996 г.) режиссера Бертрана Тавернье. Первая мировая война заканчивается. Но командир разведроты капитан Конан и его солдаты уже не представляют другой жизни. Конан считает, что именно такие как он беспощадные, даже кровожадные, бойцы и выиграли войну. С ним не согласен его друг лейтенант Норбер. Но Конан и его люди неотвратимо движутся к военному преступлению.

Кадр из фильма "Капитан Конан". Источник: https://twitter.com/tabakalera/status/1171029987010367488
Кадр из фильма "Капитан Конан". Источник: https://twitter.com/tabakalera/status/1171029987010367488

5. «Штаны» (1997 г.) режиссера Ива Буассе. Кузнец Люсьена Берсо из глубокой французской провинции, попав на передовую Первой мировой войны, отважно сражается и его награждают краткосрочным отпуском домой. Но он отказывается надеть штаны убитого солдата и объявляется мятежником с вынесением смертного приговора. Страшный в своей простоте фильм о реальных событиях весны 1917 года, когда бездарность французского командования и огромные потери привели к солдатским бунтам и расстрелам бунтовщиков, большинство из которых попали в расстрельные списки только по желанию своих командиров.

Кадр из фильма "Штаны". Источник: https://simkl.ru/movies/161324/le-pantalon/comments/
Кадр из фильма "Штаны". Источник: https://simkl.ru/movies/161324/le-pantalon/comments/

6. «Великая иллюзия» (1937 г.) режиссера Жана Ренуара. Французские летчики Марешаль и Боэльдье попадают в плен, где судьба их сводит со сбившим их немецким асом фон Рауффенштайном, ставшим комендантом крепости-тюрьмы. Они только и думают о побеге и возвращении на фронт. Их попытки бежать проваливаются. Последняя все же удается. Но Боэльдье гибнет, а Марешаль уходит с другим пленным лейтенантом Розенталем. У швейцарской границы Марешаль говорит, что убеждён в том, что нынешняя бессмысленна война — последняя. «Это иллюзия», — отвечает Розенталь.

Кадр из фильма "Великая иллюзия". Источник:  https://www.kinopoisk.ru/picture/1883816/#
Кадр из фильма "Великая иллюзия". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/1883816/#

7. «Битва на рельсах» (1946 г.) режиссера Рене Клемана. Фильм о саботаже французских железнодорожников против нацистских оккупантов. В картине отсутствует сквозной сюжет. Она состоит из эпизодов, составляющих своеобразную мозаику французского Сопротивления и связанных между собой логикой исторических событий. Очень интересен с точки зрения режиссерского внимания к деталям.

Афиша фильма "Битва на рельсах". Источник: http://m.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/18549/poster/69488/#&gid=1&pid=1
Афиша фильма "Битва на рельсах". Источник: http://m.kino-teatr.ru/kino/movie/euro/18549/poster/69488/#&gid=1&pid=1

8. «Дьенбьенфу» (1992 г.) опять же Пьера Шендерфера. Очень личная картина для режиссера – участника этого решающего сражения французской войны в Индокитае. Он попал в плен и только через два года был освобожден благодаря содействию советского документалиста Романа Кармена. Точное воспроизведение событий на поле боя не было понято многими зрителями, привыкшими видеть в масштабной военной драме масштабное зрелище со множеством трюков и спецэффектов. А здесь война выглядит именно так увидел ее почти 40 лет назад молодой Шендерфер – грязно и буднично.

Кадр из фильма "Дьенбьенфу". Источник: https://simkl.ru/movies/159358/di%C3%AAn-bi%C3%AAn-phu
Кадр из фильма "Дьенбьенфу". Источник: https://simkl.ru/movies/159358/di%C3%AAn-bi%C3%AAn-phu

9. «Один человек лишний» (1967 г.) режиссера Коста-Гарваса. Партизанский отряд французского Сопротивления освобождает 12 смертников в ходе очень дерзкой операции. Но в грузовике оказывается 13 человек. Кто же лишний человек? Скоро выясняется, что это абсолютно случайный и равнодушный к войне человек, которому все эти разборки партизан и нацистов не интересны. Но он остается в отряде и проходит весь его короткий боевой путь до самого разгрома. В фильме много неплохо поставленных батальных сцен, мотивация героев далека от пафоса, но в ней нет и цинизма, характерного для французского кино 60-х годов прошлого века.

Афиша фильма "Один человек лишний". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2411073/or/1/#
Афиша фильма "Один человек лишний". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2411073/or/1/#

10. «Белый солдат» (2014 г.) режиссера Эрика Зонка. Один из немногих в ХХI веке французских фильмов о войне, поэтому уже интересен.

Кадр из фильма "Белый солдат". Источник:  https://mubi.com/id/films/white-soldier
Кадр из фильма "Белый солдат". Источник: https://mubi.com/id/films/white-soldier

Опять история об Индокитае, о бойце французского элитного подразделения «черные тигры» Андре Кариу, перешедшего по убеждениям на сторону врага – на сторону Вьетминя. Его бывший друг и бывший командир аджюдан Робер Тюаль сдается в плен, чтобы найти предателя и убить.

Также по теме:

Первая десятка фильмов «нуар» по романам Огюста Ле Бретона

Первая десятка лучших датских военных фильмов

Первая десятка лучших фильмов о Североафриканской кампании (союзники против Роммеля)

Топ-10 киновоплощений комиссара Мегрэ

Первая десятка лучших фильмов о наемниках

Первая десятка лучших фильмов об Иностранном легионе

Первая десятка лучших фильмов о гражданской войне в Испании

Первая десятка лучших фильмов о Первой мировой войне

Первая десятка лучших британских военных фильмов

Первая десятка лучших итальянских военных фильмов

Первая десятка лучших сапата-вестернов

Первая десятка лучших польских военных фильмов

Топ-10 советских разведчиков в кино

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн

«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?