Поставь все на карту! – военная драма о японцах-нисеях в армии США

8 November 2020
<100 full reads
2 min.
176 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 19% of the total page views
2 minutes — average reading time

В 1950 году Роберт Пирош, только что получивший премию "Оскар" за сценарий к фильму о сражении в Арденнах "Поле битвы" (о нем в статье Военная драма «Поле битвы», которую снимали под названием «Прелюдия к любви») взялся за новый проект. Это была история про 442-й пехотный полк армии США, состоявший из японских добровольцев. Полк отлично показал себя в боях в Италии и Южной Франции. В полку в общей сложности служило около 14 000 человек, 9 486 из них были удостоены награды «Пурпурное сердце», 21 военнослужащий получил Медаль почета.сточник: https://www.startfilm.ru/poster/541847/

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Z72kkMzFm7U&app=desktop
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Z72kkMzFm7U&app=desktop

Впрочем, цель режиссера была другая. Он хотел сделать упор на том, что все эти солдаты были из лагерей для интернированных американских японцев. 120 тысяч человек были интернированы в лагеря из западных штатов и с Гавайских островов после вступления США во вторую мировую войну. Американцы ожидали японского вторжения и не доверяли нисеям – гражданам США японского происхождения. По словам Пироша, «уродливое пламя расовых предрассудков раздувалось военной истерией».

Источник: https://www.nvlchawaii.org/jp/nikkei/panel/軍事情報部
Источник: https://www.nvlchawaii.org/jp/nikkei/panel/軍事情報部

Но воплотить задуманное у режиссера в целом не получилось. Критики не заметили социальный посыл фильма, они восхваляли его военные достоинства. Очевидно и руководство киностудии MGM также надавило на Пироша, чтобы «тема интернирования» не слишком звучала.

Фильм начинается с того лейтенант Майкл Грейсон (Вэн Джонсон) прибывает в лагерь 442-го полка, явно встревоженный своим новым назначением. Как только он докладывает своему командиру, он просит перевести его 36-ю пехотную дивизию, состоящую из бойцов Национальной гвардии Техаса, где он раньше служил. Грейсон говорит, что ничего не имеет против руководства “японцами”, но полковник ему не верит. «Солдаты не «японцы», – отвечает он. – «Это американцы японского происхождения—нисеи. Все они – американские граждане и добровольцы. Помнить это».

Источник: https://simkl.ru/movies/580262/go-for-broke/comments/
Источник: https://simkl.ru/movies/580262/go-for-broke/comments/

Грейсона это не убеждает, и когда он встречает своего командира роты, он язвительно спрашивает, выдают ли «японцам» боевые патроны на стрельбище. “Япошка есть япошка, а?», – отвечает капитан. Грейсон саркастически отвечает, что, возможно, программа переселения «японцев» в лагеря возникла из-за того, что у армии был избыток колючей проволоки. “Армия столкнулась с чрезвычайной ситуацией в начале войны”, - объясняет капитан. - Возможное вторжение японских войск. Поэтому все американцы японского происхождения были эвакуированы с западного побережья. Не было никакой проверки на лояльность, никакой проверки, ничего” .

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=hp_cGBXBUpo
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=hp_cGBXBUpo

Взгляды командиров Грейсона полностью совпадали с пропагандистскими фильмами военного времени, которые выпускало правительство США, изображая высылку правительством тысяч в основном лояльных японских американцев в лагеря как достойную сожаления, но гуманную акцию. Сцена за сценой показывали эвакуированных, радостно принимавших свою участь и активно помогавших операции.

Горькая ирония по поду того, что солдаты 442-го полка воевали за страну, которая заключила в лагеря их семьи, фактически не прозвучала. Один бойцов взвода Грейсона упорно выступает против несправедливого интернирования, но его товарищи считают, что он должен относиться к этому философски.

Источник: https://www.kinomania.ru/people/262930/trailers
Источник: https://www.kinomania.ru/people/262930/trailers

Исторически сложилось так, что в октябре 1944 года немецкие войска в труднопроходимых французских горах Вогезах отрезали батальон 36-й пехотной дивизии, и спасли этот батальон части 442-го полка. Это становиться кульминацией фильма. В общем, лейтенант Грейсон избавляется от своих предрассудков и гордо марширует во главе своего взвода. А президента Гарри С. Трумэн вручает 442-му почетную грамоту.

В 1988 году президент Рональд Рейган подписал закон о гражданских свободах, по которому правительство США выплатило по 20 000 долларов дожившим до тех дней интернированным нисеям и признало, что переселение было результатом “расовых предрассудков, военной истерии и провала политического руководства”.

Также по теме:

"Освободитель" – мультсериал от Netflix о Второй мировой войне

«Властелины воздуха» – новый военный сериал Стивена Спилберга и Тома Хэнкса о пилотах "Летающих крепостей"

«Миссис Минивер» – голливудский фильм об обороне Англии со множеством конъюнктурных версий

Гун хо! – пропагандистская история про хороших морпехов и плохих япошек

Военная драма «Поле битвы», которую снимали под названием «Прелюдия к любви»

Военная драма «Мятеж на «Кейне» – антивоенный продукт симбиоза Голливуда и Пентагона

«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр

«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера

Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия

«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда

«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне

«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда

Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву

«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне

«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»

Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо

«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну

Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США

Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США

«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?

«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту

«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн

«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг