5,5K подписчиков

Самолеты обнаружения и наведения: российский А-100, американский E-3 Sentry и другие АВАКСы

3,1K прочитали

Российский авиапром объявил недавно, что испытания самолёта ДРЛО и У (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) А-100 «Премьер» продолжаются по графику и поставка в ВКС России его намечена на 2024 год.

А-100 «Премьер» создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А. Он призван заменить стоящие на вооружении самолеты ДРЛО А-50/50У и составить конкуренцию американским «летающим радарам» АВАКС (AWACS – Airborne Warning and Control System).

А-100 "Премьер". Источник: https://yandex.com/collections/card/5ca0b77ebf2e640083c7c200/
А-100 "Премьер". Источник: https://yandex.com/collections/card/5ca0b77ebf2e640083c7c200/

А-100

Перспективный А-100 способен проводить радиолокационный мониторинг воздушного пространства, сопровождать цели и наводить на них истребители. Длина самолёта - 46,6 м, высота - 14,76 м, крейсерская скорость - около 800 км/ч. Экипаж – шесть человек. Конкретные данные по электронной «начинке» – информация закрытая. Известно, что на нем использована РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это первый в мире тяжелый самолет с АФАР.

Самолет может сопровождать одновременно до 300 целей на расстоянии до 650 км. «Премьер» будет давать целеуказания не только авиации, но и зенитно-ракетным комплексам морского и наземного базирования. Помимо традиционных целей будет бороться и с новыми – беспилотники, низколетящие крылатые ракеты, малозаметные истребители пятого поколения. Будет он применяться и для обнаружения наземных целей.

Немного истории

Американцы первую летающую РЛС TBM-3W создали еще в ходе второй мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный торпедоносец Grumman Avenger. Затем эти радары установили на бомбардировщиках Boeing B-17.

В апреле 1965 года на вооружение советских ВВС был принят самолет радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126 (КБ Андрея Туполева) с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана».

Палубный АВАКС третьего поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (первые поставки в 1964 году) с его модификациями до сих пор остается главным «летающим радаром» военно-морского флота США. В 2010 году ВМФ США начали замену старых комплексов на его последнюю модификацию — E-2 Advanced Hawkeye c новейшей радиолокационной системой AN/APY-9 с АФАР.

Northrop Grumman E-2 Hawkeye. Источник: https://www.wikiwand.com/id/Northrop_Grumman_E-2_Hawkeye
Northrop Grumman E-2 Hawkeye. Источник: https://www.wikiwand.com/id/Northrop_Grumman_E-2_Hawkeye

Самолеты Boeing E-3 Sentry (поставки войска начались в 1977 году) стали базовыми для системы ДРЛО и У американских ВВС, а затем для группировки АВАКСов стран НАТО. Великобритания получила эти системы фактически последней, поскольку изначально делала ставку на самолет собственной разработки Nimrod AEW.3, но эта программа потерпела крах.

Boeing E-3 Sentry. Источник: https://www.jetphotos.com/photo/6408388
Boeing E-3 Sentry. Источник: https://www.jetphotos.com/photo/6408388

А-50 и А-50У

Советский авиакомплекс дальнего обнаружения третьего поколения стал А-50 (с РТК «Шмель») был создан на базе самолета Ил-76МД Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М. Бериева совместно с НПО «Вега-М». В 1989 году официально принят на вооружение. Параллельно в Ираке создали еще один самолет АВАКС на базе советского Ил-76МД — Adnan с французской РЛС Thompson-CSF Tiger-G.

РЛС А-50 была способна обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 км, на большой высоте — до 600 км, морскую цель — на расстоянии до 400 км. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и наводить на них более десяти истребителей.

А-50. Источник: https://photosight.ru/photos/4141923/
А-50. Источник: https://photosight.ru/photos/4141923/

Лишь в 2009 году завершились испытания первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО А-50У (ТАНТК и концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на вооружение. РТК самолета А-50У обнаруживает различные типы воздушных и наземных целей на дальности до 650 и 300 километров соответственно. «видит» вертолеты. Сопровождает до 300 целей и одновременное наводит нескольких десятков истребителей. Снижен вес РТК и увеличен запас топлива. В самолете есть комната отдыха, буфет и туалет. Сейчас в строю 14 А-50 (8 на хранении) и пять А-50У.

АВАКСы в мировом масштабе

В настоящее время помимо России и США еще 21 страна обладает самолетами такого класса. Всего во всем мире насчитывается более 230 самолетов ДРЛО и У. У Соединенных Штатов их 33.

В начале 90-х годов прошлого века на рынок буквально ворвались самые совершенные на тот момент израильские и шведские системы, оснащенные радарами с АФАР. Phalcon – разработка компании Elta Systems (подразделение израильского концерна IAI). Erieye – разработка шведской компании Ericsson (сейчас в составе Saab AB).

Российско-израильский проект по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075 комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел неудачу. Израиль блокировал сделку под давлением США. Однако Индия приобрела три А-50EI, поставки завершились в 2011 году.

Отельная тема – легкие самолеты ДРЛО. Phalcon в этом направлении развилась в Eitam — израильская РЛС, установленная (антенны по бортам фюзеляжа) на американском бизнес-самолете Gulfstream G550.

Шведские конкуренты создали легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) — комплекс Erieye, установленный на бразильском региональном самолете Embraer EMB-145.

Шведский комплекс Erieye на бразильском Embraer EMB-145. Источник:http://www.airwar.ru/enc/spy/emb145.html
Шведский комплекс Erieye на бразильском Embraer EMB-145. Источник:http://www.airwar.ru/enc/spy/emb145.html

Американцы «легкий» проект Е-737 был создан на базе широко распространенного пассажирского самолета Boeing 737 (разработка – Boeing и Northrop Grumman)

Китайцы создали комплекс KJ-2000 – клон советского Ил-76МД и и радар с АФАР собственной разработки. Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03 на базе транспортника Shaanxi Y-8 - клона советского транспортника Ан-12.

.