Военная драма «Поле битвы», которую снимали под названием «Прелюдия к любви»

1 October 2020
<100 full reads
1,5 min.
281 story viewUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 19% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Выпущенный в ноябре 1949 года, фильм «Поле битвы» рассказывает историю подразделения американской 101-й воздушно-десантной дивизии в осажденной бельгийской Бастони в декабре 1944 года во время знаменитой битвы за Арденны. Он получил мгновенное признание критиков, а за одно и две премии "Оскар". Теперь это военная классика американского кино.

Источник: https://tv.moviesgan.com/ru/movie/31623/kahramanlar-taburu
Источник: https://tv.moviesgan.com/ru/movie/31623/kahramanlar-taburu

Но всему этому предшествовала довольно занимательная киноистория, фильм мог вообще не появиться на экранах. Общепринятая точка зрения тогда в Голливуде гласила, что американская аудитория не будет заинтересована в просмотре боевика о недавно завершившейся войне, и продюсер Дор Шэри столкнулся с резким неприятием со стороны руководства компании RKO Pictures, когда он впервые предложил эту идею в начале 1947 года. Ничуть не смутившись, Шэри заручился помощью опытного сценариста Роберта Пироша. Они вдвоем начали работу над проектом, замаскированным под названием "Прелюдия к любви", чтобы никто не заподозрил их истинных мотивов.

Кадр из фильма "Поле битвы". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2573001/
Кадр из фильма "Поле битвы". Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2573001/

Шэри и Пирош ставили задачу показать настоящее поле битвы, без прикрас и настоящих солдат, которые держат позиции, несмотря ни на что. Сценарист Пирош сам сражался как пехотинец в битве за Арденны, где союзники едва не потерпели грандиозное поражение. Немцам не хватило ресурсов додавить противника. Консультировал его бывший командующий 101-й дивизией генерал Энтони Маколифф.

Шэри и Пирош понимали, что самыми благодарными, но в то же время самыми требовательными зрителями будут ветераны второй мировой войны, особенно те, кто сражался в Арденнах. Поэтому старались передавать точнее детали быта и боевых действий.

Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: https://twitter.com/savinkov6906/status/1233883642264457216?lang=pl
Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: https://twitter.com/savinkov6906/status/1233883642264457216?lang=pl

Потенциальная катастрофа возникла, когда знаменитый бизнес-магнат Говард Хьюз купил киностудию RKO Pictures и отменил проект. У него не было никакого интереса к фильмам о войне. Шэри подал в отставку в знак протеста. Но перед отъездом он убедил Хьюза продать ему права на фильм, и это стало первым проектом Шэри, когда он начал работать в Metro-Goldwyn-Mayer(MGM).

Весной 1948 года режиссером фильма стал Уильям Уэллман – ветеран перовой мировой войны и создатель успешных и в творческом, и в коммерческом плане кинокартин. Пирош задал тон в создании «киноотряда», каждому члену актерского ансамбля придавая особую манеру и своеобразие. Это потом использовали многие сценаристы. Рядовой первого класса Холли (Ван Джонсон) был заядлым попрошайкой, старший сержант Кинни (Джеймс Уитмор) вечно плевался табачным соком, а рядовой “Джонни” Родериг (Рикардо Монтальбан) с детским восторгом смотрел на первый снег. Заметным персонажем был человек, который щелкал зубными протезами, чтобы подчеркнуть свою точку зрения.

Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: http://www.ფილმები.com/movies/19166
Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: http://www.ფილმები.com/movies/19166

Обычные зрители и раньше видели изображения красочного отряда разнообразных личностей, но они никогда не слышали подлинных ритмов армейской жизни; они также не видели каково это – согреваться в снегу и ветре или рыть систему лисьих нор только для того, чтобы получить приказ маршировать на новое место, как только система будет завершена. Боевые сцены состояли в основном из обстрелов или стрельбы по невидимому врагу, а не показных атак.

Некоторые моменты понимали в аудитории только ветераны. Когда сержант Кинни выводит отделение из казармы с командой “Оставьте свои койки и хватайте носки!”, только ветераны распознали бы в этом искусно замаскированную версию его вульгарного реального аналога – “Бросайте свои члены и хватай носки!». Когда солдат уходит в лес с листовками, сброшенными с немецкого самолета, требуя капитуляции американцев, только ветераны могли понять, что он собирается использовать их вместо туалетной бумаги.

Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2573002/
Кадр из фильма "Поле битвы".Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2573002/

Когда Холли бежит с поля боя, а затем, пристыженный, поворачивает назад, его товарищи ошибочно считают, что он возглавляет атаку. “Вещи просто случаются", - размышляет один из них. – «А потом попробуй сам разобраться». Но продюсер Дор Шэри сумел разобраться и рискнуть. Его авантюра Шари окупилась так, как даже завзятые оптимисты представить себе не могли.

Также по теме:

Военная драма «Мятеж на «Кейне» – антивоенный продукт симбиоза Голливуда и Пентагона

«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр

«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера

Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия

«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда

«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне

«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда

Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву

«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне

«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»

Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо

«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну

Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США

Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США

«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?

«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту

«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн

«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг