Опасен ли воздух в школе?

1 October 2020
Качество воздуха в школе
Качество воздуха в школе

Качество воздуха определяется несколькими параметрами – влажностью, температурой, степенью загрязнённости. Микроклимат помещения, особенно, в школах, важен не только для хорошего самочувствия учеников, но и напрямую влияет на их успеваемость.

Нормы воздуха в школах по СанПиНу

Санитарно-гигиенические показатели микроклимата в детских учреждениях, одним из элементов которого является воздух в помещении, строго регулируются. СанПиН устанавливает, что температура воздуха в школе должна быть на таком уровне:

  • В классных комнатах в пределах 17–20 °С;
  • в спортивном зале – 15–17 °С, а в раздевалке при нём 19–23 °С;
  • в гардеробе, холле, вестибюле и общих коридорах – 16–19 °С;
  • в санузлах – 17–21 °С;
  • помещение библиотеки – 16–18 °С;
  • в столовых и актовых залах – 17–20 °С.

Не менее важный параметр микроклимата – влажность воздуха в школе, уровень которой также регламентируется:

  • для теплого времени года – 40–60%;
  • в зимний период – 30–50%.

Влажность может существенно разниться в зависимости от климатической зоны. Минимальной отметкой считается 30%, а максимально допустимой – 65%.

Углекислый газ (CO2) выдыхается человеком в объёме 18–25 м3 за один час. При большом скоплении людей его концентрация может достигать пиковых показателей. ГОСТ рекомендует школам придерживаться отметки содержания углекислого газа на уровне 600–800 ppm и менее.

Влияние воздуха в школе на учеников

Спертый сухой воздух – это не только сложность дыхания. Высокая концентрация углекислого газа, загрязнённость воздушной среды аллергенами, пылью, бактериями и вирусами, чересчур низкая или слишком высокая влажность – всё это негативно влияет на самочувствие учеников, особенно, младших классов:

  1. Низкий уровень влажности. Когда отметка падает ниже 30%, происходит пересыхание слизистых носа и ротовой полости. Это не только создает дискомфорт, но и становится реальной угрозой – наличие слизи служит своеобразным барьером и препятствует проникновению в дыхательные пути бактерии и вирусов, а также аллергенов. Слишком влажный воздух тоже неполезен – дышать им сложно, может возникнуть головокружение.
  2. Высокое содержание углекислого газа. Он образуется во время выдоха, когда в классе находится 25–35 человек, то кислород замещается им очень быстро и без проветривания его запасы в классе не пополняются. В такой ситуации нарушается концентрация внимания, бывает головная боль, головокружение, снижается успеваемость, нарушается восприятие информации, процесс запоминания.
  3. Показатели температуры. Они важны для обеспечения комфорта процесса обучения. Слишком низкая температура повышает риски простуды и ОРВИ, а высокая вызывает обильное потоотделение, потерю организмом ребенка жидкости и обезвоживание. При повышенных показателях (+28–30 °С) у детей могут происходить тепловые удары.

Чистый воздух в школе важен не только для легкого дыхания, но и для защиты здоровья. Шерсть животных, пылевые клещи опасны больше для аллергиков и астматиков, а угроза для всех учеников без исключения – бактерии и вирусы, которые особенно активны в межсезонье.

Как можно улучшить показатели воздуха

Основной способ добиться повышения качества микроклимата – четко соблюдать нормы воздуха в школах. Следить за этим должны учителя и другие сотрудники учебного заведения.

Для определения уровня углекислого газа в воздухе используют современные цифровые датчики. Для поддержания рекомендуемой нормы – регулярные проветривания. Идеальный уровень CO2 – 380–400ppm. Такие показатели обычно можно найти на свежем воздухе на улице. Желательная норма для учебных помещений – 400–600ppm. Выше 1000 ppm содержание углекислого газа становится критически опасным – возникают проблемы с самочувствием и обучением.

Основной способ снизить содержание углекислого газа в классе – проветривание. В тёплое время года эта проблема легко решаема, но и зимой окна помещения должны регулярно открываться.

Правила проветривания:

  1. На переменах все классы должны проветриваться. При этом детей из помещения рекомендовано выводить в коридоры, холлы.
  2. Сразу после окончания и до начала уроков проводят сквозное проветривание – окна открывают в кабинетах, вставляют открытую дверь, также открывают окна напротив в коридоре.
  3. При температуре воздуха ниже –10 °С и скорости ветра более 7 м/с сквозное проветривание разрешено делать не более, чем на 1,5 минут.
  4. При любом виде проветривания температура внутри помещения не должна опускаться ниже +14 ° С.

График проветривания воздуха в школе, рекомендуемый СанПиНом:

  • от 1 до 10 минут при –10 °С и ниже – на малых и больших переменах (между первой и второй сменой) соответственно;
  • от 1 до 15 минут при –5 – 10 °С;
  • 2–25 минут от 0 до –5 °С;
  • 3–30 минут при 0 – +5 °С;
  • 4–35 минут при +6 – 10 ° С.

Повышение содержания влаги в воздухе возможно при помощи специальных приборов – увлажнителей. С этой целью и для дополнительной очистки воздушной среды от патогенных микроорганизмов, пыли, пыльцы используют так называемые мойки воздуха или климатические комплексы (очистители-увлажнители). Устройства второго типа предпочтительны для школьных классов, поскольку сочетают в себе основные функции и эффективность отдельных приборов для улучшения микроклимата.

При условии проветривания только на переменах естественной вентиляции в классах школ обычно бывает недостаточно. Уже через 20–25 минут урока повышается концентрация углекислого газа, падает влажность и растет температура воздуха. Климатический комплекс AirNanny A7 обеспечит качественную приточную вентиляцию и одновременно обеззаразит воздух, очищая его от бактерий, вирусов, пыли, газов, аллергенов и неприятных запахов.

С его помощью обеспечивается качественная и регулярная рециркуляция воздуха в школе. Благодаря системе встроенных фильтров он удерживает даже мельчайшие частицы и болезнетворные микробы, расщепляя их на воду и углекислый газ. Дополнительно мягко увлажняет воздушную среду, снижает концентрацию углекислого газа и создает тот микроклимат, который способствует улучшению самочувствия и продуктивному обучению школьников.