ДИСТАНЦИОННЫЙ ВЫПУСК: ЧЕМ ЧРЕВАТ КАРАНТИН ДЛЯ ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКОВ

26 May
из галереи Яндекса
из галереи Яндекса

В нашем обществе не принято особенно задумываться о психологическом состоянии детей. Тем более, когда эти дети вроде как уже и не дети, а вполне себе взрослые выпускники. Но очень хочется встать на защиту ребят и обратить внимание на то, что может происходить с ребенком в текущих условиях

В отличие от других школьников, одиннадцатиклассники оказались в самом стрессовом положении.

Во-первых, главное и самое волнительное мероприятие - ЕГЭ отложили на неопределенный срок. Вернее, уже объявили конкретную дату сдачи, но мы должны понимать, что все может измениться в любую минуту. Подготовка и сдача ЕГЭ - это само по себе огромный стресс, через который мужественно проходит каждый школьник. А когда от этого зависит твое будущее, но все откладывается на неизвестное время, уровень тревоги возрастает в разы. Вспомните себя в любой волнительной для себя ситуации: важная встреча на работе, экзамен по переквалификации, и пр. И вот вы готовились и примерно представляли, что это будет через неделю, а потом волнительное событие откладывают все дальше и дальше. Фактически ребенок не понимает как долго продлится данная ситуация и сидит как на пороховой бочке.

Во-вторых, большинство ребят имели планы на поступление, но что делать в ситуации когда университеты на карантине? Кто-то вообще планировал поступать в заграничные ВУЗы, и тут совершенно не ясно, когда и как откроют границы. То есть, говоря простым языком, они не понимают какое будущее их ждет, удастся ли поступить или им придется потерять год, и будет ли вообще это взрослое будущее.

В-третьих, это вытекает из первого и второго - ребенок не понимает как долго ему еще заниматься. Для сдачи экзаменов и поступления дети тратят большое количество времени на внеурочные занятия, включая репетиров. В сложившейся ситуации они даже не понимают как долго им придется готовиться

Четвертым пунктом можно поставить выпускной. Казалось, бы такая мелочь, но для некоторых это очень важный этап: попрощаться с друзьями, со школой, учителями и вообще поставить символическую точку в своей детской жизни, чтобы комфортнее перейти во взрослую. Ребята в данных условиях лишены этой возможности, а опыта и практики такого массового дистанционного окончания школы и поступления в мире еще не было. Потому стресс переходного этапа усиливается в разы.

Ну и пятое заключительное - это вирус и здоровье. Нужно помнить, что пандемия никуда не ушла и помимо страхов за свое студенческое будущее и не только, никуда не покинул страх за жизнь и здоровье себя и своих близких. Особенно сложно приходится ребятам, у которых в семье есть случаи заболевания COVID-19. Они вынуждены адаптироваться под новые условия и/или изолироваться из своего привычного пространства, и/или взять на себя роль взрослых по уходу за родителями. И все это может происходит на фоне не всегда гармоничных отношений в семье.

Можно бесконечно перечислять стрессогенные факторы, которые свалились сейчас на старшеклассников, но факт остается фактом: ребятам крайне тяжело нести на себе такую тяжелую ношу, и они нуждаются в поддержке.

Как же родители все таки могут помочь:

  • Не осаждать ребенка вопросами: “а что в школе?”, “когда будет экзамен?”, “прислали ли информацию, результаты?” и пр. Ребенок сам достоверно не знает, что происходит, а давление родителей только усугубляет стресс.
  • Каждый родитель должен четко понимать, где проходит граница между их переживаниями и переживаниями ребенка. И не в коем случае не навешивать на бедное дитя свои тревоги сверху.
  • Оценить вообще эмоциональную обстановку в семье, потому как не секрет, что в условиях изоляции актуализируется масса старых и появляются новые конфликты. Конечно это увеличивает уровень стресса. Поэтому возможно имеет смысл разрядить обстановку, поработать над отношениями внутри семьи, заниматься своими делами, давая всем членам семьи достаточно пространства.
  • Не пытаться отыгрывать конфликты между родителями на ребенке.
  • Организовать символический семейный совет в любое удобное время, когда все члены семьи могут собраться и обсуждать будущее, строить запасные планы на поступление или дальнейшую жизнь. Самое важное, чтобы эти планы были гибкими и легко трансформировались в условиях неопределенной реальности.
  • Всеми силами дать ребенку понять, что вы рядом и в любой ситуации, чтобы не произошло у него есть это “будущее”, которое казалось бы сейчас под угрозой.

Не бойтесь говорить друг другу банальные слова поддержки. Даже если вам кажется, что от вашего “все будет хорошо” и “ мы справимся” ребенок отмахнется, но услышать это важно каждому. Подобное внимание объединяет и вселяет уверенность.

Материал подготовлен при участии Маргариты Агасарян