СТАДИИ ОТНОШЕНИЙ В ПАРЕ

19 January
Из галереи Яндекс
Из галереи Яндекс

Каждая пара проходит определенные этапы развития отношений. Американские психологи Эллин Бейдер и Питер Пирсон, основатели Института пар в Калифорнии, приводят доводы, что влюбленные проходят схожие стадии развития, которые происходят у ребёнка с матерью ОНи выделяют 5 ключевых стадий, через которые проходит каждая пара.

1.Симбиоз.

2. Дифференциация.

3. Обучение

3. Установление отношений.

4. Взаимозависимость.

Симбиоз

Первую стадию супружества - стадию "сумасшедшей влюблённости" можно приравнять ко второй стадии развития ребёнка симбиозу. Здесь имеет место слияние личностей, жизненного пространства и крепких связей между двумя влюблёнными. Цель этой стадии - привязанность. Для достижения этой цели все схожести между супругами преувеличиваются, а различия игнорируются.

Во время симбиозной стадии присутствует большое количество страсти и взаимоотдачи. Необычайно высок уровень ухаживания друг за другом. Партнёрам почти не хочется что-либо менять друг в друге. Поскольку уровень удовольствия и возбуждения в это время высок, ни одна из сторон не хочет рисковать этим замечательным положением дел, выдвигая какие-либо требования или выказывая эгоистичность, жадность или бесчувствие.

Если на этом этапе каждый партнёр заботится о другом и есть твёрдое намерение создать семью, то их отношения начнутся на прочном фундаменте, который впоследствии позволит каждому супругу перейти от симбиоза к дифференциации.

Если такой фундамент не заложен, оба партнёра могут остаться на симбиозной стадии. В этом случае их отношения будут развиваться по одному из двух разных типов дисфункционального симбиозного союза. Первый тип характеризуется единением, избеганием конфликтов и минимизацией различий. Второй вариант почти противоположный: создастся враждебно-зависимая среда доминирующая злобой и конфликтами. Страшась прервать эти отношения и не имея сил покончить с ссорами, пара окажется в замкнутом круге взаимно наносимых обид.

Дифференциация

На этой стадии появляются различия, и каждый из партнёров "снимается с пьедестала" и подвергается более тщательному изучению. Эта стадия редко бывает лёгкой. Супруги начинают замечать различия между собой и чувствуют, что они уже не хотят проводить столько времени вместе. Они хотят больше уединения и могут чувствовать за это вину и спрашивать самих себя: "Что случилось? Почему я не испытываю былых чувств?" Они выходят из симбиоза, восстанавливая свои границы. Супруги узнают о различии в чувствах, в мыслях и о своём желании бороться за свою индивидуальность. Зачастую они имеют противоположные мнения по некоторым вопросам. Некоторые быстро освобождаются от иллюзии симбиоза и заканчивают отношения с драматической внезапностью. Для других дифференциация - достаточно медленный и постепенный процесс, и прежде, чем высказать что-либо о схожести и различиях между собой, они крепко подумают.

Психологическая цель данной стадии - восстановление границ каждого партнера. Это трудный период в любом союзе, его следует прожить вместе, замечая индивидуальность друг друга. Но если его удастся пережить экологично и с уважением к личности другого, то пара станет отличными партнерами.

Обучение

Стадия обучения характеризуется тем, что каждый выстраивает свою деятельность и отношения отдельно от другого. Они более не связаны эмпатией друг с другом, напротив, они могут стать абсолютно эгоцентричны. Внимание каждого направлено на внешний мир. Автономность и индивидуальность превыше всего; на этом этапе партнёры воссоздают себя, как личности.

Партнеры следуют собственным целям, жаждут проявить себя в социуме. Эмоциональность и чувствительность на этой стадии снижена. Каждый поступает по-своему, следуя своим амбициям, не обращая внимания на потребности своего спутника.  Ведущими вопросами будут:  -Что я собой представляю? -Чего я стою?  Первоочерёдными будут проблемы своего достоинства, самооценки и реализации.  Стадия действий - нормальный этап развития союза. Отношения между партнерами должны выступать в качестве поддержки, одобрения личных планов, проектов, достижений. 

Психологическая цель данной стадии - реализация своего личностного потенциала. 

Установление отношений

После того, как каждый партнёр определился со своей личностью, можно снова спокойно вернуться к вопросу о близости в отношениях и об эмоциональной поддержке. Теперь, когда каждый партнёр стал уверен в своей индивидуальности, происходит процесс установления отношений. Отношения требуют развития в сторону совершенствования "Мы", чем "Я"

Вновь появляется уязвимость. Теперь партнёры ждут друг от друга комфорта и поддержки. Они чередуют периоды большей близости с попытками восстановить независимость. Ведущей потребностью выступает желание заново учиться отдавать друг другу.  На этой стадии возобновляется прочная связь, которая удовлетворяет обоих. 

Взаимозависимость

Побуждаемые к развитию через контакты с внешним миром и укрепляемые сознанием того, что они любят друг друга, партнёры могут войти в последующую фазу постоянства, в которой совершенство (представляемый идеал) примиряется с реальностью и наступает стадия взаимозависимости. То есть при этом два хорошо интегрированных индивидуума успешно нашли себя в жизни, установили между собой прочную связь, удовлетворяющую обоих, и сформировали отношения, основанные скорее на развитии, чем на потребности.

Каждая пара проходит свой путь развития отношений, переживая периоды прогресса и регресса. Важно отметить, что в одно и то же время партнеры могут находиться на разных этапах отношений, что может способствовать обострению конфликтов и появлению разводов. Однако, работа над собой и личное развитие способны улучшить качество ваших отношений и укрепить их. 

Если вы в своей семейно жизни столкнулись с неразрешимыми на ваш взгляд проблемами, попробуйте обратиься к семейному психологу. Специалист сможет помчь вам понять, как действоать дальше