дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Повторное возвращение философа.

9 November 2019

Введение.

В данной статье освещаются наиболее важные моменты в раскрытии творчества Платонова. Об эволюции научного исследования с момента смерти писателя в 1951 году.

Особое внимание уделяется основным тенденциям в области платоновской стипендии и преобладании политизированных материалов с середины 1960-х годов до конца перестройки .Некоторую деидеологизацию и повышенный интерес к философии и мифопоэтическим темам с конца 1980-х годов и растущий интерес к культуре и мифологии исторического творчества Платонова

Статья также является введением к настоящему специальному выпуску русской литературы, посвященному изменениям в научном исследовании творчества Платонова.

Раскрытие долгое время запрещенных и недоступных творений Платонова и последующее развертывание и совершенствование научных исследований, проводимых учеными по всему миру, демонстрируют нерегулярный, неровный и фрагментарный ход событий с момента смерти писателя в 1951 году.

Ранние исследования Платонова, с середины 1960-х гг. и далее, сосредоточены на некоторых работах, таких как "Такир", ("Мусорный ветер"), "Фро», "В прекрасном и яростном болоте, «Ожесточенный и прекрасный мир", "Река Потудан" или "Одухотворенные люди", приемлемые для советской власти и советских типографий и журналов. Или были изменены ими в большей или меньшей степени для того, чтобы их могли издавать.

Фактическое раскрытие наиболее известных произведений Платонова произошло во второй половине двадцатого века, и на начальном этапе даже во второй половине двадцатого века происходило разными темпами в России и за рубежом.

Изданные в Европе и Соединенных Штатах” Чевенгур” и “Котлован” Платонова появились на свет еще в 1960-х и 1970-х годах.

Они возглавили серию научных публикаций о творчестве Платонова, но в России эти шедевры были опубликованы только в эпоху перестройки.Конечно, крупнейшие работы Платонова уже были известны в некоторых кругах. (среди людей, работающих в Самиздате), но часто в неполной форме.

Выпускалась публикация романа или повести с авторским постскриптумом и последующее издание других неизвестных и запрещенных произведений, таких как “Антисекс" и "Счастливая Москва". Огромные тиражи в России дали мощный толчок изучению творчества Платонова как в России, так и за рубежом.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/207636/
https://www.pexels.com/ru-ru/photo/207636/

Скоро письма, заметки и неизвестные литературные произведения вызвали реакцию на кампанию против "Впрока». Отчеты выступления писателя в Союзе писателей и многое другое было связано с этим открытием.

Архивы сталинской эпохи и другие источники были открыты, что позволило ученым начать раскрывать ранее неизвестные факты о жизни и творчестве Платонова.

Началось восстановление оригинальных версий его литературных произведений, которые в прошлом подвергались цензуре и изменялись редакторами и издателями.

Вышел ряд сборников научных трудов Андрея Платонова.

Вселенная своего творчества; Платонов 1994 г.

Воспоминания о его современниках. Материалы для биографии писателя; Платонов 1994 г.

https://www.goodfon.ru/download/chelovek-pisatel-bumaga/1680x1050/
https://www.goodfon.ru/download/chelovek-pisatel-bumaga/1680x1050/

Первые два тома серии "Страна Философов» (1993 г. и 1995 г.).

Плодотворные контакты между российскими коллегами и зарубежными учеными, также повлияли на увеличение интереса к вновь открытому литературному творчеству Платонова.

Политические перемены и бум в стипендиях и публикациях привели к некоторой деидеологизацию и деполяризации. Ученые начали писать о том, что творчество Платонова вне идеологической (ранее почти обязательной) сферы презумпции.

Там, где раньше советские ученые в основном считали Платонова настоящим пролетарским, прокоммунистическим писателем, западные исследователи видели в нем классический пример антисоветского писателя.

Теперь живут другие идеи.

Идеологические позиции Платонова также начали набирать обороты. Все это способствовало успешному развитию платоновских исследований и преобразованиям в полноправную стипендию, которой она является сегодня. Ученые работают над изучением его жизни и творчества не только в России, Европе, англо-американском мире, но и в других странах, таких как Япония и Корея.

Оглядываясь назад на последние десять лет, можно сказать, что результаты этой стипендии дают свои плоды.

За прошедшее десятилетие было проведено несколько семинаров и конференций по Платонову.

И, конечно же, платоновские ученые во всем мире продолжают публиковать свои работы о новых находках о Платонове (человеке, писателе, мыслителе, инженере) в большом количестве, в разных научных журналах и по самым разным темам.

Тем не менее, кажется, что все эти достижения - всего лишь небольшой шаг из тех многих, кто придет в эволюцию платоновской стипендии.

Во-первых, многое несмотря на неуклонный прогресс, еще предстоит проделать большую исследовательскую работу.

Кроме того, изучение сложного литературного творчества писателя продолжает поднимать новые темы и много новых вопросов, как в области исследовательских тем, так и методов исследования

Во-вторых, до сих пор до конца не раскрыто наследие Платонова.

Большая часть из них долгое время хранилась в личном архиве писателя - сохраненная для будущих поколений вдовой Платонова, Марией Александровной. А затем его дочерью. Мария Андреевна нашла способ публикации работ мужа (иногда в коррупционной форме).

Сначала отдельные статьи и новеллы (например, "Антисекс"; Платонов 1981), части тетрадей Платонова (Платонов 1972; 1990). Некоторые из них нашли путь к общественному достоянию.

И совсем недавно, за последние десять лет, Наталье Корниенко удалось сделать блокноты Платонова и большую часть его работ, пьес и сценариев фильмов, доступными для читателей и исследователей.

В Институте мировой литературы под руководством Натальи Корниенко началась публикация ранее неизвестных материалов, а также идет восстановление и переиздание ранее известных произведений.

Продолжение следует...