Техно
32 subscribers

Цифровые СМИ молодежь и обучение

Среди различных взглядов на идентичность, общее предположение, что способы определения идентичности претерпевают далеко идущие изменения в современном мире.

Google картинки
Google картинки

Это, безусловно, спорно, но это означает, что одним из мест, где можно было бы искать свидетельства изменений, была бы молодежь, и, возможно, особенно молодежь, в том, что касается ее связи с новыми технологиями

Ограничения технологии детерминизма часто называют трансформацией социальных отношений, экономики и обширных сфер общественной и частной жизни.

Такие аргументы регулярно используются в рекламах, а также в научных кругах.

Как указала Кэролин Марвин, такие рассуждения имеют долгую историю. Она показывает, как внедрение электричества и телекоммуникаций в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков поощрялось и оспаривалось дискурсами, в которых огромную роль играли технологии.

С одной стороны, эти технологии пропагандировались с помощью различных форм экспертного "бустеризма", который прославлял предоставляемые ими возможности, но, с другой стороны, часто звучат утверждения о том, что технологии могут угрожать сложившимся социальным отношениям.

Например, телефон был отмечен за то, как он может сделать бизнес более эффективным и способствовать более демократичным формам общественной жизни, но в то же время его осуждают за нарушение личных отношений и разрушение сложившихся социальных иерархий.

Например, популярные дискуссии в Интернете перемещаются между празднованием и паранойей с одной стороны, считается, что эти технологии создают новые формы общественной и гражданской жизни и предоставляют огромные ресурсы для личного освобождения и расширения прав и возможностей, а с другой - что они представляют опасность для частной жизни, создают новые формы неравенства и коммерческой эксплуатации, а также делают человека жертвой прогресса и технологий.

С одной стороны, считается, что эта технология освобождает человека от ограничений и узко иерархических методов работы, а с другой стороны, она рассматривается как ложная замена якобы подлинных ценностей, которые она заменяет. Такие рассуждения обычно воплощают в себе определенную форму технологического детерминизма.

С этой точки зрения считается, что технология возникает в результате нейтрального процесса разработок, а не взаимодействия сложных социальных, экономических и политических сил.

Считается, что технология оказывает влияние на социальные и психологические изменения, независимо от того, каким образом она используется, а также от социальных контекстов и процессов, в которые она входит.

Как и печатный станок, телевидение и другие новые технологии, предшествовавшие ему, компьютер рассматривается как автономная сила, в какой-то степени независимая от человеческого общества и действующая на него извне.

В случае образования это часто принимает форму того, что можно назвать "информационным детерминизмом". Информация рассматривается как нейтральный товар, который появляется как бы из ниоткуда. Часто кажется, что обучение приравнивается просто к доступу.

Считается, что при обеспечении такого доступа технологии выполняют по существу полезную функцию.

Например, утверждают, что это приводит к "десоциализированному" взгляду на технологию, который игнорирует ее социальную историю и видит в ней какое-то "влияние на общество, но вне его влияния " . Аналогично, понятия "информационного общества" и "экономики знаний", которые часто используются для оправдания растущего использования информационных технологий в школах, предполагают наличие некоторых весьма спорных представлений о порядке работы и новых навыков в связи с изменением характера занятости.

В более широком плане широко оспаривается утверждение о том, что "информационное общество" представляет собой новый способ социальной организации, при котором сложившиеся формы экономической, политической и социальной деятельности в корне отличаются друг от друга, и предположение о том, что эти изменения каким-то образом являются неизбежным следствием развития технологий.

Грубо говоря, этот подход рассматривает технологию просто как вопрос того, люди сами решают с какой целью ее использовать, она не обладает присущими ей качествами и считается по существу свободной от ценностей.

При этом игнорируется тот факт, что технологии обладают присущими им возможностями или доступностью их гораздо проще использовать в определенных целях. Относительно немногие из этих возможностей неизбежны история развития технологий полна примеров непредвиденных последствий и даже подрывного использования.

Тем не менее, формы, которые принимает технология, в значительной степени определяются социальными субъектами и социальными институтами, которые играют ведущую роль в ее производстве, и в определении того, где, когда и как она будет использоваться и кем.

В своем влиятельном обсуждении телевидения приводится весомый аргумент в пользу более диалектического подхода, при котором технологии формируют общество и формируют общество.

Google картинки
Google картинки

Другими словами, их роль и влияние частично определяются тем, для чего они создаются, но они также содержат присущие ограничения и возможности, ограничивающие способы их использования, и которые в свою очередь в значительной степени обусловлены социальными интересами тех, кто контролирует их производство, распространение.

Таким образом, этот подход начинает выходить за рамки понятия технологии как простой "причины" социальных изменений с одной стороны и идеи технологии как легкого "решения" сложных социальных проблем с другой. Аналогичные аргументы можно привести и в отношении средств массовой информации или способов коммуникации.

Например, так называемая "теория СМИ" подразумевает, что конкретные СМИ обязательно создают или продвигают определенные формы сознания и, следовательно, конкретные формы социальной организации.

Google картинки
Google картинки

Аналогично, теории "мультимодальной коммуникации", как представляется, предполагают, что изменения в доминирующих формах коммуникации - от преимущественно устного до более визуального стиля современных СМИ - приводят к изменениям в социальных отношениях.

Такие аргументы часто используются для поддержки далеко идущих медиа. И здесь опять же, такие теории, как правило, игнорируют различные способы использования этих различных средств массовой информации или способов коммуникации, и игнорируют сложные и иногда весьма противоречивые отношения между изменениями в средствах массовой информации и социальной властью.