Гендерный фактор ребенка: влияние пола на отцовское поведение

9 November 2019

Многочисленные исследования показывают, что отцы часто по-разному относятся к мальчикам и девочкам, что влияет на результаты развития детей. Однако сложившаяся сложная картина затруднена методологическими проблемами, присущими исследованию родительской опеки, и до сих пор не рассматривалась возможность того, что гендерные различия в наблюдаемом реальном отцовском поведении связаны с различиями в реакции мозга отца на детей мужского и женского пола.

https://c.pxhere.com/photos/33/42/soldier_children_family_kids_marine_love_kiss_male-706347.jpg!d
https://c.pxhere.com/photos/33/42/soldier_children_family_kids_marine_love_kiss_male-706347.jpg!d

По сравнению с отцами сыновей, отцы девочек более внимательны в общении со своими детьми, больше для них поют, применяют наиболее аналитический язык, а также имеют более сильную нейронную реакцию на счастливые выражения лица своей дочери в областях мозга, ответственных за вознаграждение и регулирование эмоций (медиальная и боковая орбитальная кора OFC). В отличие от них, отцы сыновей, участвуют в более грубых и хаотичных играх (RTP), используют больше языка общения со своими сыновьями и имеют более сильную нейронную реакцию на нейтральные выражения лица своего сына в медиальной OFC (mOFC). В то время как реакция mOFC на счастливые лица дочерей была отрицательно связана с RTP, реакция mOFC на нейтральные лица мальчиков была позитивно связана с RTP. Эти результаты показывают, что реальное отцовское поведение и функции мозга в реальном мире различаются в зависимости от пола ребенка.

Родители относятся к девочкам и мальчикам по-разному

Теория обучения предлагает родителям моделировать и укреплять гендерные стереотипы у своих детей. Например, некоторые исследования показывают, что матери разговаривают больше и имеют больше ограничений на физический риск с дочерьми, чем с сыновьями. Западные отцы и матери более детальны в автобиографическом повествовании с девочками, чем с мальчиками. Кроме того, родители часто поощряют стереотипное поведение в игре и домашней работе, но не поощряют типичное для мужчин и женщин поведение. Родители чаще играют с мальчиками в грубые игры (RTP), чем с девочками.

Сопутствующие направления исследований также указывают на различия в поведении родителей, связанные с социальным и эмоциональным развитием ребенка. Например, отцы маленьких детей чаще обращаются к покорным эмоциональным выражениям лица дочерей, передают гендерные стереотипы при обсуждении эмоций со своими детьми, и чаще выражают привязанность и реагируют на просоциальное поведение дочерей. Социализация отцов по сравнению с материнской социализацией может оказывать непропорционально большое влияние на развитие ребенка. Отцы имеют тенденцию проводить более сильные различия между мальчиками и девочками.

Систематическое изучение родительской опеки может быть особенно важным, учитывая ту роль, которую играет социализация в развитии эмпатии и альтруизма, особенно у детей. Множество исследований выявило явное различие в эмпатии по полу и соответствующих составляющих. Зачастую выясняется, что женщины в индустриально развитых западных культурах имеют более взаимозависимые понятия о себе и чаще реагируют на психосоциальный стресс. Хотя эти данные часто интерпретируются как биологически обусловленные половые различия, они могут также возникать в результате гендерной социализации эмоций. Считается, что поведение родителей влияет на развитие эмпатии и социального интеллекта. Уровень эмпатии взрослых связан с участием отцов в уходе и подавлением агрессии со стороны матери. Материнское тепло и дисциплинарный стиль предсказывают эмпатию ребенка в зрелом возрасте, контролируя уровень эмпатии в детстве.

Отцовский мозг реагирует на изображения лиц детей точно так же, как и мозг матери, особенно в нейронных системах, важных для вознаграждения и мотивации, регуляции эмоций, и сочувствия. Мозг отца по-разному реагирует на эмоциональные выражения лица дочерей по сравнению с сыновьями. В частности, отцы дочерей имели более сильную реакцию на счастливые выражения лица в областях визуальной обработки, что отражает повышенное внимание отцов к счастливым лицам своих дочерей. Отцы чаще ассоциируют счастье с девочками. Более того, отцы дочерей проявляли больший отклик в регионе боковой OFC, вовлеченной в регуляцию эмоций, особенно вовлеченной в усиливающие позитивные эмоции. Более активная деятельность в этой области также может быть истолкована как следствие повышенного внимания.

Отцы дочерей также более активно реагировали на счастливые лица в mOFC - компоненте мезолимбической дофаминовой системы. Этот участок мозга может быть неотъемлемым для кодирования гедонистического удовольствия, связанного со стимулом, и именно эта область, реагирует раньше и избирательно в ответ на лица младенцев. Отцы дочерей могут испытывать больше удовольствия от просмотра счастливых лиц своего ребенка, чем отцы сыновей.

Отцы сыновей с большей вероятностью приписывают эмоциональную доблесть нейтральным выражениям лица мальчиков. Отцы сыновей могут найти большее вознаграждение во взаимоотношениях, которые включают неоднозначные эмоции, характерные для RTP. Продольное исследование показало, что молодые отцы испытывали снижение содержания серого вещества в mOFC, что коррелировало с родительской интрузивностью во время игрового сеанса (PTP). Интересно, что отцы сыновей чаще реагировали mOFC на нейтральные выражения лица, и что эта деятельность положительно коррелирует с RTP. Фактически, корреляция между активностью mOFC и RTP была значимой только для отцов мальчиков. Нейтральные лица не следует интерпретировать как пустые лица, лишенные смысла, они могут быть более негативными или позитивными в зависимости от контекста и характеристики восприятия. Тот факт, что отцы сыновей более решительно реагируют на нейтральные выражения, делает возможным, что эти отцы более резко отрицательно или положительно относятся к нейтральным выражениям лица своих сыновей.

В дополнение к различиям в нейронных ответах, отцы сыновей отличались поведенческими и языковыми переменными. Отцы больше вовлечены в RTP с сыновьями. RTP включает в себя динамическое и силовое поведение, такое как щекотки, толкание и опрокидывание, которое было бы враждебным во многих обстоятельствах и которое может быть интерпретировано только как игра, учитывая конкретный социальный контекст. По этой причине считается, что он требует и увлекает регуляцию эмоций и сочувствие. Исследования подтверждают важность RTP для социальной компетентности и развития мозга. У людей отцовская грубая игра позитивно коррелирует с детской популярностью среди сверстников.

В то время как отцы больше занимались RTP с сыновьями, отцы дочерей больше занимались свистом и пением и были значительно более активны и отзывчивы к своим дочерям. Последний вывод относится к исследованиям гендерной социализации сочувствия, свидетельствуя о том, что отцы дочерей в межличностных диадических взаимоотношениях присутствуют и внимательны, а не отвлекаются на них. Это может способствовать развитию у девочек большего сочувствия. Изучая поведенческие выводы в целом, интригующая гипотеза заключается в том, что существует множество путей для усиления развития эмпатии и эмоционального регулирования, когда отцы дочерей используют больше эмоционального языка и больше внимания уделяют эмоциям, а отцы сыновей - более активному участию в RTP. Для отцов важно применять различные подходы к регулированию эмоций, поскольку это положительно отражается на эмоциональном и социальном состоянии детей. Отцы сыновей используют больше сленга, связанного с успеваемостью (например, "сверху", "победа", "гордость"), отцы дочерей используют больше аналитического сленга, что было связано с будущим академическим успехом.

Непременно подчеркивается важность использования отцом языка с маленькими детьми для формирования вербальных навыков в дальнейшем, даже после контроля за другими аспектами качественного ухода за детьми. Гендерные различия в языке отцов могут быть значимо связаны с будущими когнитивными результатами и могут помочь объяснить последовательный вывод о том, что девочки опережают мальчиков по успеваемости в школе в странах, приверженных обеспечению равных образовательных возможностей.