Визуальное восприятие: опасности для водителей

25 October 2019

Недостатки и ограничения в визуальной обработке хорошо известны в психологической литературе, и все же, поскольку восприятие каждого дня кажется нам настолько естественным и полным, непрофессионал может не знать о таких недостатках.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/05/04/15/55/driver-4178353_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/05/04/15/55/driver-4178353_960_720.jpg

У людей складывается впечатление, что их зрение цельно, непрерывно и неограниченно, и поэтому они могут переоценить свою способность воспринимать окружающий их мир, выполняя повседневные задачи. В связи с темой поведения за рулем, неспособность заметить или увидеть объекты может иметь катастрофические последствия для водителя и других участников дорожного движения.

Информирование людей об ограничениях их внимательности может побудить их задуматься о таких ограничениях во время вождения, что приведет к более безопасному поведению водителя. Например, более глубокое понимание пределов зрения и внимания может заставить людей быть более внимательными, прежде чем выехать на перекресток.

Слепота изменений

Трудно заметить изменения, которые происходят вокруг, если они происходят во время временного нарушения зрения, например, во время моргания или даже движения глаз. Примеры последствий слепоты изменений можно найти во многих реальных ситуациях.

Например, в одном исследовании экспериментатор привлек внимание пешехода и завязал разговор. В середине беседы рабочие шли между участником и экспериментатором, загораживая его взгляд дверью, а конфедерат менялась местами с первоначальным экспериментатором. В данном исследовании только 50% участников обратили внимание на эту смену.

Демонстрация слепоты к изменениям

Феномен слепоты изменения можно сравнительно легко демонизировать, неоднократно представляя две картинки, назовем их картинками А и Б, одну за другой. Рисунок B такой же, как и рисунок A, за исключением того, что в него было внесено одно изменение. Например, на сцене вождения изображения B может совпадать с изображением A, за исключением того, что автомобиль или пешеход были удалены с изображения.

В типичном демоническом проявлении слепоты после картинки A будет показан пустой экран, затем картинка B, затем пустой экран, и так далее. Пересекающиеся пустые экраны имитируют и действуют так же эффективно, как и мигание (или движение глаз), маскируя переходные процессы между двумя изображениями, которые не указывают ни на какое изменение положения. Типичные результаты показывают, что люди чрезвычайно плохо замечают разницу между двумя изображениями даже при длительном просмотре.

Многочисленные факторы влияют на то, насколько трудно наблюдать изменения. Например, одни изменения лучше видны, чем другие. Если произведено изменение изображения, семантически несовместимое с исходным изображением, его легче обнаружить.

Кроме того, не все парадигмы слепой необходимости требуют визуальной окклюзии; слепая необходимость может возникать, когда что-то постепенно меняется вокруг или когда вводятся переходные процессы. Когда происходят изменения таким образом, пожилым людям сложнее обнаружить эти изменения, чем молодым. Кроме того, когнитивная нагрузка, возникающая при попытке выполнить две задачи одновременно, может также модулировать эффективность обнаружения изменений.

Как происходит слепота и при каких обстоятельствах ее сложнее обнаружить, потенциально важны для безопасности водителя. Это может быть особенно актуально с учетом того, что водитель должен постоянно обновлять свое представление о мире, когда он движется по нему на скорости. Ученые исследуют, могут ли демонстрации слепоты изменений играть важную роль в обучении вождению, подчеркивая, что люди могут видеть не так много, как они думают.

Способность и самоуверенность водителя

Чрезмерная самоуверенность в своих способностях была обнаружена в различных областях, от академических исследований и принятия финансовых решений до управления способностями. Действительно, в одном исследовании 70-90% водителей сообщили, что их вождение было лучше и менее рискованным, чем в среднем по стране.

Аналогичным образом, участники обычно переоценивают свою способность обнаруживать изменения в визуальной сцене. Когда участников спросили, увидят ли они какие-то изменения вокруг, они с уверенностью заявили, что увидят. Однако, когда другие участники были протестированы с помощью метода диагностики слепоты, фактический уровень обнаружения этих изменений был низким.

Хотя не представляется возможным обучить участников видеть изменения более эффективно, возможно, что, повышая осведомленность о визуальных ограничениях, люди будут более бдительными в целом и, возможно, с большей вероятностью будут избегать участия в отвлекающих задачах.

Чрезмерная самоуверенность может быть опасной и может привести к принятию рискованных решений и потенциально опасным последовательностям действий. Традиционное обучение и подготовка водителей, предназначенные для информирования водителей о рисках и опасностях вождения, может на самом деле усугублять проблему чрезмерного доверия за счет повышения уверенности участников в своих способностях. Одна из причин неэффективности этих курсов заключается в том, что они, возможно, повышают способность водителей чувствовать себя более уверенно и повышают их убежденность в своей способности справляться с ситуациями потери контроля.

Это связано с тем, что курсы способствуют развитию практики в контролируемых ситуациях, но эти процедуры могут плохо переноситься на сценарии реальной жизни. Одним из следствий этого является то, что водители, которые больше уверены в своих способностях, могут чувствовать себя более комфортно при вождении.

Демографические различия в степени самоуверенности

Было установлено, что в некоторых случаях самоуверенность связана как с возрастом, так и с полом. Было установлено, что мужчины в целом более самоуверенны, чем женщины, в различных областях, таких как уверенность в своих ответах на академические тесты, особенно когда ответы неверны, уверенность при принятии инвестиционных решений и уверенность в конкурентных задачах.

Однако в области поведения водителя данные не столь ясны. Молодые водители-мужчины чаще недооценивают свои шансы на несчастный случай и воспринимают вождение как менее рискованное по сравнению со своими сверстниками и старшими водителями.

Метод снижения самоуверенности

Можно уменьшить чрезмерную уверенность участников в своих способностях. Например, хотя люди, как правило, слишком уверены в своих ответах на вопросы, связанные с общими знаниями, можно уменьшить такую самоуверенность.

Одним из способов достижения этого является представление вопросов, которые кажутся простыми, но на самом деле являются сложными, и затем предоставление участникам обратной связи по их ответам. Люди не были так уверены в своих ответах на последующие вопросы общего характера, как только узнавали о своей работе по вопросам, которые они считали простыми.

В данном случае важна не обратная связь, а несоответствие между предполагаемой и фактической сложностью.

В рамках недавнего исследования изучались целесообразность и потенциальные выгоды проведения демонстрации слепоты изменений в рамках национального курса по безопасности водителя. Общие результаты показали, что такая задача была эффективной в плане повышения уверенности участников в том, что они сами способны замечать важную визуальную информацию.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/05/04/13/25/traffic-337574_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/05/04/13/25/traffic-337574_960_720.jpg

Большинство участников сообщили, что демонстрация была полезной и что необходимо представить ее другим участникам дорожного движения и широкой общественности. На данном этапе ученые уверены, что задача слепоты изменений эффективна в повышении осведомленности об ограниченных возможностях и изменении отношения водителя, и может привести к положительным изменениям в поведении на дорогах.