153 подписчика

Эволюция и Индия.часть 2

938 прочитали

Теория Пурушардхи получает конкретное выражение в схеме ашрамов индуизма. Согласно этой схеме, жизнь делится на четыре стадии: 

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

  • Брахмачарья
  • Грухастха
  • Ванапрастха 
  •  Саньяса

  Причем у  каждой стадии собственные требования и функции. 

Человек вступает на стадию жизни, Брахмачарью, посредством исполнения прав посвящения.

Эта церемония посвящает человека в дисциплинированную жизнь.

Право на инициацию знаменует собой начало учёбы в школе-обязанность в жизни человека.

Помимо интеллектуального оснащения и дисциплинированной жизни, необходима тренировка характера и этической жизни.

Ученику надлежит сдерживать чувства.


В этом контроле чувств заметно подчеркивается управление половым инстинктом, и каждый индивид, проходящий через эту стадию, проявив полное безбрачие.

Таким образом, люди познают  истинную Дхарму на первой стадии. 

Вторая стадия жизни, Грухастха, - это жизнь женатого человека. 

Цель брака, согласно индуистской философии, Дхарма, потомство и плотские утехи. 

 Личное удовлетворение  одна из целей брака, но последнее место, ясно указывало на то, что оно не должно руководить правилом жизни.
Брак это скорее социальное обязательство, так как главная цель - выполнение Дхармы и увековечение семьи, и продолжение существования группы через потомство. 

Вступив на третью ступень жизни, Ванапрастху, люди продолжают выполнять роли второй ступени. 

 Но достижение этой лестницы лежит в той дисциплине, которая готовит человека окончательно к отказу от семейных уз и социума.


Все телесные удобства постепенно распределяется.

Этот аскетизм особенно важно культивировать в человеке безразличие к собственному телу.

Последняя стадия жизни, Саньяса, - это жизнь отшельника. 

 Индуистский идеал жизни-мокша, и этого можно достичь, согласно гите, культивируя отстраненность от мирского.  

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Долг этой стадии главным образом определяются с целью достижения  состояния транса. 

В этой идеологической схеме Пурушарт и ашрамов эволюция жизни рассматривается с точки зрения учёбы или воспитания индивида через специально обеспеченные среды на всевозможных стадиях жизни; в то время как на структурной схеме Варна-кастовой организации эволюция жизни рассматривается с точки зрения большей группы, и положение индивида определяется в группе со ссылкой на врожденную природу, его тенденции и предрасположенность.

Индуистское общество развивалось в высоко структурированном кастовом укладе.  

Много исследований о происхождении кастовой схемы.

Одна расовая теория происхождения касты говорит о чистоте и кристальности крови арийской расы.

Однако другие объяснения подтверждают мнение о том, что каста это главным образом профессиональна по  происхождению.

Занятия, организованные в гильдии, стали исключительными и разделились на касты.

Слово Варна-это все, что есть у теоретиков чистокровной расы в поддержку их позиции.

Они заключают на  различие в цвете являясь одной из причин, лежащих в основе касты, ибо каста возникла из Варненской  организации.

На самом деле, в санскрите слово Варна означает внешний у сословия общества; и Ману использовал Варну синонимично с джати.

Означающей происхождение, форму существования, определяемую рождением, положением, рангом, семьей, родом и видом.

Теория происхождения Варны из различных частей тела Творца также находит свое место в раннем Писании индийской общественной мысли.

Для исторической трактовки варно-кастовой системы историю Индии разделяют на четыре периода: 

  1.  Ведический период, заканчивающийся около 600 г. до н. э. и включающий литературные данные ведических Самхит и брахманов; 
  2.  Пост-Ведический период, простирающийся примерно до 3-го века христианской эры; 
  3. Период Дхарма шастра, завершившийся в 11 веке н. э. Ману, Яджнавалкья и Вишну  главный выразитель общественных идеалов этого периода.         
  4. Четвертый, современный период начался в начале 19 века. Обычаи и верования современного индийского общества  в основном зафиксированы и классифицированы мыслителями этого периода. 

 В этот период развивались современные народные языки Индии.

В Ригведе,в ранней литературе первого периода, часто упоминаются три класса общества: 

  •  Брахма
  •  Кшатра 
  •  Вис

Происхождение четырех каст (то есть добавление шудры к этим трем) повторяется в  поздних работах этого периода.

Эти четыре класса описываются как имеющие божественное происхождение, и эти классы или категории регулярно упоминаются как Варны.   

 В литературе пост-ведического периода, хотя и повторяется, что бытует только четыре варны, но упоминаются некоторые смешанные касты, а ещё группа изгоев. 

Значение жертвоприношений и ритуалов росло, равно как и престиж жреца, и считается, Творец распределил обязанности и функции четырех каст в соответствии с присущими им качествами и способностями индивидов. 

Этот период свидетельствует о жесткой стратификации и внутренней солидарности четырех варн, а правила и предписания, регулирующие социальную жизнь и индивидуальное поведение, различались в зависимости от сословий, к которым они принадлежат в обществе. 

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Третий период индийской истории ознаменован двумя событиями в идеалах индуизма:  

  1. Прославление даров браминов  
  2.   Схематический рост воображаемых адов в качестве наказания за некоторые  проступки и прогрессивным применением учения о перерождении. 

Солидарность касты как единицы социальной организации получает все большее признание.

Продолжение в следующей статье...