Многокомпонентная модель рабочей памяти: исследования в экспериментальной когнитивной психологии

12 November 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B5%D1%8F-1370955/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B5%D1%8F-1370955/

Существует ряд способов описания и объяснения когнитивных способностей, каждый из которых дает уникальную и ценную перспективу.

Когнитивная психология пытается разработать и протестировать функциональные счета когнитивных систем, которые объясняют возможности и свойства когнитивных способностей, выявленные на основе эмпирических данных, собранных с помощью целого ряда поведенческих экспериментальных парадигм.

Большая часть исследований в когнитивной психологии рабочей памяти в значительной степени зависела от многокомпонентной модели рабочей памяти.

Расширяя понятие пассивной краткосрочной памяти до активной системы, которая обеспечивает основу для сложных когнитивных способностей, модель открыла многочисленные вопросы и новые направления исследований.

Многие дисциплины когнитивной нейронауки индивидуально и в синергии внесли существенный вклад в сбор эмпирических результатов и разработку теоретических моделей, которые составляют наше понимание рабочей памяти.

Многокомпонентная модель рабочей памяти

Существует несколько способов реализации временного хранения информации в рамках когнитивной системы. Например, можно представить себе распределенную систему с набором независимых процессоров, взаимодействующих друг с другом.

В ряде экспериментов простая одновременная задача держать и говорить вслух последовательность из шести цифр оказала важное влияние на обучение, понимание и рассуждения. Полученные результаты послужили как убедительным аргументом в поддержку общей концепции системы рабочей памяти, так и информацией, которая привела к разработке конкретной многокомпонентной модели рабочей памяти.

Полученные результаты и разработанный метод позволили провести большое количество эмпирических исследований, которые позволили провести дальнейшее тестирование и разработку модели.

Фонологическая петля

Фонологическая петля состоит из двух компонентов: фонологического хранилища, в котором хранятся следы памяти в акустической или фонологической форме, исчезающие через несколько секунд, и репетиционного процесса, аналогичного субвокальной речи.

Функция репетиционного процесса артикуляции заключается в извлечении и повторном прочтении содержимого фонологического хранилища и, таким образом, обновлении трассы памяти.

Ограниченный период

Самый основной вывод, связанный с вербальным краткосрочным магазином, заключается в ограниченном объеме информации, которую он может хранить. Измеряемая простой задачей немедленного серийного вызова, она может вмещать от пяти до восьми элементов.

Однако, как показывают многие эксперименты, количество хранимых предметов зависит от их характеристик. Эти данные также свидетельствуют о структуре словесного краткосрочного магазина.

Нерелевантный звуковой эффект

Обращение к речи, не относящейся к делу, либо одновременно, либо после представления элементов списка, значительно снижает последовательность повторения словесного материала.

Дальнейшие исследования показали, что эффект не ограничивается речью и музыкой, а проявляется при других формах колебаний в состоянии неактуального потока стимулов, таких как переменные тона.

Кроме того, эффект неактуальной речи одинаков для фонологически схожих и разнородных запоминающихся предметов и не зависит от фонологического сходства неактуальной речи и запоминаемого материала, что говорит против объяснения в терминах трассировка памяти.

Для объяснения нерелевантного эффекта речи был предложен ряд теоретических объяснений, основанных на теории временных различий, характерной модели и объектно-ориентированной модели записи эпизодов.

Однако дополнительные исследования показали, что неактуальным звуковым эффектом является:

а) добавление эффекта фонологического сходства

б) отсутствие, когда запоминающиеся элементы не закодированы в фонологическом хранилище

в) наличие даже если неактуальные звуки представлены только в период после презентации, и даже если повторение и даже если подвокал не предусмотрен.

Эффект длины слова

Непосредственная память о последовательностях слов уменьшается по мере увеличения длины произнесенных слов.

Этот надежный результат первоначально интерпретировался как отражение распада трассы памяти с течением времени, при этом для репетиции длинных слов требуется больше времени, что позволяет больше распада, чем короткого.

Артикулаторное подавление

Когда участникам задают повторное артикулирование несвязанного слова, функция процесса репетиции отключается, что приводит к ряду последствий, обеспечивающих дополнительные испытания модели.

Во-первых, при наличии такого подавления артикуляции эффект длины слова отменяется, что подтверждает предположение модели о том, что подвокальная артикуляция в реальном времени служит для обновления следов распада памяти в фонологическом хранилище.

Во-вторых, подавление артикуляции при визуальном представлении памятуемых предметов приводит к нарушению передачи информации в фонологическое хранилище, что подтверждается устранением эффектов в таком состоянии фонологического сходства или звука, не относящегося к делу.

Заключение

Фонологический цикл был первым и наиболее изученным компонентом многокомпонентной модели рабочей памяти. Представляется, что первоначальные предположения модели выдержали мощный натиск эмпирического тестирования и доказали, что она является надежной и хорошо объясняющей явления, связанные с вербальной рабочей памятью.

Можно ожидать, что дальнейшие исследования создадут новые проблемы для модели и помогут наметить детализированные механизмы, используемые для последовательного хранения фонологической информации.