дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

ТОП-5 лучших бронеавтомобилей Второй Мировой войны.

9 November 2019

Бронеавтомобили собственного производства, закупленные или трофейные использовали все без исключения армии стран-участниц Второй Мировой войны. Сегодня я представляю свой (сугубо субъективный) список ТОП-5 лучших бронеавтомобилей (БА), участвовавших в боевых действиях в период с 01.09.1939 по 02.09.1945 гг.

5-ое место. Armored Car T17E1 (М6/ Staghound Mk I). США/Великобритания.

Название этого среднего по массе бронеавтомобиля несколько раз изменялось с момента проектировки до принятия на вооружение. T17E1 изначально предназначался для армии США. Данный БА на полигонных испытаниях показал хорошие скоростные качества и маневренность. Заявленные показатели вооружения и брони на первых порах тестирования были удовлетворительными.

В октябре 1942 года началось серийное производство T17E1, получившего армейское обозначение М6. Первые же результаты боевого применения М6 во время боёв в Северной Африке разочаровали американское командование, недовольное тем, что БА не мог на равных сражаться с германскими легкими и средними танками.

В конце концов, высшее военное руководство США весной 1944 года отдало предпочтение серийному выпуску нового – более лёгкого и дешёвого в производстве бронеавтомобиля M8 (смотри далее по тексту).

Почти ¾ всех выпущенных экземпляров М6 американская сторона в рамках программы «ленд-лиза» передала Великобритании. Английским военачальникам М6 весьма приглянулась, и они охотно приняли её на вооружение под обозначением Staghound Mk I.

Staghound («Стагхаунд») – это порода охотничьей собаки, выведенной для охоты на оленей. ТТХ Staghound Mk I в целом соответствовали БА, предназначенному для выслеживания и охоты на «одноклассников» и различную лёгкую бронетехнику противника:

Боевая масса – 13,92 т; экипаж – 5 человек; вооружение – нарезная пушка калибром 37-мм и 3 пулемёта калибром 7,62 мм; мощность двигателя – 2х97 л.с.; скорость по шоссе – 89 км/ч; запас хода по шоссе – 725 км. Габаритные размеры: длина – 5,48 м; ширина – 2,69 м; высота – 2,84 м. Колёсная формула – 4х4. Максимальное бронирование – 32-45 мм (башня) и 22 мм (лоб корпуса). Преодолеваемые препятствия: высота стенки – 1,2 м; ширина рва – 2,5 м; глубина брода – 1,6 м.

Несмотря на солидное для БА бронирование, пробивной мощи 37-мм пушки было явно недостаточно для того, чтобы вести прямые столкновения с немецкими танками, имевшимися на вооружении Панцерваффе в конце 1942 года.

Всего американская промышленность выпустила 3844 бронеавтомобиля М6, из них 2836 были переданы английской стороне. После завершения Второй Мировой войны «Стагхаунды» продолжали службу в армиях стран Британского содружества вплоть до начала 1980-х гг.

 Armored Car М6.
Armored Car М6.

4-ое место. Daimler Armoured Car (Великобритания).

По общепринятой классификации «Дэймлер» относился к тяжёлым бронеавтомобилям. Британская военная номенклатура относила Daimler к категории лёгких колёсных танков. И это имело под собой основания, ведь на «Дэймлере» устанавливалась башня от лёгкого танка «Тетрарх».

Daimler имел средние габариты, приемлемый вес, высокую скорость, хорошую проходимость, удовлетворительное для бронеавтомобиля бронирование и достойное вооружение.

Основные ТТХ Daimler: боевая масса – 7,62 т; экипаж – 3 человека; вооружение – нарезная танковая пушка калибром 40-мм, 2 пулемёта калибром 7,62 и 7,92 мм; мощность двигателя – 95 л.с.; скорость по шоссе – 80 км/ч; запас хода по шоссе – 328 км. Габаритные размеры: длина – 3,96 м; ширина – 2,44 м; высота – 2,24 м. Колёсная формула – 4х4. Максимальное бронирование – 16 мм (лобовая проекция).

Как видно из представленных данных, БА «Дэймлер» по параметрам своего бронирования и орудийной мощи не только соответствовал лёгким танкам (своим и вражеским), но даже превосходил многие из них. В частности Daimler по боевому потенциалу своему (при правильном использовании на поле боя) ничуть не уступал немецким лёгким танкам Pz. I и Pz. II.

БА «Дэймлер» принимали участие в боевых действиях в Северной Африке, Западной Европе и Юго-Восточной Азии, заслужив высокие положительные отзывы. Как верно заметил М. Б. Барятинский Daimler Armoured Car стал «наиболее удачным пушечным бронеавтомобилем британской армии периода Второй Мировой войны».

Всего с 1941 по 1945 гг. английская промышленность выпустила 2694 бронеавтомобилей Daimler в трёх основных серийных модификациях. БА «Дэймлер» состояли на вооружении территориальных британских войск вплоть до 1965 года.

Daimler Armored Car.
Daimler Armored Car.

3-ье место. Light Armored Car М8 (США).

Этот лёгкий по массе бронеавтомобиль, принятый на вооружение в марте 1943 года, пришёл на замену М6, о котором шла речь ранее. В отличии от своего предшественника М8 был легче почти на 6 тонн, имел меньшие габариты, улучшенную колёсную формулу (6х6) и противопульную (облегченную) броню.

В результате подобных изменений из М8 получился маневренный и скоростной бронеавтомобиль, хорошо годившийся для проведения разведки и боевого патрулирования.

М8, участвовавший во всех главных и локальных боевых операциях на Западном фронте с июня 1944 по май 1945 гг., получил не менее высокие положительные отзывы, чем М6.

Всего с конвейеров автогиганта «Форд» сошли 8523 экземпляра М8. Данные бронеавтомобили, поставляемые Великобритании в рамках программы «ленд-лиза», получили наименование Greyhound («Грейхаунд» – борзая).

М8 оставались в строю после завершения Второй Мировой войны ещё более 60 лет. Light Armored Car М8 ещё десять лет назад несли боевое дежурство в армиях Греции, а также ряде стран Южной Америки и Африки.

Light Armored Car M8.
Light Armored Car M8.

2-ое место. Sd.Kfz.231(8-Rad). Германия.

Этот бронеавтомобиль, имевший полное официальное наименование Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad, был принят на вооружение вермахта в 1937 году. По германской классификации Sd.Kfz.231(8-Rad) относился к тяжёлым БА, но согласно общепринятым мировым стандартам эта боевая машина была лёгкой по массе.

Sd.Kfz.231 (8-Rad) стал первым в мире четырёхосным бронеавтомобилем с полным приводом, запущенным в серийное производство. По многочисленным оценкам специалистов по бронетехнике, Sd.Kfz.231(8-Rad) вполне заслужено претендует на роль лучшего в плане технического совершенства БА периода Второй Мировой войны.

Sd.Kfz.231(8-Rad) обладал набором важнейших качеств, необходимых для БА своей эпохи – высокой скоростью, достаточной маневренностью и проходимостью, простотой в эксплуатации, приемлемым вооружением для борьбы с одноклассниками и вражеской пехотой.

Sd.Kfz.231(8-Rad) отлично подходил для ведения активной разведки, боевого патрулирования, стремительных рейдов в тыл противника, непосредственной поддержки пехоты во время наступления и зачистки населённых пунктов.

Основные ТТХ Sd.Kfz.231(8-Rad): боевая масса – 7,38 т; экипаж – 3 человека; вооружение – нарезная танковая пушка калибром 40-мм, 2 пулемёта калибром 7,62 и 7,92 мм; мощность двигателя – 95 л.с.; скорость по шоссе – 80 км/ч; запас хода по шоссе – 330 км. Габаритные размеры: длина – 3,96 м; ширина – 2,44 м; высота – 2,24 м. Колёсная формула – 4х4. Максимальное бронирование – 16 мм (лобовая проекция). Преодолеваемые препятствия: подъём – 30 градусов; высота стенки – 50 см; ширина рва – 1,24 м; глубина брода – 1 м.

Несмотря на высокие положительные отзывы и более чем хорошие показатели ТТХ, общий серийный выпуск Sd.Kfz.231(8-Rad) с 1936 по 1943 гг. составил всего 607 экземпляров. В связи с такой малочисленностью БА не смог стяжать лавры основной и лучшей колёсной бронированной машины вермахта.

Sd.Kfz. 231(8-Rad).
Sd.Kfz. 231(8-Rad).

1-ое место. Sd.Kfz.234. Германия.

Данный бронеавтомобиль был разработан для замены Sd.Kfz.231(8-Rad). По задумке верховного германского командования Sd.Kfz.234 предстояло стать основным БА вермахта.

Одним из инициаторов создания наиболее совершенного бронированного автомобиля для ведения разведки, а также для огневой поддержки и непосредственного обеспечения действий пехоты стал Г. Гудериан. Во многом по его инициативе на новой машине было усилено бронирование и уставлено более мощное вооружение.

По своим итоговым ТТХ, как и планировалось, Sd.Kfz.234 превзошёл своего предшественника. Несмотря на увеличение массы до 11,5 тонн, общего и максимального бронирования в два раза, а также на установку более тяжёлого вооружения, скоростные и маневренные качества машины не пострадали. Более того, запас хода и способность преодолевать препятствия заметно у БА возросли.

Sd.Kfz.234 выпускался в 4 основных модификациях, отличавшихся башней (открытого или закрытого типа) и калибром оружия – 20, 50 и 75 мм. Модификации Sd.Kfz.234/3 и Sd.Kfz.234/4 вооружались соответственно танковой и противотанковой 75-мм пушками. Эти орудия были способны поражать со средних дистанций основные танки стран Антигитлеровской коалиции – Т-34-85 и М4 «Шерман».

Sd.Kfz.234 приняли на вооружение и запустили в серийное производство в июне 1944 года, когда судьба Третьего рейха была уже предрешена, а его военное производство стало испытывать регулярные затяжные трудности и перебои.

Общий выпуск Sd.Kfz.234 во всех модификациях составил всего 478 экземпляров. Столь мизерное число данных бронеавтомобилей не позволило им стать основной боевой машиной разведки и заменить устаревшие образцы колёсной бронетехники вермахта.

Sd.Kfz. 234/2 "Puma".
Sd.Kfz. 234/2 "Puma".
Sd.Kfz. 234/3.
Sd.Kfz. 234/3.
Sd.Kfz. 234/4.
Sd.Kfz. 234/4.

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!