дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

"Психомузыковедение": звуки и эмоции

9 November 2019

Звучание и чувства: воздействие вибраций

Это статья о научном эксперименте, в котором было изучено действие тембра в процессе создания эмоций.

В 2-х проведенных опытах 180 аудиальных стимулов были созданы путем смешивания звуков 10-ти инструментов (флейты, кларнета, трубы, тубы, фортепиано, валторны, скрипки, гитары, саксофона и колокола).

В 1-м эксперименте участники получали стимулы – звуки каждого из инструментов, по одному за раз и оценивали степень звучания. То есть распознавался именно характерный музыкальный звук. Во 2-м эксперименте одинаковые звуковые стимулы оценивались по эмоциональному отклику, то есть, звучат ли они счастливо, печально, злобно, страшно или отвратительно.

Авторы извлекли акустические особенности из этих инструментальных звуков и исследовали, в какой степени эти характеристики могут предсказывать как эмоции, так и тембровые оценки, сделанные с помощью одних и тех же звуковых стимулов.

Взаимосвязь между акустическими особенностями и суждениями об основных эмоциях, однако, не была однородной. Подгруппа, связанная с воспринимаемой активностью в звуке, предсказывала гнев, страх и отвращение, но не грусть. Поскольку эта подгруппа смогла предсказать все эмоции, кроме печали, это указывает на то, что некоторые тембровые особенности играют существенное значение в появлении эмоций и что тембр может быть более полезным индикатором для конкретных эмоций, чем эмоций в целом.

Эмоции в звуках воспринимаются рядом атрибутов, таких как диапазон, громкость, продолжительность и тембр.

the resource: pinterest.ru/pin/113504853080796022/
the resource: pinterest.ru/pin/113504853080796022/

Тембр - акустическое свойство звука, необходимое для идентификации слуховых стимулов с идентичными тонами. Например, для идентификации двух музыкальных инструментов, играющих одну и ту же ноту в течение одной и той же продолжительности, используется тембр.

В данном исследовании рассматривается роль тембра в восприятии эмоций. Существуют масштабные исследования о том, как акустические и структурные особенности способствуют эмоциональному самовыражению в музыке, но очень мало исследований посвящено изучению связи между тембром и эмоциями.

Было обнаружено, что акустические стимулы воздействуют на центр тяжести слушателя, меняют соотношение высокочастотной и низкочастотной энергии и могут предсказать силу эмоций, но остается нерешенным вопрос, как конкретно это влияет на определенные сферы чувств.

Рассматривая отдельные категории чувств, мы можем более подробно описать взаимосвязь между ними и тембром.

В данном случае изучалась роль тембра в восприятии и переживании различных оттенков ощущений и рассматривались следующие вопросы:

  • предсказывают ли акустические особенности звука, передающие тембр инструментальных звуков, различные категории эмоций?
  • Если да, то каким образом они связаны между собой?

Эмоциональный тембр (Emotion Timbre) - это атрибут звука, используемый слушателем для оценки того, чем два звука, похожие по громкости и тону, отличаются друг от друга. Гельмгольц определял различные тембры как результат различных диапазонов сложного тона в устойчивом состоянии.

Однако эти определения не дают адекватного описания акустических характеристик, которые предсказывают как тембр, так и эмоции в звуке. Широкий спектр характеристик от громкости и шероховатости до диссонанса и гармонии может объяснить воспринимаемые переживания, но могут ли эти характеристики также объяснить тембр?

Психоакустические эксперименты показали, что тембр многомерен. Он возникает из-за распределения акустических характеристик, а не одного физического измерения.

Акустические особенности, такие как амплитуда, фаза, время воспроизведения, тонкая структура спектра, спектральные колебания, наличие низкоамплитудной высокочастотной энергии одновременно влияют на восприятие тембра и являются ключевыми для распознавания инструментов.

В настоящем исследовании использовались эти акустические характеристики и было изучено, в какой степени они предсказывают восприятие основных видов чувств - радости, огорчения, гнева и других.

the resource: pinterest.ru/pin/745979125751949742/
the resource: pinterest.ru/pin/745979125751949742/

Результаты и перспективы будущей работы

Данное исследование являлось продолжением работы, проведенной ранее в 2012 году и подтвердило, что некоторые акустические характеристики больше подходят для прогнозирования специфических эмоций, чем другие. А какие-то акустические свойства, напротив, не стимулируют конкретные чувства, но могут служить индикатором наличия переживаний в целом.

Эксперимент выявил и поставил ряд новых вопросов, связанных со стимулами, используемыми для оценки как тембра, так и вызываемых чувств.

Метод, используемый для создания аффективных звуков, был уникальным по сравнению с предыдущими исследованиями.

Этот метод производства звука может ограничить эмоциональную реакцию участников этой вариативности, которая оказалась недостаточно разнообразной для точного воспроизведения предполагаемой эмоциональной реакции.

Несмотря на эти ограничения, эта научная работа способствует расширению подхода к изучению взаимосвязи между музыкой, речью и эмоциями, вводя новый путь в области познания, чтобы связать тембр и чувства зрителей с точки зрения специфических звуковых функций.

Опираясь на полученную информацию, ученые могут продолжить изучение роли эмоций в инструментальных звуках вплоть до исследования близости их восприятия и реакции на них к той, которую вызывают звуки речи.