Когда в России появятся свои Илоны Маски. Взгляд экономиста-психолога.

На прошлой неделе журнал За рулём опубликовал статью, в которой описывается проект нового электромобиля Монарх.

Проект основан Алексеем Пономаренко. На сегодняшний день, судя по фотографиям и видео, назвать это "проектом" пока рано. Однако всё-таки надо г-ну Пономаренко отдать должное - он "у себя в гараже" и возможно на свои средства создал некую платформу с четырьмя колёсами и кузовом. Вполне возможно, что этот прототип таки будет дособран и возможно даже сможет проехать некоторое расстояние своим ходом. Внешний вид кузова, кстати, вполне красивый и современный, судя по компьютерной графике и даже по сваренному образцу.

Задумка, конечно, замечательная.  Что будет, когда она столкнётся с реалиями психологии российских потребителей?
Задумка, конечно, замечательная. Что будет, когда она столкнётся с реалиями психологии российских потребителей?
Задумка, конечно, замечательная. Что будет, когда она столкнётся с реалиями психологии российских потребителей?

Представим себе на минуту, что реальный автомобиль всё-таки собран и даже получил сертификат. Следующий вопрос - какие у этого электромобиля могут быть рыночные перспективы?

Рассмотрим рынок потенциальных покупателей. Стартуем, естественно, дома, в России. Потребители в России делятся на следующие категории.

1) Mы вообще не будем покупать ничего российского, только импорт. Покупать отечественное - ниже нашего достоинства. Мы ездим только на иномарках, часы у нас - Ролэкс, дачи у нас построены, само собой, без единого (российского) гвоздя. И даже, например, в нашей авиакомпании самолёты - только А и Б, а с ОАК, ГСС, Ту, Ил мы и разговаривать никогда не будем, даже если их самолёты станут надёжнее, экономичнее и дешевле иномарок. И вообще в моём Айфоне больше мощности, чем в ихнем Эльбрусе.

2) Пономаренко предлагает отечественную продукцию? Да кому нужно это дерьмо, если можно добавить двести тысяч рублей и купить настоящую импортную Tesla. И вообще, зачем вкладывать деньги в разработку своего, когда уже есть импортные аналоги?

3) Пономаренко предлагает отечественную продукцию? Ну вот когда он докажет, что она лучше импорта, тогда может быть и подумаем. А пока будем покупать настоящие иномарки. И вообще, пусть продаёт свой электрокар за границу, если он такой хороший.

4) Пономаренко предлагает отечественную продукцию, она существенно дешевле импорта, серьёзных нареканий не вызывает, ну такое можно купить, поскольку оно в несколько раз дешевле.

Понятно, что на таком "рынке" совершенно нет никакой возможности создать действительно конкурентоспособный продукт, который можно продать за его качество, а не за бросовую цену.

Причём не помогут в этом вопросе нашей стране ни "верховенство закона", ни "свобода предпринимательства", ни "поддержка малого и среднего бизнеса", ни "сокращение расходов на оборону", ни "инвестиции в человеческий капитал".

А единственное условие, при котором можно вырваться из пост-совковой нищеты, это если бы была следующая категория потребителей (причём она была бы в большинстве)

5) Как только Пономаренко предложит отечественный аналог, мы его купим даже если он будет уступать импорту, и даже если будет не дешевле. Потому что он - отечественный. И болеем мы за всё своё - и за футбольную сборную на Чемпионате Мира, и за Су-57, и за Монарх и даже за Жигули.

И ещё - каждый из нас должен понимать. Если я с уважением отношусь к работе соседа, то и сосед с уважением относится к работе моей. Если я с энтузиазмом покупаю отечественный продукт, то и мой продукт с энтузиазмом купят остальные россияне, и все мы будем во взаимной выгоде, вместо того, чтобы отдавать деньги иностранцам (причём не по заслугам, а просто за надпись латинскими буквами).