Почему Китай является развитой страной, а Восточная Европа - недоразвитой. Заметки из американского учебника экономики. Часть 1

292 full reads
367 story viewsUnique page visitors
292 read the story to the endThat's 80% of the total page views
2 minutes — average reading time
Новая индустриальная революция Китая
Новая индустриальная революция Китая
Новая индустриальная революция Китая

Что нужно, чтобы стать или быть развитой индустриальной страной?

Что скажут эксперты Высшей Школы Экономики? "Нужна свободная торговля с западными странами, нужна поддержка малого бизнеса, нужна поддержка сферы услуг, потребительского спроса, ресторанного бизнеса, требуется верховенство закона, свобода предпринимательства, демократизация, гласность".

А что скажет элементарно грамотный человек, которому не вдолбили на экономическом факультете наскоро переведённую с английского языка американскую книжку по бухгалтерскому учёту?

"Чтобы быть развитой индустриальной страной, нужно владеть передовыми технологиями в ключевых сферах деятельности - электронике, машиностроении, медицине/биотехнологиях и многих других, и кроме того, иметь развитую и большую промышленность, в которую эти технологии внедрены и которая производит все высокотехнологические товары в масштабах всей страны, и возможно на экспорт".

По какому пути пошла Россия с 90-х годов, мы все знаем. Единственное утешение всё-таки в том, что у нас есть практически все ключевые технологии, хотя и на уровне научно-исследовательских институтов, то есть не внедрённые в промышленность.

Восточная Европа пошла по такому же пути, только у них там и научно-исследовательских институтов, кажется, не осталось.

А вот Китай идёт совершенно по другому пути!

В одном из америанских учебников по международной торговле разобрано несколько примеров - как Китай стал развитой страной. Привожу перевод этих примеров (курсивом - мои комментарии).

Pассмотрим случай передачи технологии Китаю в середине 1990-х годов.

После десятилетий взаимной враждебности, Соединенные Штаты надеялись, что к 1990-м годам Китай откроется для внешнего мира и будет участвовать в свободной торговле, чтобы иностранные государства могли торговать с Китаем в соответствии с принципом сравнительного преимущества. (Поясню. Под "по принципу сравнительного преимущества" западные экономисты понимают, что китайцы будут заниматься только простейшими операциями типа отвёрточной сборки, поскольку их "преимуществом" является дешёвая рабочая сила, а американцы будут заниматься разработками и дизайном сложных высокотехнологических продуктов и получать основные прибыли).

Вместо этого Китай использовал свои рычаги влияния в качестве крупного покупателя иностранных продуктов, чтобы оказать давление на транснациональные предприятия с целью передачи технологии в Китай, чтобы помочь ему стать конкурентоспособным. (Поясню. Китайцы оказались не такими тупыми, как Восточная Европа, и не согласились заниматься только отвёрточной сборкой немецких посудомоечных машин, как наши друзья поляки).

Китай оказался в выгодном положении перед многонациональными предприятиями, желающими уговорить китайских чиновников разрешить им работать в стране.

Корпорация Microsoft, под угрозой запрета на ее программное обеспечение, участвовала в разработке китайской версии Windows 95 с местным партнером и согласились помочь усилиям по созданию Китайской школы программного обеспечения. (Сравните с Россией. Мы только рады ну вот скорее, скорее купить Windows, для всех наших ВУЗов и предприятий, в том числе и оборонных. Ну как же! Это же самое лучшее мировое программное обеспечение, а мы теперь вместо того, чтобы тратить время и усилия на разработку своего, всегда можем купить самое лучшее импортное!)

Другой пример - General Motors. Чтобы победить Ford за право стать партнером по производству седанов в Шанхае, GM согласилась создать десятки совместных предприятий по автозапчастям и - самое важное! - проектированию большей части автомобилей в Китае. Также было решено создать пять научно-исследовательских институтов, чтобы научить китайских инженеров превращать технологическую теорию в области силовыx агрегатов и систем впрыска топлива в коммерческие приложения, а также многого и многого другого.

Ещё два примера - General Electric и Boeing - в частях 2 и 3.