Почему психология потребителя является определяющей в экономическом развитии страны

Почему психология потребителя является определяющей в экономическом развитии страны

Российские потребители делятся на две широкие категории.

1. Я не буду покупать вообще никаких отечественных товаров ни при каких условиях, мне подавай только импорт. И вообще, если человек прилично зарабатывает, то он уж точно не должен опускаться до покупки отечественных товаров.

2. Я может быть и куплю отечественные товары, но они должны быть существенно дешевле импорта.

И, соответственно, состояние российской промышленности и потребления материальных благ.

Мы экспортируем только нефть и газ, другие природные ресурсы, металлы, и максимум продукты низкой степени переработки. Мы потребляем только прямой импорт (Айфоны, Боинги, Сапсаны), которые мы покупаем за нефтедоллары, или отвёрточную сборку иностранных брендов (оборудование и комплектующие для этой отвёрточной сборки, естественно, покупаются тоже за границей за нефтедоллары).

Какая связь между высказанными выше идеями? Стопроцентная.

Ведь правда. Представим себе российское предприятие, производящее какие-либо товары народного потребления. Для этого предприятия часть российского рынка закрыта вообще, так как часть российского рынка - потребители "первой" категории. В той части рынка, которая для этого предприятия как бы открыта (потребители "второй" категории), реально действуют пошлины. Ведь если потребитель согласен купить товар нашей фирмы только при условии, что этот товар, допустим, на треть дешевле импорта, то это, совершенно очевидно, эквивалентно 50%-й пошлине на эти отечественные товары.

Или допустим мы хотим создать какой-то гаджет. Как на это отреагирует рынок? Совершенно верно. "Российский гаджет? Да в моём Айфоне больше мощности, чем в вашем Эльбрусе". Или "ну если будет в разы дешевле китайского, тогда может быть". Это фактически эквивалентно огромным налогам на НИОКР, поскольку создавать что-то, что требует серьёзных денежных вложений, не имеет смысла. Cоответственно все стартапы фактически - только программистские.

Таким образом, промышленность и инновации в России реально задушены не административными барьерами, и уж совсем не "давлением власти на бизнес", а потребительской психологией, которая эквивалентна огромной пошлине на отечественные (а не на импортные) товары, или огромными "налогами" на НИОКР.

Что приводит к очень смешным казусам в экономическом моделировании.

Например, рассмотрим предложение снизить расходы на оборону и высвободившиеся бюджетные деньги раздать трудящимся в виде более низких налогов. В нормальной стране это приведёт к повышению потребительского спроса и некоторому, хотя бы временному, росту экономики. В России всё будет наоборот. Получив больше денег, трудящееся подумает "ну, теперь я вообще могу не смотреть на эти новые Жигули, я могу купить что-нибудь подороже, типа подержанного фольксвагена. Ну и бытовую технику и электронику я буду теперь покупать только более дорогой импорт". В результате спрос на отечественные товары, наоборот, снизится, и рост экономики при сокращении расходов на оборону и снижении налогов замедлится.

Другой пример. К чему должно привести увеличение инвестиций в человеческий капитал? По идее, к увеличению количества учёных, инженеров, создателей, которые будут изобретать инновационные продукты и ускорять экономическое развитие. В России - всё будет наоборот. Когда изобретатель российского гаджета услышит "да в моём Айфоне больше мощности, чем в вашем Эльбрусе", он просто уедет за границу. То есть увеличение инвестиций в человеческий капитал просто приведёт к увеличению эмиграции квалифицированных специалистов.

Подытоживая, призывы "покупать отечественное" воспринимаются как некое пожелание, в лучшем случае. Покупка импорта - ну типа "нехорошо", не более того. На самом деле тот факт, что потребитель предпочитает импорт, и вообще враждебно относится к своему же собственному отечественному - является определяющим фактором в нашем застое и отсутствии экономического развития!